Найти в Дзене
Лающая Рыба

4.4. Лексика. Словарный запас глухих детей.

Оглавление

Второй этап в формировании речи у детей с нарушениями слуха полностью посвящен накоплению словарного запаса. При этом занятия по развитию слухового восприятия продолжаются. Но перед тем, как перейти ко второму этапу, я хочу немножко рассказать о самой лексике, что она из себя представляет и о словарном запасе глухих детей.

1. Что такое слово? И что такое лексика?

2. Что такое словарный запас?

3. Что такое развитие словарного запаса ребёнка

4. Особенности накопления и использования словаря у глухих детей.

5. Методы и принципы пополнения словаря у глухих детей вне занятий.

6. Литература.

1. Что такое слово? И что такое лексика?

Слово - это номинативная единица языка, которая служит названием предмета, его признака и действия.

Лексика - это совокупность слов, входящих в состав языка.

Для дефектолога слова бывают полными (машина), усеченными ("ка" - каша, "пУта" - капуста), лепетными ("би-би", "ням-ням", "боба") и слова-звукоподражания (мяу! кап-кап, ко-ко-ко). И все они являются структурной единицей языка. То есть словом. Если в словаре ребенка 30 слов, но половина из них лепетные или усеченные, то мы говорим, что в словаре ребенка 30 слов. Ведь он обозначает всеми своими словами предметы или действия. Полные эти слова или лепетные, звукоподражания или усеченные - это уже вопрос характеристики словарного запаса и качества слов.

2. Что такое словарный запас?

Словарный запас, он же лексический запас - это набор знакомых слов в языке человека. Словарный запас развивается с возрастом, служит фундаментальным инструментом общения и приобретения знаний. Чем больше слов в словарном запасе, тем сложнее, интереснее и красивее речь человека, у него " богатый словарный запас". Если слов в словарном запасе мало, то мы говорим, что речь " бедная" или "словарный запас бедный". Давайте рассмотрим словарный запас на примере строительства дома. Чтобы построить дом, нам нужны кирпичики. Каждое слово – это кирпичик. Чем больше кирпичиков – тем больше и интереснее дом, тем больше в нем функциональности и возможностей. Если кирпичей недостаточно, дом будет маленький, неинтересный или его просто не будет.

Рис 1. Словарный запас.
Рис 1. Словарный запас.

Какой бывает словарный запас?

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Сначала слово формируется в пассивном словаре (это когда ребенок еще не говорит, но выполняет инструкцию "покажи, ушки"), потом оно переходит в активный словарь (ребенок указывает на уши и говорит «уси»).

Объем словарного запаса. Сколько?

Объем словарного запаса у слышащего ребенка в возрасте 3 лет примерно 800-1000 слов, у слышащего ребенка, который идет в школу – примерно 5000 слов. Взрослый слышащий человек имеет словарный запас в среднем 20-35 тысяч слов. При этом 20 или 35 тысяч слов- не так уж и важно. В обоих случаях речь взрослого человека выполняет свои функции.

Толковый словарь Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Однако для общения на бытовом уровне достаточно иметь словарный запас 3-5 тысяч слов. Того же мнения придерживаются и преподаватели иностранных языков, и логопеды. Для получения школьного образования 3000 слов недостаточно. Однако само по себе образование постоянно расширяет словарный запас взрослого или ребенка.

А кто их считает? Этим занимаются лингвисты и языковеды. Логопеды и дефектологи только лишь используют их исследования в своей работе. У них свои критерии оценивания объема словарного запаса. Если его недостаточно, ребенку пишут заключение «ОНР». Общее недоразвитие речи. (Но одного словарного запаса недостаточно для такого заключения). Вы можете посчитать словарный запас ребенка. Я считала. Было очень интересно.

Рост объема словарного запаса слышащих детей представлен графиком 1, где х - возраст ребенка, а у - объем словарного запаса.

График 1  Мне пришлось сильно растянуть картинку горизонтальной плоскости.
График 1 Мне пришлось сильно растянуть картинку горизонтальной плоскости.

Мне пришлось сильно растянуть картинку с графиком в горизонтальной плоскости. Словарный запас в возрасте от 0 до 7 лет наращивается очень быстро. С возрастом скорость накапливания лексики становится медленнее. Взрывной рост в возрасте от 0 до 7 лет объясняется сензитивными периодами развития речи.

