Найти в Дзене

ПОДШИПНИК ПОД ТРЕЩОТКУ - СПАСЕНИЕ оси велосипеда?

Оглавление

Главный недостаток недорогих велосипедов в том, что у них недолговечные комплектующие. Вдобавок несовершенство конструкции, приводящее к поломкам и быстрому износу движимых частей. Но с этим можно жить, зная как. Об этом и поговорим.

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ! МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ДРУЗЬЯ. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПИСАТЬ КОММЕНТАРИИ, ПРОЧТИТЕ СТАТЬЮ ЦЕЛИКОМ. ЭТО ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ НЕДОПОНИМАНИЯ ВО МНОГИХ МОМЕНТАХ. СПАСИБО.

Трещотка + промподшипник
Трещотка + промподшипник

В прошлой статье уже писали о том, как переделать втулку заднего колеса велосипеда на промподшипник. Это нужно для того, чтобы минимизировать износ деталей и последующие проблемы с колесом и осью. Кстати, вот сама статья, прочитайте её:

В текущей статье расскажем, как дополнительно усовершенствовать колесо, чтобы не ломалась ось.

ИДЕЯ МИНИ-ПОДШИПНИКА ПОД ТРЕЩОТКУ

Признаемся честно, своровали эту идею с просторов интернета, посмотрев какой-то «древний» ролик на youtube. Там человек переделывал втулку советского велика на прома. Он же и предложил устанавливать под трещотку маленький подшипничек. Зачем? – Закономерный вопрос.

При кручении педалей, особенно на маленьких звёздах кассеты, создается излишнее давление на конец оси. Рано или поздно ось под трещоткой гнётся и ломается прямо в начале конуса. Чаще всего этому подвержены полые оси под эксцентрик.

Сломанная ось заднего колеса
Сломанная ось заднего колеса

Для избегания поломки, инженеры придумали другую конструкцию втулок. «Кассетная, барабанная, втулка на промах» - у неё много названий. Смысл конструкции в том, что шарикоподшипниковый механизм находится внутри втулки, а не в трещотке, как раньше.

Благодаря этому появляется возможность менять изношенные звёзды, надевая их на барабан. А сама конструкция становится долговечнее, ведь непосредственно под звездами появляется дополнительная точка опоры на ось. Сам стержень становится устойчивым на изгибающие нагрузки.

Втулка на промышленных подшипниках NOVATEC
Втулка на промышленных подшипниках NOVATEC

«Почему бы не попробовать сделать такое же для трещотки?» - закономерный вопрос. Есть идея – есть воплощение.

Честно сказать, даже «украв» идею с видеоролика, мы там ничего не поняли. Поэтому научились «колхолзить» нужный вариант сами, чем с удовольствием поделимся в данной статье.

ЗАЧЕМ НУЖЕН МИНИ-ПОДШИПНИК?

Данный подшипник необходим для создания третьей точки опоры при изгибе оси от чрезмерной нагрузки на колесо.

Обоснование необходимости промподшипника
Обоснование необходимости промподшипника

Подшипник не должен являться постоянной «третьей точкой опоры» колеса. Грубо говоря, он не должен крутиться под трещоткой. Поскольку является лишь страховочным.

Что это значит? – Когда ось под сильной нагрузкой прогибается, только тогда создаётся упор на трещотку. А если излишних нагрузок нет, данный подшипник должен просто «висеть в воздухе».

Подшипник под трещоткой
Подшипник под трещоткой

«А что, если оставить с упором?» - спросите вы. Такой эксперимент ставили. Ходовые характеристики колеса становились хуже, накат был чуть тяжелее. Лучше так не делать.

КАК ПОСТАВИТЬ ПОДШИПНИК ПОД ТРЕЩОТКУ?

Чтобы поставить мини-подшипник под трещотку не обязательно помещать промышленные подшипники в саму втулку. Эта модификация подходит как для обычных насыпных втулок, так и для втулок на промах.

Главная проблема автора ролика была в том, что подшипник ставился таким образом, что трещотка становилась несъемной. То есть съемник просто упирался в подшипник и кассету со звездами невозможно было снять.

