Кутерьма со сроками, которую закрутил недавно Верховный Суд, коснулась и потребителей. Оказалось, что не все умеют правильно считать до пятнадцати.
Началось с того, что Конституционный Суд установил неопределенность в начале отсчета срока привлечения к административной ответственности. Было непонятно, день нарушения нужно считать или отсчет необходимо вести со следующего дня? Сам КС склонился к тому, что день нарушения должен входить в срок, в течение которого водителя могут привлечь к ответственности за нарушение. Позже именно такая норма была внесена в Кодекс об административных правонарушениях.
Затем Верховный Суд уже по своей инициативе объяснил, как нужно считать срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Оказалось, что если последний день такого срока выпадает на выходной, он автоматически не переносится на первый следующий за ним рабочий. Это не означает, что так быть не может в принципе: в жалобе следует всего лишь ходатайствовать о восстановлении упущенного срока и привести уважительные причины его пропуска. А этого многие не делают, полагаясь на «автоматичность».
Но различные сроки фигурируют во многих кодексах и прочих законах. И все мы, как потребители, не понимая этого толком, постоянно с ними сталкиваемся.
В частности, в законе «О защите прав потребителей» есть норма, в соответствии с которой покупатель технически сложного товара может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы независимо от того, является ли обнаруженный в нем недостаток существенным (абз. 8 п. 1 ст. 18). Сделать это можно в пятнадцатидневный срок после покупки. Но как отсчитывать эти 15 дней? Со следующего дня после покупки или непосредственно с даты заключения договора купли-продажи?
По мнению Верховного Суда, отсчет должен вестись с даты, следующей за днем передачи товара. На мой взгляд, вполне логично. Во-первых, ДКП может быть заключен в один день, а товар передан спустя несколько недель. Во-вторых, все те 15 дней, что закон отводит на возврат покупки, товар должен быть у покупателя полностью — как раз именно для того, чтобы все его недостатки можно было выявить полноценно.
Автомобиль, равно как и мотоцикл (снегоход, квадрик и пр.) — безусловно, является технически сложным товаром. И с учетом того, что сейчас в основном продается на нашем рынке, недостатки в них вскрываются часто. Так же было и в деле, которое попало в ВС РФ.
Некий житель Саратова 11 октября приобрел у дилера автомобиль Volkswagen Polo, но уже 26 октября обратился к продавцу с заявлением об отказе от исполнения ДКП по причине обнаружения неисправностей в купленной машине (амортизатор, аудиосистема, парктроник). Говоря проще, он потребовал взять обратно проданный Polo и вернуть ему заплаченную за машину денежную сумму в полном объеме.
Дилер не ответил, качая головой…
Покупатель с таким поступком и обратился за помощью к Фемиде. Однако все суды встали на сторону продавца и отказали в иске, сославшись на то, что обнаруженный недостаток — несущественный и, кроме того, на день подачи претензии уже истек установленный законом 15-дневнй срок возврата. Районный суд посчитал, что за первый день срока нужно взять 11 октября, когда покупателю была передана машина, тогда, следовательно, последним днем подачи претензии является 25 октября. Апелляционная и кассационная инстанции с ним согласились.
Так спор дошел до суда Верховного.
А он прибег к разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", где сказано, что потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 ЗоЗПП, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
О том, как считать срок, говорится в статье 191 Гражданского кодекса: течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть, в этом конкретном случае первым днем такого срока должно считаться 12-е число, а последним — 26-е.
Таким образом, говорить о пропуске срок оснований нет. Поэтому даже если обнаруженные недостатки несущественные, этого достаточно для удовлетворения претензии. Потому что фактор существенности включается лишь по истечении 15 дней.
ВС отменил незаконные решения по делу и отправил его на пересмотр в Саратовский областной суд. Кстати, аналогичную правовую позицию ВС высказал и в определении от 09.02.2021 г. № 32-КГ20-14-К1.