Найти тему

В поисках причины: ГАЗ-63 и загадка его опрокидываний на бок

При реализации любых конструкторских задач нередкие ситуации, когда в процессе их решения возникают проблемы, которые невозможно было заранее предвидеть. Иногда эти проблемы бывают столь существенными, что работы затягиваются на годы, даже десятилетия. Именно так случилось с известным грузовиком ГАЗ-63 Горьковского автозавода.

Грузовик ГАЗ-63 выпускаемый на Горьковском автозаводе
Грузовик ГАЗ-63 выпускаемый на Горьковском автозаводе

Этот двухосный грузовик должен был стать флагманом конвейера. По своей мощности и способности преодолевать бездорожье ему не было в те годы равных. Уже собранные опытные образцы показывали на испытаниях прекрасные ходовые результаты, безаварийность и устойчивость всех основных узлов и агрегатов. Было очевидно, что грузовик ГАЗ-63 станет крайне популярным и востребованным в СССР.

Инженеры-конструкторы грузовика ГАЗ-63
Инженеры-конструкторы грузовика ГАЗ-63

Но у машины появился один врождённый недостаток - изъян самой конструкции. ГАЗ-63 получился достаточно высоким, но с несоразмерно узкой колеёй. Соответственно, невнимательный водитель легко мог опрокинуть машину на бок, двигаясь по пересечённой местности под уклон или на извилистой дороге. Справедливости ради стоит упомянуть, что из грузовой техники того времени не только ГАЗ-63 отличался склонностью лечь на бок. ГАЗ-63 обзавёлся завышенным кузовом универсального нулевого габарита, этим и прибавили рост машине, из-за чего риск опрокидывания стал чрезмерным.

Конструкция шасси ГАЗ-63
Конструкция шасси ГАЗ-63

Все предлагаемые заводскими инженерами решения оказывались неудачными, а заказчик, Министерство обороны СССР, твердо настаивал, чтобы этот конструктивный изъян устранили. Выход нашли специалисты из военного КБНИИ №21, предложивший испытать дополнительно два варианта небольшой модификации конструкции ГАЗ-63: с колёсами перевёрнутыми только на задней оси и с колёсами перевёрнутыми на обеих осях. Оказалось, что с перевёрнутыми на обеих осях колёсами грузовик резко на 5,5° увеличил свой угол устойчивости. Тем не менее, удачное решение КБНИИ №21 не было в итоге утверждено, и в серию ГАЗ-63 пошёл в своём заводском варианте лишь с рекомендациями для водителей постоянно ограничивать скорость движения, чтобы не перевернуться.

Читайте также:

Безопасность пренебрегалась: почему шоферы в СССР не пристегивались?
Автолегенды СССР: история и технологии13 мая 2023
КГБ запретил это изобретение, посчитав его слишком прогрессивным
Автолегенды СССР: история и технологии12 мая 2023
"Народный" автомобиль: почему в СССР его не полюбили?
Автолегенды СССР: история и технологии12 мая 2023
Неожиданный ход: мотор от Татры на грузовик Урал в СССР
Автолегенды СССР: история и технологии11 мая 2023
Тайна люка в днище Запорожца: его наиболее вероятное назначение
Автолегенды СССР: история и технологии22 мая 2023

Авто
5,66 млн интересуются