Мы решили, что такой вариант не подходит и придумали углублять подшипник на половину своей ширины. В этом случае, съемник прекрасно входит в паз, и трещотка замечательно откручивается. Так и сделали.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Для создания доработки использовали подшипник маркировки 6900 RS. Внутренний диаметр 10мм идеально подходит для «родных» осей. Если вы планируете ставить подшипник в связке с насыпью, то размер идеально подойдёт.

Подшипник 6900 RS
Подшипник 6900 RS

А вот если комбинировать с заводской осью на промах, о которой шла речь в предыдущей статье, нужно учесть нюанс. Такая ось имеет РАЗНЫЕ диаметры по своей длине.

Ось под пром - подшипники 9, 10, 11мм
Ось под пром - подшипники 9, 10, 11мм

Посадочное место подшипников у неё также 10 мм. Но края, куда накручиваются гайки – 9 мм. И именно на 9 мм ось придётся надевать мини-подшипник.

Посадка подшипника на резьбу 9мм
Посадка подшипника на резьбу 9мм

Мы решили вопрос просто. Сделали кольцо из жести, подложив его под внутренний диаметр подшипника. Затем затянули гайками центры. Получилось отлично. Посмотреть подробнее можно на видео:

ВАЖНО учесть момент, что в разных трещотках разные диаметры отверстия, куда вставляется съемник. Например, данный подшипник не вставится с внешней стороны - ему будут мешать шлицы для съемника, но с внутренней войдет идеально.
Примерка подшипника к трещотке
Примерка подшипника к трещотке

Повторим, не нужно, чтобы он крутился в трещотке, поэтому внешнюю кромку подшипника нужно сточить примерно на пол миллиметра. Чтобы «висел в воздухе».

Здесь не расскажем вам, какие калибры гаек использовать для затяжки подшипника. Потому что расстояние между перьев у разных велосипедов – разные. Нужно экспериментировать и найти искомый вариант. Для этого запаситесь парными гайками разной ширины.

Отметим, что сами гайки, которые зажимают подшипники - тесно соседствуют друг с другом. А это значит, что ось ещё больше усиливается!

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Невозможно воочию увидеть, как отрабатывает подшипник. Но то, что колесо проехало с ним более 300 км под нагрузкой более 110 кг – это факт. И под нагрузкой более 90 кг около 1000 км – также факт. Это ПРОВЕРЕННЫЙ нами способ, а не только теория.

-10

Когда отвинчиваешь трещотку, на поверхности подшипника виден желтый след от соприкосновения с барабаном. Это значит, что нагрузка периодически осуществляется. За всю нашу историю катания НЕ СЛОМАЛАСЬ НИ ОДНА ОСЬ!

Ось велосипеда с подшипником под трещоткой
Ось велосипеда с подшипником под трещоткой

Безусловно, такую конструкцию нужно чаще обслуживать, потому что затягивающие подшипник гайки, имеют свойство разбалтываться со временем. А сам подшипник может слегка «разбиваться» под весом. Но это не столь критично, потому что он страховочный.

Важно! Поскольку под трещоткой образуется дополнительная точка опоры, со временем может раскрутиться стопорное кольцо, которое предотвращает её раскручивание. Нужно периодически затягивать кольцо. Напомним, закручивается оно ПРОТИВ часовой стрелки.
Стопорная гайка на трещотке с двумя пазами для раскручивания
Стопорная гайка на трещотке с двумя пазами для раскручивания

ИТОГ

Если планируете длительные путешествия, такой подшипник необходим. Он убережёт от поломок в пути, кто бы ни говорил иначе. Вдобавок если есть запасная ось – такой вариант станет надежным вдвойне.

Не стоит думать, что оси не ломаются в барабанах под кассету. Это происходит достаточно часто. Поэтому интегрированный подшипник во втулке колеса не всегда решает все проблемы.

Установив мини-подшипник под трещотку на обычном велосипеде, можно сэкономить на покупке дорогостоящих втулок. К слову, ценник на самые надёжные из них, начинается с 12 000 рублей.

В этом видео можно посмотреть, что стало с осью, подшипниками после 1000+ пробга, из которых 300+ км под нагрузкой больше 110кг:

Спасибо за внимание и что дочитали. Если есть вопросы, с радостью ответим.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