Найти в Дзене
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Использовать б/у запчасти безопасно?

Оглавление

25 апреля 2023 года конференция “Урегулирование убытков в страховании” собрала в Москве представителей органов власти, министерств и ведомств России, общественных организаций, профессиональных объединений, страховых организаций, ведущих экспертов и юристов. Они обсудили, как эффективно работать с клиентами и повышать доверие к этой отрасли. Заместитель генерального директора ЕвроАвто Илья Плисов рассказал о роли б/у запчастей в ремонте по ОСАГО. Приводим его выступление от первого лица.

-2

Сегодня расскажу про опыт использования б/у запчастей автосервисами.

Название моей презентации: “50 млн автомобилей с б/у запчастями”. Выступающие уже ссылались на недавний Совет Федерации. У кого из вас автомобиль? У всех? Добро пожаловать в клуб! Вся ваша машина состоит из б/у запчастей!

Поговорим про:

  • Практический опыт;
  • Наши данные;
  • Источники б/у запчастей, их легитимность;
  • Эксплуатацию автомобиля: как люди обслуживают свои машины.

Итак, сеть ЕвроАвто работает уже 29 лет, начиная с 1994 года. У нас богатый опыт. На сегодняшний день под брендом работает более 47 СТО. Буквально через пару месяцев их будет 50. Более 400 тысяч заказ-нарядов в год. Меня иногда переспрашивают. Нет, это не нормо-часы, это заказ-наряды. ЕвроАвто — действительно большая сеть, одна из крупнейших на территории РФ. Малярно-кузовные цеха не так активно открываются, как слесарные сервисы, просто нет такой потребности. На сегодняшний день работает в сети 11 малярно-кузовных цехов полного цикла.

ЕвроАвто работает со всеми крупными страховыми и с непосредственным восстановлением для граждан. Последнее время это особенно актуально, учитывая, что РСА (Российский союз автостраховщиков) заявил, что около 5% застрахованных приходят по ОСАГО в автосервис, а остальные клиенты забирают денежку и идут к нам своими ножками.

С б/у запчастями мы работаем, сейчас на складе 4,7 миллиона запчастей. Это большие помещения, несколько десятков тысяч квадратных метров складских площадей. Все детали аккуратно сложены, все подписано.

Откуда б/у запчасти?

Около 600 тысяч автомобилей за 21-й год выбыло из автопарка. Пополнять его автодилеры не успевают. Что важно знать о всех машинах, которые уходят и становятся запчастями? Как мы иногда говорим, мы производим детали из автомобилей.

УТИЛИЗАЦИЯ

Во-первых, это во многом усталые автомобили, которые уже откатали свое. Средний срок эксплуатации: 10, 15 и до 20 лет — в зависимости от региона. Со многих из них почти нечего взять, все запчасти в состоянии, как бы это сказать, “не очень”. БОльшая часть автомобилей идет на переработку, а не на детали. Это во многом связано с логистикой. Чтобы была возможность полноценно использовать запчасти с утилизируемых машин, должна существовать циркулярная экономика. На сегодняшний день в Российской Федерации ее нет. Она есть в других странах, но у нас до конца не поддержана. Если по-простому: сдать в металлолом автомобиль проще, чем с него снять запчасти и где-то их хранить.

ТОТАЛ

Авто, списанные в тотал, почти не имеют нужных донорских запчастей. Что это значит? РСА недавно давал статистику, что основные запчасти, которые требуются для восстановления, — передняя фара, бампер.

РСА НАЗВАЛ ЗАПЧАСТИ, ЧАЩЕ ВСЕГО ПОДЛЕЖАЩИЕ ЗАМЕНЕ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ АВАРИИ:
-3

Из этой статистики можно сделать довольно тривиальный вывод, что машины ездят передней частью вперед и ей же ударяются.

-4

Естественно, у машины, которая попадает в тотал, как правило, разбита именно “морда”, для последующего использования взять с нее нечего. Списанных автомобилей с ударом в заднюю часть по статистике намного меньше. Таким образом, получается следующая ситуация. Вам нужна фара на Range Rover, а в наличии есть фара от Таврии. Вам нужна фара на Mercedes, а у вас есть от десятки. Поэтому пополнение склада б/у запчастей — это очень больной вопрос.