Сензитивные периоды

Сензитивный период - это период в развитии ребенка, когда он находится в чувствительном состоянии к определенным стимулам в своей окружающей среде. В это время развитие ребенка происходит особенно быстро и эффективно, что делает этот период важным для его развития. Примеры сензитивных периодов могут включать период, когда ребенок легко и быстро развивает мелкую моторику или начинает манипулировать предметами и, конечно, есть сензитивный период развития речи. Сензитивный период - это своего рода трамплин, с помощью которого ребенок совершает резкий высокий прыжок в своем развитии.

Рис 2. Сензитивный период - это своего рода  трамплин, с помощью которого ребенок совершает резкий высокий прыжок в своем развитии.
Рис 2. Сензитивный период - это своего рода трамплин, с помощью которого ребенок совершает резкий высокий прыжок в своем развитии.

Это та самая история о ребенке соседа, (подруги, родственника), который молчал-молчал и вдруг заговорил. Он незаметно для (невнимательных) окружающих прошел все необходимые этапы онтогенеза речи, накопил и "прыгнул".

Важно использовать период сензитивного развития речи максимально эффективно, предоставляя ребенку подходящие стимулы и условия для развития.

Пропуск сензитивных периодов в развитии речи может привести к серьезным ограничениям для ребенка в его развитии. Если ребенок пропустит сензитивный период, то развитие его речи будет продолжаться, только с замедленным темпом. Глухие дети в своем речевом развитии останавливаются на этапе гуления. И без специальных занятий они в этом вопросе не продвигаются. Но, как мы помним, речь глухих детей формируется по тем же законам, что и у слышащих детей, и для них тоже характерны сензитивные периоды в накоплении словарного запаса. (См. статью 4.1. Речь.) А значит к началу этого периода глухой ребенок должен быть хоть как-нибудь протезирован, иметь какие-нибудь минимальные речевые навыки. И тогда он тоже "прыгнет". И система включится, заработает. Если ребенок успеет к тому времени восстановить утраченные функции восприятия речи и этапы ее формирования, то сензитивный период хорошо послужит ему, удвоив или даже утроив все старания специалистов и родителей.

Рис 3. Если ребенок успеет к тому времени восстановить утраченные функции восприятия речи и этапы ее формирования, то сензитивный период хорошо послужит ему.
Рис 3. Если ребенок успеет к тому времени восстановить утраченные функции восприятия речи и этапы ее формирования, то сензитивный период хорошо послужит ему.

Вот почему очень важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха, как можно раньше протезировать слух ребенка любым доступным методом и не ждать, когда с неба снизойдет кохлеарная имплантация, как можно раньше начать коррекционную работу и мотивировать ребенка лепетать...

Рис 4. результат не заставит себя ждать.
Рис 4. результат не заставит себя ждать.

...и тогда результат не заставит себя ждать.

Так устроена последовательность процесса формирования и коррекции речи во времени. При этом время здесь весьма условно, у каждого ребенка оно свое, но последовательность верна. Никто не знает, в какие сроки уложится тот или иной ребенок, осваивая премудрости слуха и речи. Но в данном случае меньше всегда лучше, чем больше.

Характеристика объема словарного запаса.

Из каких частей речи состоит словарный запас? Первыми формируются имена существительные. И словарь ребенка на сто процентов состоит из них. Чуть позже появляются глаголы. Чуть позднее - имена прилагательные и прочие части речи. Пока формируется словарь, соотношение частей речи друг к другу постоянно меняется. Примерно к пяти годам это соотношение, наконец, устанавливается: 45 процентов словарного запаса составляют имена существительные, еще 25 и 25 составляют имена прилагательные и глаголы. На остальные части речи приходится примерно 5 процентов от всего словарного запаса. Это правило касается и взрослых, и детей от 5 лет. И русского языка, и всех остальных языков. В норме язык такой.

Рис 5. Состав словарного запаса.
Рис 5. Состав словарного запаса.

Когда словарный запас формируется искусственно, возможны отклонения от этих цифр. Перекос этого соотношения, например, когда словарный запас в основном состоит из имен существительных, трех глаголов и двух прилагательных с полным отсутствием служебных частей речи делает речь специфичной. Родители замечают ее, говоря "нам не хватает глаголов", "не знает прилагательных"... Ваш специалист сможет подкорректирвать и этот момент, обогащая словарный запаса ребенка теми или иными частями речи.

