Психоаналитические группы делятся на взрослые и подростковые. Во взрослую входят участники не младше 21 года.
Для группы важно доверие, продуктивное общение, корректность. Это часть факторов, которые необходимы для выстраивания искренних отношений. Желательно об этом участникам сообщать заранее ещё на этапе первого собеседования с потенциальными кандидатами на участие в групповой терапии.
Например, я веду сертификационные группы для групповых аналитиков. Поэтому, понятное дело, что у меня очень много психологов находится в терапевтических группах. И часто у них запрос только на сертификацию, а на личную терапию запроса нет вообще. Почему?
Потому что психолог может находиться в личной терапии давным-давно. И там всё прорабатывает. Ему в личной терапии нравится. Для группы у него ничего не созрело. Такие люди могут вносить сопротивление, быть неким его рупором. Он может хорошо принимать участие в контексте, но как психолог для других участников. Сам же не раскрывается. Групповой психоаналитик-участник искренне будет думать: «а зачем мне это нужно? Я весь такой проработанный».
На самом же деле это завуалированная форма сопротивления. Всё-таки участие в группе предполагает, что человек будет открываться, а не просто все 5 лет сидеть молчать, демонстрировать пассивную агрессию в группе.
Могут ли меняться правила в группе? Да, ведущий может менять правила группы и вводить новые на своё усмотрение. Я обычно этого не проговариваю участникам, но ведущие группы об этом знать должны.
Когда мы озвучиваем правила, это не значит, что ведущий становится их заложником. Ведущий — олицетворение этих правил. Вернее, он и есть правила. И если ведущий чувствует, что пришло время правила менять или группу закрывать, или что-то ещё делать, то он это может спокойно осуществить.
И я, конечно, часто с этим сталкивалась. Например, бывает такое, что в процессе работы необходимо повышать стоимость. И когда я об этом говорю, очень много агрессии возникает. Участники возмущаются, почему им не озвучили в начале.
Почему не озвучиваю? Потому что для меня это ещё один инструмент взаимодействия с группой. Например, если мне надо разозлить участников, вызвать ещё какие-то процессы, я могу это делать. Естественно, ведущий должен понимать, зачем он это делает, осознавать собственные мотивы, а главное, может объяснить группе.
Понятное дело, участники всё равно не согласятся, будут рассказывать: «как это так, зачем я сижу 4 года в этой группе! Я-то думал (а) что правила для всех одинаковые, а тут выясняется, ведущий может просто взять и правила нарушить». ТО есть, участники видят здесь нарушение правил. Они называют это отсутствием безопасности и так далее, не понимая и не осознавая, что ведущий и есть рамка.
Но здесь не надо давить на участников интеллектуально, защищаться как-то рационально. Достаточно того, что для себя ведущий знает, зачем он это делает и им объясняет. Пусть даже группа этого не примет.
А дальше? А дальше вы просто работаете с теми чувствами, которые поднимаются. Работаете с этим, а не защищаетесь рационально. Помним о том, что участники находятся в глубоком регрессе в процессе группового психоанализа в групповой терапии. Многие вещи до них и не дойдут. Какие-то моменты дойдут уже потом, спустя годы, когда участники будут оглядываться назад. Это нормально.
Поэтому данное правило больше для ведущих, чтобы они понимали: не надо бояться что-то менять, если ведущий чувствует, пора, знает почему и зачем ему это нужно.
Идёт набор в сертиф. терапевтическую группу для взрослых от 21 года. Группа аккредитована в ЕАРПП ECPP EGATIN МШГА. Часы засчитываются при сертификации индивид. и групп. психоаналитика. Старт 16 мая, по Вт — 17:00 до 18:30 (мск)
3000 руб./1,5 часа.
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.