Найти тему
Равенство.Медиа

Неравенство в доходах рабочих и топ-менеджмента вызвало недовольство на УАЗе

Зарплата работников УАЗа в 2022 г. стала в 35 раз меньше, чем у топ-менеджмента. Но и с ее выплатой проблемы

🚘 Топ-менеджмент Ульяновского автозавода в лице сотрудников холдинговой компании Sollers повысил себе вознаграждение с 144 до 352 млн руб. в 2022 г., следует из данных отчетности ПАО «Соллерс». Число сотрудников при этом снизилось с 30 до 22. То есть в месяц доход был 0,4 млн руб., а стал 1,3 млн руб. – в 3 раза больше. В 2022 г. там сменился собственник.

«Завод бастует, зарплаты нет», – говорит (https://t.me/bazabazon/17748) голос за кадром на видео из цеха. Десятки рабочих собрались пожаловаться на невыплату зарплаты, сообщила «База». За последний месяц они получили только 20 000 руб. В УАЗе заявили, что забастовки нет, а была встреча с гендиректором. 1 марта зарплату подняли на 5%, а в июне якобы поднимут еще на 7%. У рабочих на УАЗе она 38 000 руб., заверила (https://www.gazeta.ru/auto/news/2023/05/17/20457164.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop) пресс-служба.

Из 49 текущих вакансий, что нашло «Равенство», среднее предложение всего 35 300 руб. Так, 35-40 000 руб. (https://trudvsem.ru/vacancy/card/1167325054082/ed4eb525-c3c7-11ed-a5f0-91f5d381286a) предлагают ведущему инженеру по электрооборудованию автомобилей. Но даже 38 000 - это в 35 раз меньше, чем у менеджмента.

Судьба Завода имени Сталина (1941 г. (https://www.uaz.ru/company/history)) наглядно показывает, до чего доводят передовые предприятия "эффективные собственники". В 1992 г. завод приватизировали. Коллектив получил 25% акций, 60% должны были продать на аукционе, а 15% оставалось за государством. Первые 10% акций УАЗа достались (https://www.kommersant.ru/doc/284985) АО «Капитал", что создали за несколько дней до аукциона топ-менеджеры.

В 1995 г. выставили еще 11% УАЗа, что получила (https://m.realnoevremya.ru/articles/75854-reyting-top-100-krupneyshih-predpriyatiy-ulyanovskiy-oblasti) МММ Сергея Мавроди. Она довела пакет до 20%. В 2000 г. Северсталь олигарха Алексея Мордашова выкупила пакет Мавроди. Через пару месяцев убили 38-летнего члена совдира УАЗа Валерия Хабатулина, известного по кличке Хобот. Он крышевал сбыт авто. После скупки акций у работников Северсталь консолидировала к 2002 г. контрольный пакет.

Хотя после приватизации из УАЗа высасывали все соки, даже в тяжелых условиях, когда авто продавали по бартеру, советский задел и кадры позволяли ему успешно работать. «Красный директор» Павла Лежанкин старался сохранить работников.

В 2000 г. убытки подскочили до $30 млн. Новые, более "эффективные" менеджеры взялись за УАЗ всерьез. «Завод избавился от социальных учреждений. Следующим шагом стала оптимизация. Специальная группа с секундомерами и видеокамерами отслеживала все действия рабочих», – восторгается (https://www.kommersant.ru/doc/860919) Коммерсант. Оказалось, что 60% времени тратили неэффективно. Мотивировать решили не столько повышением зарплат, сколько вышвыриванием на улицу: если в 2000 г. на УАЗе работало 25 000 человек, то в 2005 г. – 16 000 (https://www.kommersant.ru/doc/860919), хотя обещали (https://www.uaz.ru/blog/news/uaz-uvelichit-chislennost-svoix-sotrudnikov-do-30-000) рост до 30 000. Сейчас их 6400.

Активы выделили в «Северсталь-авто», которую курировал Вадим Швецов. Через 7 лет он выкупил пакет у Мордашова и переименовал холдинг в Sollers. Доля Sollers в УАЗ выросла к 2011 г. до 67%.

В 2010 г. правительство выставило оставшиеся 13% УАЗа по цене 1,5 млрд руб. ( прибыли УАЗа за один год). Sollers докупил пакет в 2013 г. в 2 раза дешевле (за 0,85 млрд руб.), доведя долю до 86%, а к 2015 г. и до 100%. Контроль до 2014 г. велся через кипрские офшоры, куда годами выкачивали прибыль.

С 1991 г. производство машин на УАЗе упало на 35%, а сотрудников сократили на 3/4.

Производство (продажи) автомобилей УАЗ, тыс. ед.:
1991 – 52,5
1995 – 44,9
2006 – 53,6
2015 – 48,7
2019 – 38,9
2022 – 33,9

(https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/2022/russia/uaz/)Рынок логично завел УАЗ в тоннель, в конце которого пока не видно света. "Эффективные" собственники резали инвестиции и смежные производства комплектующих, делая ставку на их закупку за рубежом – УАЗ Patriot оказался лишь на 50% (https://autoreview.ru/articles/svoimi-glazami/antipatriot) патриотичным. Это аукнулось сейчас, когда на фоне санкций УАЗ перешел на сборку разукомплектованных (https://www.gazeta.ru/auto/2022/06/27_a_15044594.shtml) (без подушек безопасности, ABS, курсовой стабилизации) авто.

В июне 2022 г. Швецов продал 77% топ-менеджерам. Те решили вовсе не ломать голову. «УАЗ не может создавать новый продукт. Это огромные инвестиции. Нужно идти в ногу со временем. Новый продукт создадут те, кто может это делать», – заявил (https://www.gazeta.ru/auto/2022/06/27_a_15044594.shtml) один из них. В итоге УАЗ сосредоточится на старых моделях внедорожники и может начать собирать китайские Chery.

https://t.me/ravenstvomedia

Авто
5,66 млн интересуются