ИМПОРТ

Мы все время пытаемся что-то импортозамещать, но, как правило, замещаем один импорт другим. Вот в новых запчастях за двадцать второй год западные товары заменили восточным. Импорт б/у деталей начинается с аукционов по всему миру, затем весь хлам везется сюда и разрушает экологию, потому что не все разбирается. И без качественной утилизации мы становимся источником пусть не особо токсичных, но всё же отходов.

-5

Легитимность б/у запчастей

Легитимность важна, особенно если страховые планируют плотно работать по ОСАГО. В ЕвроАвто вы можете посмотреть взятые в разбор автомобили прямо на сайте. Для того, чтобы рынок б/у запчастей был прозрачным, каждая авторазборка должна обеспечить прозрачный доступ к VIN-номерам машин.

-6

Также важна идентификация демонтированных запчастей по VIN. Естественно, нет смысла на каждую лампочку наклеивать номера, но есть ключевые запчасти — кузовные отрезы, моторы, коробки передач, блоки управления.

-7

Во всех развитых странах повторное использование деталей и восстановление являются существенной частью индустрии эксплуатации транспортных средств и составляют циркулярную экономику. В СССР такие предприятия были, назывались ремонтными заводами. Часть их сохранена сегодня, в основном это касается военки. Но с переходом от госсобственности к частной система оказалась утеряна настолько, что для восстановления компонента сегодня нет отдельного ОКВЭД.

“Доклад о мировой практике в циркулярной экономике”

Эксплуатация автомобилей с б/у запчастями

Итак, у нас есть опыт сотен тысяч ремонтов. И что же мы видим?

Не так давно вместо техосмотра появилась диагностическая ведомость, а добрая традиция регулярной обязательной проверки автомобиля практически исчезла. И теперь есть существенная проблема, связанная с тем, что состояние машины и, главное, отвечающих за безопасность узлов, находится в плачевном состоянии. Привожу несколько кейсов.

Приезжает человек. Остаточная толщина тормозного диска 3,5 миллиметра.

-8

В принципе из него хорошо делать кизлярские ножи, наверное, очень просто заточить. Трещина на рабочей поверхности — прямо снято с “живого” автомобиля. Этот диск не может остановить нормальную машину в принципе. И вот сегодня по дорогам ездят такие автомобили.

Вот ещё пример. Вентилируемый диск стерся до перфорации.

-9

Он состоит из двух частей: одна уже стерта в хлам. Тормозная колодка изношена до металла. И ведь ничего не волновало владельца, кроме какого-то “металлического звука”. И он в ЕвроАвто в таком виде приехал.

Если вы думаете, что это единичный случай, то нет. Вот прям подряд, в рамках одной недели. На следующей машине полностью развалился тормозной диск, а человек катается и как бы норм.

-10

Все эти автомобили ездят вокруг нас с вами. Если вы владелец автомобиля, вас должно это немножко напрягать и пугать. В экстренном случае такой автомобиль попросту не сможет остановиться.

Ещё пара примеров.

1. Видим люфт подшипника.

-11

2. Думаете, проблема в том, что тормозной диск покрыт ржавчиной? Нет! Проблема в том, что диск давно отделился от ступицы, колодка его не сжимает, а суппорт закис.

Это ежедневная жизнь обычного автосервиса. К нам не приезжают очень старые автомобили. И вот владельцы весьма неплохих машин так относятся к обслуживанию своих транспортных средств — источников повышенной опасности.

На Совете Федерации мы тоже обсуждали, использовать или нет б/у запчасти. Все решили, что надо использовать, но только не опасные. Вот капоты можно, фару тоже можно, но не тормозные колодки! Что я вам скажу. Тормозная колодка и диск, наверное, одни из немногих запчастей, в которых по износу можно определить остаточный срок эксплуатации. С такими запчастями ничего не происходит со временем, они изнашиваются только во время использования.

Видите состояние тормозной колодки? Сбоку она как новая, вы можете свободно ее купить, и это правда безопасно.