Рис 6. Ваш специалист сможет подкорректировать и этот момент, обогащая словарный запаса ребенка теми или иными частями речи
Рис 6. Ваш специалист сможет подкорректировать и этот момент, обогащая словарный запаса ребенка теми или иными частями речи

Для того, чтобы самостоятельно выдержать это соотношение, вам понадобится ваша тетрадь со словарем. Но это совсем уже скрупулёзная работа - на любителя. Я проводила и это исследование.

Характеристикой объема словарного запаса занимался Гвоздев А. Н. В его книге "Вопросы изучения детской речи" вы можете почитать об этой теме подробнее. Для ознакомления я выложу его таблицу.

Рис 7. Схема развития детской речи по А. Н. Гвоздеву.
Рис 7. Схема развития детской речи по А. Н. Гвоздеву.

Что я должен был вынести из этой статьи из цифр и процентов?

Четкое понимание некоторых фактов:

- Глухие от рождения дети даже после слухопротезирования практически не пополняют словарный запас самостоятельно. Не стоит ждать этого момента. Вы упустите время. Только имея определенный уровень развития речи начинается процесс самостоятельного пополнения словаря. Ни один глухой от рождения ребенок не выйдет на этот уровень самостоятельно. Ребенку нужно помочь. И сделать это нужно своевременно.

- Словарный запас ребенка нужно постоянно пополнять. Эта работа с ребенком не останавливается ни на один день. Постоянно пополняйте словарь ребенка: объясняйте значения слов, расширяйте представления ребенка, читайте ему книги, играйте с ним и занимайтесь.

- Понимание того, что ни один логопед, ни один сурдопедагог никогда не решит проблему объема словарного запаса ребенка. Для того, чтобы сделать это, специалист должен жить с вашим ребенком. Ведь словарный запас пополняется не только на занятиях, а на всем протяжении жизни человека: когда он читает, слушает, смотрит фильм, одевается, ест, идет или едет куда-то. А значит первые ответственные люди в решении этого вопроса – родители.

Давайте возьмем простой математический пример. Если ребенок посещает сурдопедагога целых три раза в неделю, и на каждом занятии он усваивает по 3 слова с первого раза. Наш чудо-ребенок не пропускает занятия ни по болезни, ни в праздники и никогда не отдыхает. В году 52 недели. На 52 недели у ребенка приходится 156 занятий. На каждом занятии ребенку дают 3 новых слова. Если на 156 занятий приходится по три слова – это 468 слов. Если ребенок начал заниматься в возрасте 3 лет, то к 7 годам его словарь составит 1872 слова. 1872 слова - это отличный результат для глухого ребенка! Но нам необходимо принять во внимание, что ребенок, бывает, болеет. В жизни ребенка существуют праздники и отпуска. Мозг (слышащего!) человека устроен так, что он берет максимум 30 процентов информации. А так же ребенок, которому вчера скомпенсировали слух, на следующий день первые три слова не усвоит. Для того, чтобы его словарь начал пополняться, еще полгода или даже год нужно вести подготовительную работу. Так сколько же слов остается у глухого ребенка? Мало. Очень мало. А надо 3000-5000.

А возможно ли вообще выйти на уровень нормы?

Да, конечно. Чем больше слов знает ребенок, тем быстрее скорость пополнения его словарного запаса, тем легче идет этот процесс. И настанет день, когда ребенок начнет пополнять словарь самостоятельно. Тогда можно сказать, что речь стала инструментом познавательной деятельности. Но пока этого не произошло, родителям необходимо активно пополнять лексику ребенка. Логопед и сурдопедагог могут увеличить словарный запас ребенка. Это достаточно простая и увлекательная работа. Намного сложнее работать с грамматикой, с произношением, со связной речью. У специалистов намного больше задач в достижении вашей цели, чем просто пополнение словарного запаса. Работа будет в разы продуктивнее, если эту задачу возьмут на себя родители. И чем раньше будет набран объем словаря у ребенка, тем раньше он выйдет на следующий этап формирования речи - "Формирование вопросно-ответной формы речи". Но можно, конечно, подождать, пока словарь наберется сам собой.

Рис 8. Но можно, конечно, подождать, пока словарь наберется сам собой.
Рис 8. Но можно, конечно, подождать, пока словарь наберется сам собой.

Но лучше не ждать.

Выводы:

- Если ребенок все понимает, но еще не говорит, это не значит, что словарный запас у него маленький, ведь словарный запас сначала формируется в пассив и только потом переходит в актив. Если малыш правильно показывает игрушку или предмет, который вы называете, значит, это слово есть в его пассивном словаре. При включении произносительной стороны речи, оно перейдет в активный словарь.

