Найти в Дзене

Селфхарм, - самопорезы и не только (зачем и как с этим работаем)

Первый раз, столкнувшись с этой темой, психолог или родитель может испугаться. Человек, который прибегает к селфхарму, кстати, боится не меньше вашего и может сам не понимать, что с этим делать, как остановиться.

Тема неприятная и болезненная, даже с психологом трудно о ней начать говорить (ваша готовность, как специалиста или родителя открыто говорить об этом, – крайне важна). О чем эта фраза? О том, что иногда стоит признать, что есть проблема, не умалчивать и не делать вид, что «всё норм» (когда реально «не норм»).

(сейчас будет очень мудрёно, крепитесь, важные фразы отметил)

Селфхарм, или самоповреждающее поведение понимается как повторяющиеся действия, направленные на физическое повреждение тканей или органов собственного тела в ситуациях вызывающих напряжение, страх или другие труднопереносимые человеком переживания. После самоповреждения дискомфорт проходит, становится легче, именно поэтому человек продолжает наносить себе порезы, ожоги, укусы, ударяться или бить стены руками (формы проявления селфхарма разнообразны, и человек может прибегать к нескольким наиболее доступным для себя).

Чаще всего человек прекрасно осознает себя в моменте, когда прибегает к самоповреждению. Остановиться не может, он понимает, что это не нормально, стыдится этого, скрывает, боится, что узнав об этом, окружающие перестанут с ним общаться или увезут его в психиатрическую больницу. Это становится тем секретом, той тайной, с которой он остается наедине, с которой не может ни с кем поделиться («сам себя не понимаю в этом, а они тем более не поймут»).

Что происходит с человеком, который прибегает к самоповреждающему поведению? Попытка задуматься об этом, – первый шаг на пути к совладанию с этим поведением.

Важно понимать, что человек, который прибегает к селфхарму решает вполне конкретные задачи (в некоторых случаях не осознавая этого).

· Это не попытка покончить жизнь самоубийством, это другая история (хотя и наличие данной формы поведения многократно увеличивает риск суицида, или может привести к самоубийству по неосторожности, когда не рассчитал тяжесть нанесенных себе повреждений).

· Это не психическое расстройство (хотя и может сопровождать депрессию, ПТСР и другие клинические картины).

· Это не сексуальная перверсия (как склонность к получению удовольствия или возбуждения через физические страдания, хотя и может приносить радость при облегчении душевных страданий и достижении спокойствия).

(Зачем эти 3 пункта? Прежде всего, чтобы попытаться начать вникать и разбираться, - это, правда, важно)

Тогда, о каких решаемых задачах может идти речь:

· проявить, заглушить или перевести психическую боль (от того, что случилось ранее или происходит сейчас) в физическую боль (которая проходит)

· ощущение одиночества и безнадежности (невозможность с кем-то разделить свои переживания)

· возвращение контроля («от меня вообще ничего не зависит, но этот способ, надежный, и я могу к нему прибегать, когда захочу, чтобы мне стало легче», – другие замены или альтернативные способы, скорее всего, будут не эффективны или малоэффективны, если человек не придёт к ним сам)

· самонаказание («я виноват/а, я заслуживаю этого», – возможно ложное или внедренное чувство вины, но даже если и истинное, без попыток принять ошибку, извлечь опыт и двигаться дальше)

· взбодриться или вернуться в реальность (вспомните, как людей в шоковом состоянии похлопывали по плечам или щекам, трясли, давали понюхать нашатырный спирт и только после этого они возвращались из оцепенения, – так вот это схожая история)

· способ попросить помощи и поддержки, позаботиться о себе (ребенок, чтобы никто не видел, что это он сам делает, разбивает себе нос, чтобы привлечь внимание родителя, который тут, же бежит к нему из соседней комнаты, останавливает кровь и утешает его, – история повторяется многократно)

· попытка прожить травму от полученного ранее или продолжающегося насилия, унижения или издевательств (со стороны значимых лиц или других людей в своем окружении)

· «недосуицид» (человек чётко понимает, что действия не повлекут суицид, – эта история и про контроль, и про возможность столкнуться с переживанием близости смерти, и про некоторое проигрывание суицида без попытки его совершения)

· и другое (это не исчерпывающий список задач, это ориентир, поэтому в каждом конкретном случае важно прояснять, находить ответ на вопрос «зачем я/ты/он это делает?»)

По сути, понимая задачи, которые решаются за счет использования селфхарма, мы уже можем нащупать ту помощь и поддержку, в которой он нуждается, построить конкретную схему консультирования, начать прорабатывать этот ставший привычным способ поведения.

Важно помнить, что человек может себе навредить гораздо больше, чем хотел того и тогда мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить сохранность его жизни и здоровья, обеспечиваем медицинскую помощь.

· Мягко, но настойчиво рекомендуем клиенту обратиться к психотерапевту/психиатру (вспоминаем о том, что селфхарм может сопутствовать психическому расстройству или суицидальному поведению, - исключаем эти риски)

· Работаем «на поддержку»:Помогаем осознавать

клиенту свой селфхарм (В каких ситуациях возникает желание нанести себе самоповреждение? Что перед этим? Обрабатываешь ли лезвие, чтобы не заразить рану? Какие чувства, мысли до и после? А в процессе, какие переживания? Когда сдерживаешь себя, что тогда? Обрабатываешь ли рану, чем? И т.д.)

· Параллельно усиливаем «ядро» клиента (положительные представления о себе, о своей жизни, мыслях, целях и ценностях - по сути, высвечиваем то и там, где он/а молодец)

· Одновременно с этим отрабатываем альтернативы селфхарму (не там и тогда, когда он будет в привычной для себя среде, а прямо на консультации, - здесь и сейчас позволяем получить этот опыт, - пример, прокричаться, прореветься, раскрошить в крошку восковые мелки, всё то, что позволит клиенту справиться со сложными переживаниями, которые он решал селфхармом; важно, чтобы клиент сам предлагал замещающие действия, психолог в это время помогает где-то проявить чувства, а где-то отразить динамику изменений в самом процессе)

/Простой запрет («не делай так») не помогает, а приводит к увеличению напряжения и срывам (когда что-то отбирают или запрещают, что остается взамен, как клиенту теперь без этого проверенного способа решать свои задачи).

· Закрепляем сознательный выбор (на этом этапе клиент относится к своему селфхарму уже не как к сверхценному и единственному способу достижения желаемого, перед ним открываются равноценные альтернативы и возможность делать сознательный выбор, - прибегнуть к селфхарму или …)

· Составляем «план безопасности» (что делать или к кому обратиться за помощью, если сам не справляюсь) и определяем контрольные точки (по сути, оставляем возможность повторно записаться на консультацию спустя 2-3 недели, месяц, и обсудить, как справлялся, какие были трудности, успехи)

Само консультирование селфхарма достаточно сложный процесс, длительный, энергозатратный, у клиента могут быть рецидивы или срывы (воспринимаем это спокойно, себя он уже, скорее всего, успел обвинить во всём и вся, от нас же ждёт и может получить поддержку).

В целом психолог может работать на поддержку достаточно эффективно (да есть свои нюансы и подводные камни, как и везде). Хорошо зарекомендовали себя приемы работы из арта, гештальта и КПТ.

Селфхарм это та тема, которая может быть успешно проработана клиентом.

p.s.: некоторая такая опция .. у вас может быть свой опыт и понимание темы, публикуйте заметки и статьи, - с удовольствием прочту, мне интересна эта и многие другие темы (готов обсуждать, делиться опытом, учиться)