-12

Обратный пример с повреждением, после которого узел не годен к эксплуатации. Вот реальная ситуация, когда разрушение рейки рулевого механизма связано с физическим воздействием, то есть удар превышал допустимые расчетные параметры. Такое повреждение может возникнуть, к примеру, при попадании колеса в поребрик (если в Москве, то в бордюр) на скорости. Это настоящий удар, который не в состоянии выдержать элемент рулевого механизма.

-13

В то же время при нормальном использовании рейки возникает износ втулок и сальников. При замене таких элементов и проверке износа зеркала вала возможно продолжение штатной эксплуатации узла.

СТАТИСТИКА

В ЕвроАвто есть статистика. За 10 лет мы около 160 тысяч автомобилей восстановили с использованием различных б/у запчастей. Из них было 8 000 деталей рулевого управления, конкретно реек поставили почти 3 000. 10 тысяч случаев установки б/у элементов тормозной системы. Вы можете задать справедливый вопрос: “Парень, ты, конечно, отправил такие автомобили с б/у запчастями, но они там дальше ездили или что с ними было?”. Вот как в старой шутке про шиномонтаж: “Вася, остановись, затяни болты, а то мы забыли”.

Совет Федерации с запросом о статистике по использованию восстановленных и б/у запчастей обращался в ГИБДД. В ответе было указано, что Инспекция поддерживает “приоритет жизни и здоровья перед результатами хозяйственной деятельности!”. И это правильно.

Но на самом деле автосервисам не выгодно устанавливать восстановленные и б/у детали. Выгодно ставить всё новое и оригинальное, потому так вы сделали работу и не получили претензий. Когда СТО устанавливает б/у запчасть, необходимо сделать две операции:

  • первая — диагностика;
  • вторая — установка.

При использовании новой детали нужно сделать одну операцию. Люди на сегодняшний день дороже запчастей. Специалистов не хватает, час работы каждого сотрудника стоит дорого, в случае возврата клиента по гарантии расход на обслуживание каждого случая очень большой. Мы такие вещи (устанавливаем б/у) делаем по просьбе и по требованию клиентов.

Если возвращаться к посылу ГИБДД, то сегодня на безопасность движения влияют те автовладельцы, которые так ведут свою “хозяйственную деятельность”, что у них тормозные диски разваливаются.

 ПДД
ПДД

ЕвроАвто внимательно следит за обращениями, за направлениями. На сегодняшний день в год мы получаем их от 20 до 22 тысяч: это жалобы и благодарности. Специалисты сети считают и то и другое, поэтому знают, что происходит. Мы специально посчитали, сколько автомобилей к нам возвращалось. Есть данные по машинам, которые после замены б/у запчастей возвращались в ЕвроАвто несколько лет.

-15

Вот статистика на ста тысячах автомобилей. После установки какой-либо б/у запчасти автовладельцы вернулись в сеть и на сегодняшний момент прошли кто пять, кто десять, а кто и более тридцати тысяч километров. Эти машины к нам возвращаются, мы регулярно делаем ТО, меняем масло, колодки, когда это надо. Так внутренняя статистика не показывает проблем.

Подводя итог.

  1. Эксплуатация бывших в употреблении  запчастей — технологическая норма. Нет никакой разницы, продолжает деталь эксплуатироваться на автомобиле хозяина или на другом аналогичном. Наука пока не нашла способа отличить одну запчасть от другой. Она та же самая, что и у вас, просто ее представили на другую машину.
  2. Использование б/у при ремонте по ОСАГО давно разрешено законом при согласовании с владельцем (статья 12 п.15.1 закона от ОСАГО).
  3. Для значимого эффекта от применения б/у и восстановленных компонентов необходимы меры поддержки циркулярной экономики. Сотни тысяч автомобилей просто отправляются в утиль, эти запчасти повторно не используются. Если будет принято решение использования б/у деталей при ремонте по ОСАГО, есть высокая вероятность, что их просто не хватит. Особенно дефицитных фар, капотов, бамперов и передних крыльев.
  4. Существуют механизмы повышения прозрачности рынка б/у запчастей. Сегодня они мало у кого задействованы. Не все участники рынка работают прозрачно.
  5. Основная угроза безопасности на дорогах заключается в отсутствии дорожного контроля за техническим состоянием со стороны эксплуатантов транспортных средств. В легковых автомобилях это обычно владельцы.
Авто
5,66 млн интересуются