- Словарный запас – это не только наименование предметов, это еще и глаголы, прилагательные, междометия, местоимения и другие части речи.

- Своевременно сформированный словарный запас ведет к самостоятельному развитию ребенка, даже если этот ребенок глухой от рождения, 3000-5000 слов ему будет достаточно, чтобы он начал пополнять словарный запас сам, читая книги, просматривая фильмы, задавая вопросы. Чем больше слов ребенок знает, тем больше у него возможностей его пополнять самостоятельно.

- Не имеет значения, какой объем словарного запаса у ребенка в цифрах. Нужно просто понять, что у глухого ребенка словарь должен быть больше, чем он есть сейчас. Если словарный запас у ребенка маленький или, точнее будет выразиться, недостаточный, вы поймете это. Числа, характеризующие объем словарного запаса, необходимы не логопедам или сурдопедагогам, а ученым, которые исследуют речь. Но если вам интересно, можно считать его на первых порах развития ребенка. Вы увидите динамику и сможете понять, куда двигаться дальше.

- И снова не все так страшно, как кажется. И пополнить словарный запас можно своевременно, если уделять этому достаточное ОГРОМНОЕ количество времени. При накоплении определенного набора слов, скорость этого процесса существенно увеличивается. Так устроен мозг человека.

3. Что такое развитие словарного запаса ребенка.

Развитие словарного запаса это формирование, пополнение, уточнение и закрепление словарного запаса ребенка.

Формирование словарного запаса - процесс запоминания первичного набора слов.

Пополнение словарного запаса - это накопление и увеличение объема словарного запаса. Месяц назад ребенок знал только три предмета мебели - стол, стул, кровать. А сегодня уже 6: стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло.

Уточнение словарного запаса - уточнение значений слов. Это стул, а это - табурет.

Закрепление словарного запаса - перевод слов из пассивного в активный словарный запас. То есть ребенок не только понимает, что такое стул и табурет, но и правильно использует эти слова в своей речи.

4. Особенности накопления и использования словаря у глухих детей.

У глухих людей словарный запас может иметь свои особенности.

1. Полная глухота и отсутствие слухопротезирования ведет к полному отсутствию словарного запаса. (Однако не исключает наличие его в форме жестового языка, если ребенок будет ему обучен специально)

2. Слабослышащие дети и глухие слухопротезированные дети без специальной коррекционной работы имеют очень ограниченный словарный запас.

3. Причины ограниченного словарного запаса - нарушение слухового восприятия и невозможность диффиренцированно воспринимать слова. Это могут быть проблемы в восприятии близких по звучанию слов, близких по значению слов, трудности вычленения отдельных слов в потоке речи.

4. Сложности в освоении глаголов.

5. Сложности в освоении прилагательных.

6. Полное отсутствие служебных частей речи.

7. Неточность употребления слов.

8. Излишнее расширение значений слов. Например, словом "стул" глухие дети могут называть и стул , и табурет, и кресло, и диван, и сидеть, и лавочка.

9. Употребление характерного признака понятия вместо слова. Например, дедушка обозначается словом "борода".

10. Называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («краска» вместо слова кисточка).

11. Называние общей ситуации вместо предмета («заболела» вместо слова термометр).

12. Называние предмета, сходного по назначению («ключ» вместо слова крючок).

13. Называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо слова метла).

14. Называние действия, которое может быть связано с данным предметом («садиться» вместо слова стул).

15. Использование перифраза для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо слова ключ).

5. Методы и принципы пополнения словаря у глухих детей вне занятий.

- Деятельность, которую вы будете вести с ребенком, должна учитывать возрастные особенности ребенка. Если малышу еще 1-2 года, то основная его деятельность – манипулирование с предметами. Если ребенок старше 2-3 лет, то основная его деятельность – игра. У детей школьного возраста основной вид деятельности - учеба. Но любой человек охотнее, легче и быстрее обучается через игру.

- На первых порах, когда речи еще нет и волевая сфера еще не развита, родителям необходимо следовать за вниманием ребенка. Он не может концентрировать свое внимание волевым усилием, поскольку воли у него нет. Поэтому не нужно самостоятельно обращать внимание ребенка на что-то, что по вашему мнению, более полезно ему. Отталкивайтесь от его интереса. Нужно называть все то, чем ребенок заинтересовался сам. Отталкивайтесь от его интереса.

