Бывает, неделями вымучиваешь статью: ссылаешься на авторитетные источники, раскладываешь сложные понятия по полочкам и подбираешь наглядные иллюстрации. Читатель забирает пользу, и уже через неделю забывает, где и что читал. А бывает, что короткий пост в соцсетях автору припоминают годами. Дело в эмоциях: если текст не «зацепил», его не запомнят. И автору сложнее «достучаться» до читателя.
Что еще нужно знать об эмоциях
✔️ Через эмоции можно управлять интересом читателя. Текст — это общение между читателем и автором. Оно продуктивно, если обоим участникам интересно взаимодействовать. Мотив автора прозрачен: побудить к действию или привлечь внимание другой стороны. С читателем сложнее: не каждый текст ему полезен и важен.
✔️ Мозг хуже обрабатывает информацию о нейтральных событиях или объектах. Но если к ним привязаны эмоции, информация запомнится надолго. Об этом говорят психологи и даже подразделяют память на виды, в том числе выделяют эмоциональную память.
Как поставить себя на место читателя и понять его чувства
Примените метод когнитивной эмпатии
- Выберите эмоцию, которую хотите вызвать у читателя. Например, любопытство.
- Вспомните ситуации из своего опыта, когда вы испытывали это чувство. Например, когда в детстве дедушка привёл вас первый раз в гараж и открыл ящик с инструментами.
- Вернитесь к тексту и попробуйте добавить яркий пример или описать блок так, чтобы читатель погрузился в такое же чувство.
Например, вы продаёте доступ в закрытый клуб для предпринимателей и хотите, чтобы читатель пришёл в клуб с любопытством. Сравните членство в клубе напрямую с вашим примером из детства. Или действуйте менее прямолинейно: пишите о ваших реакциях в той ситуации и перекладывайте их на текст. Например, «подглядывать», «расспрашивать» и «время пролетает незаметно». Так вы «привязываете» желаемую эмоцию к тексту.
Проверьте себя вопросами
Когда текст готов, убедитесь, что он даст правильный результат. Задайте несколько вопросов:
- Волнует ли моего читателя текст?
- Какие эмоции он испытывает?
- Приводят ли эти эмоции к полезному действию?
Как вызвать эмоции у читателя
Читатель сопереживает, когда узнает себя в ситуациях или словах. И наоборот: не проникается к компании, когда в текстах говорят о чужих проблемах и задачах. Если для читателя в материале нет ничего близкого и привычного — ему станет скучно, и он не дочитает текст до конца. Но скука — не та эмоция, ради которой люди читают контент, а автор его создает.
Сделать текст интересным и впечатляющим можно с помощью приемов, которые «разбудят» чувства читателя.
Создайте персонажа
Проще всего вызвать эмоции через эмпатию к другому человеку. Для этого автор создает похожий на читателя образ: героя с тем же характером или поведением.
Согласно исследованию, чем больше сходств с собой видит читатель, тем сильнее эмпатия. Ее поддерживают зеркальные нейроны — нервные клетки мозга. Они активируются, когда человек двигается или видит действия других. Работа этих нейронов имитирует наблюдение и помогает «примерить» чужой образ на себя.
Как создать:
1. Опишите целевую аудиторию. У героя такие же характеристики, как у читателя. Для этого ответьте на вопросы:
Что волнует героя? Например, у него плотный график работы и мало свободного времени. Хочет активно проводить вечера после работы.
Как проводит свободное время? У него не всегда есть силы куда-то ехать для досуга. Предпочитает отдых с семьей и занятия спортом несколько раз в неделю.
О чем мечтает? Например, обеспечивать семью и уделять ей больше внимания.
Запишите ответы на вопросы: чем больше характеристик у персонажа, тем более яркое впечатление он произведет на читателя.
2. Опишите, как герой взаимодействует с продуктом. Вообразите себя сценаристом фильма. Например, в кадре есть объект, который нужно использовать. Представьте действия героя с объектом, которые основываются на его желаниях, увлечениях и волнениях.
Пример:
✅ Внутри жилого комплекса можно покататься с детьми на велосипедах, сходить в продуктовый магазин, а после — приготовить семейный ужин.
❌ Жилой комплекс «Рассвет» станет для вас уютным домом.
Приводите примеры
Описания с абстракциями не привязаны к эмоциям: их нельзя представить и почувствовать. Если в тексте нет конкретики, читатель его не запомнит.
1. Создайте ясные сюжеты. Проиллюстрируйте действия персонажа так, чтобы читатель их узнавал и создавал из них картинку.
Если хотите показать преимущества продукта, подробно опишите, как с их помощью персонаж реализует свои желания. Допустим, мечта героя — стать хорошим дизайнером. Звучит абстрактно: кто такой хороший дизайнер?
Через сценарии покажите, какие конкретные действия приблизят персонажа к мечте:
✅ На обучении вы освоите инструменты дизайнерской программы Figma, создадите первый лендинг и научитесь сочетать шрифты.
❌ Благодаря обучению вы улучшите навыки дизайна.
2. Используйте глаголы. С ними легко представить действия, их последовательность и уложить это в понятный сюжет.
Заменяйте отглагольные и прилагательные слова на глаголы там, где это возможно.
✅ Когда вы создадите первый лендинг, сможете собрать своё портфолио.
❌ После создания первого лендинга будет возможность собрать своё портфолио.
***
Поставьте лайк, если было полезно! И подписывайтесь на «Дайджест копирайтера», чтобы получать ещё больше практических рекомендаций по работе с текстами.