Найти в Дзене
Дайджест копирайтера

Как понять чувства читателя и вызвать у него эмоции: практические советы для авторов

Оглавление

Бывает, неделями вымучиваешь статью: ссылаешься на авторитетные источники, раскладываешь сложные понятия по полочкам и подбираешь наглядные иллюстрации. Читатель забирает пользу, и уже через неделю забывает, где и что читал. А бывает, что короткий пост в соцсетях автору припоминают годами. Дело в эмоциях: если текст не «зацепил», его не запомнят. И автору сложнее «достучаться» до читателя.

Что еще нужно знать об эмоциях

✔️ Через эмоции можно управлять интересом читателя. Текст — это общение между читателем и автором. Оно продуктивно, если обоим участникам интересно взаимодействовать. Мотив автора прозрачен: побудить к действию или привлечь внимание другой стороны. С читателем сложнее: не каждый текст ему полезен и важен.

✔️ Мозг хуже обрабатывает информацию о нейтральных событиях или объектах. Но если к ним привязаны эмоции, информация запомнится надолго. Об этом говорят психологи и даже подразделяют память на виды, в том числе выделяют эмоциональную память.

Как поставить себя на место читателя и понять его чувства

Примените метод когнитивной эмпатии

  1. Выберите эмоцию, которую хотите вызвать у читателя. Например, любопытство.
  2. Вспомните ситуации из своего опыта, когда вы испытывали это чувство. Например, когда в детстве дедушка привёл вас первый раз в гараж и открыл ящик с инструментами.
  3. Вернитесь к тексту и попробуйте добавить яркий пример или описать блок так, чтобы читатель погрузился в такое же чувство.

Например, вы продаёте доступ в закрытый клуб для предпринимателей и хотите, чтобы читатель пришёл в клуб с любопытством. Сравните членство в клубе напрямую с вашим примером из детства. Или действуйте менее прямолинейно: пишите о ваших реакциях в той ситуации и перекладывайте их на текст. Например, «подглядывать», «расспрашивать» и «время пролетает незаметно». Так вы «привязываете» желаемую эмоцию к тексту.

Проверьте себя вопросами

Когда текст готов, убедитесь, что он даст правильный результат. Задайте несколько вопросов:

  • Волнует ли моего читателя текст?
  • Какие эмоции он испытывает?
  • Приводят ли эти эмоции к полезному действию?

Как вызвать эмоции у читателя

Читатель сопереживает, когда узнает себя в ситуациях или словах. И наоборот: не проникается к компании, когда в текстах говорят о чужих проблемах и задачах. Если для читателя в материале нет ничего близкого и привычного — ему станет скучно, и он не дочитает текст до конца. Но скука — не та эмоция, ради которой люди читают контент, а автор его создает.

Сделать текст интересным и впечатляющим можно с помощью приемов, которые «разбудят» чувства читателя.

Создайте персонажа

Проще всего вызвать эмоции через эмпатию к другому человеку. Для этого автор создает похожий на читателя образ: героя с тем же характером или поведением.

Согласно исследованию, чем больше сходств с собой видит читатель, тем сильнее эмпатия. Ее поддерживают зеркальные нейроны — нервные клетки мозга. Они активируются, когда человек двигается или видит действия других. Работа этих нейронов имитирует наблюдение и помогает «примерить» чужой образ на себя.

Как создать:

1. Опишите целевую аудиторию. У героя такие же характеристики, как у читателя. Для этого ответьте на вопросы:

Что волнует героя? Например, у него плотный график работы и мало свободного времени. Хочет активно проводить вечера после работы.

Как проводит свободное время? У него не всегда есть силы куда-то ехать для досуга. Предпочитает отдых с семьей и занятия спортом несколько раз в неделю.

О чем мечтает? Например, обеспечивать семью и уделять ей больше внимания.

Запишите ответы на вопросы: чем больше характеристик у персонажа, тем более яркое впечатление он произведет на читателя.

2. Опишите, как герой взаимодействует с продуктом. Вообразите себя сценаристом фильма. Например, в кадре есть объект, который нужно использовать. Представьте действия героя с объектом, которые основываются на его желаниях, увлечениях и волнениях.

Пример:
✅ Внутри жилого комплекса можно покататься с детьми на велосипедах, сходить в продуктовый магазин, а после — приготовить семейный ужин.
❌ Жилой комплекс «Рассвет» станет для вас уютным домом.

Приводите примеры

Описания с абстракциями не привязаны к эмоциям: их нельзя представить и почувствовать. Если в тексте нет конкретики, читатель его не запомнит.

1. Создайте ясные сюжеты. Проиллюстрируйте действия персонажа так, чтобы читатель их узнавал и создавал из них картинку.

Если хотите показать преимущества продукта, подробно опишите, как с их помощью персонаж реализует свои желания. Допустим, мечта героя — стать хорошим дизайнером. Звучит абстрактно: кто такой хороший дизайнер?

Через сценарии покажите, какие конкретные действия приблизят персонажа к мечте:

✅ На обучении вы освоите инструменты дизайнерской программы Figma, создадите первый лендинг и научитесь сочетать шрифты.
❌ Благодаря обучению вы улучшите навыки дизайна.

2. Используйте глаголы. С ними легко представить действия, их последовательность и уложить это в понятный сюжет.

Заменяйте отглагольные и прилагательные слова на глаголы там, где это возможно.

✅ Когда вы создадите первый лендинг, сможете собрать своё портфолио.
❌ После создания первого лендинга будет возможность собрать своё портфолио.

***

Поставьте лайк, если было полезно! И подписывайтесь на «Дайджест копирайтера», чтобы получать ещё больше практических рекомендаций по работе с текстами.