Рис 6. Родителям необходимо следовать за вниманием ребенка.
Рис 6. Родителям необходимо следовать за вниманием ребенка.

- Оречевление всего происходящего вокруг ребенка одним-двумя словами на первых этапах развития слухового восприятия и речи. Например, ребенок умывается, мама говорит: «вода», ребенок смотрит на собаку, мама говорит «собака» или "ав-ав". Не нужно нагромождать свои высказывания «ах! Посмотри Какая красивая маленькая рыжая собака бежит мимо нашего окна!». Для ребенка с неразвитым слуховым восприятием главное слово просто потеряется в куче слов. И соотнести слово «собака» с происходящим будет сложно. Однако, если ребенок точно знает слово «собака», речевую конструкцию можно и нужно увеличить: «собака бежит» или «собака маленькая». Как только слова "бежит" и "маленькая" тоже становятся хорошо знакомы ребенку, можно еще увеличить фразу до 3 слов.

А всегда ли так говорить? Нет, не всегда. Если вы рассказываете ребенку стишки и потешки, слова возможно потеряются, но у ребенка будет вырабатываться слоговая структура речи, чувство ритма. Это немножко другая, не менее полезная задача. Кроме того, стишки и потешки постоянно повторяются в режимных моментах «водичка, водичка, умой мое личико…». Повторяйте этот и другие стишки-потешки в режимных моментах и ненавязчиво спрашивайте: "где водичка? Где личико?". Покажите ребенку, если он не знает. Постепенно с пополнением словаря и развитием слухового восприятия речи ребенок вычленит каждое слово из стихотворения.

- Используйте игровые моменты. Игры с использованием повторяющихся слов. Например, малыш любит играть в машинки. А вы учите слово «капуста». Поиграйте с ним: пока малыш катает машинку, сядьте рядом, "посадите" капусту в "огороде", позовите водителя и каждый раз кладите ему в кузов капусту, называя ее и побуждая ребенка повторить за вами. Машина везет капусту в домик. Спрашивайте: "Что это?" - "Капуста". "Что везет машина?" - "Капусту". "Что тут?" - "Капуста", "Что ты привез?" - "Капусту".

Рис 7. Используйте игровые моменты
Рис 7. Используйте игровые моменты

- Используйте разные виды деятельности. Следите за тем, что интересно ребенку. Нарисуйте капусту, слепите капусту, сходите в магазин за капустой, купите капусту, вымойте капусту, нарежьте бумажную капусту, сварите капусту, съешьте капусту, каждый раз называя ее. Называя одно и то же слово вы используете разные виды деятельности, поддерживая интерес ребенка. Ребенок сделает с вами кучу интересных дел и не заметит, как выучил слово "капуста".

- Повторяйте в сюжетах игр одни и те же слова, пока ребенок не «выучит» их. На следующий день возьмите капусту и морковку. Если малыш не хочет играть в машину, а хочет играть мишкой, снова сядьте играть рядом, вы будете зайчиком и выращивать в огороде капусту и морковку. Позовите мишку в гости, откройте магазин. Нельзя решить за ребенка, чем он будет играть, но можно дополнить сюжет его игры своей игрой.

- После каждого занятия с сурдопедагогом учите слова и добавляйте к ним еще 1-2 тематических слова. Например, если ребенок выучил на занятии слово "помидор", добавьте к нему дома слова, близкие к теме. Например, "капуста" и "лук". Не ждите, когда это сделают за вас.

Рисуйте, лепите, читайте, играйте, разговаривайте. Но делать это нужно правильно. Любая ваша работа будет бессмысленна, если делать это неправильно.

Рис 8.
Рис 8.

Вывод:

Лексика является центральной частью языка. Только достаточный словарный запас позволяет формировать, передавать и именовать разнообразные знания. Без слов говорить нечем. Работа над лексическим компонентом речи – это первоочередная задача после развития слухового восприятия в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

6. Литература:

1. Гвоздев А. Н. "Вопросы изучения детской речи"

2. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада

Предыдущая статья - 4.3 Этап 1: Формирование первых произносительных навыков у глухих детей.

Следующая статья - 4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

Статьи о речи и о развитии речи у глухих детей:

4.1 Речь

4.2 О развитии устной речи у глухих детей

4.3 Этап 1: Формирование первых произносительных навыков у глухих детей

4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

4.6 Разные части речи в словарном запасе глухих детей

4.7 Игры для развития словарного запаса у глухих детей

4.8 Этап 3. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей

4.9 Ситуативное понимание вопросов