После ухода из России мировых автопроизводителей начали расти цены и на отечественные машины. Самая дешёвая Lada Granta стоит почти 700 000 рублей, Niva — больше 1 млн рублей. Цены на якобы возрождённый «Москвич» (а на самом деле китайский JAC) начинаются от 2 млн рублей. Если так и дальше пойдёт, то автомобиль снова станет роскошью. В Госдуме предлагают что-то с этим делать. Например, создать новый «народный автомобиль».
Лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов заявил, что России нужен нацпроект «Народный автомобиль». Действительно доступным, по его словам, такой автомобиль может быть только при цене в 500 000 рублей:
«Продажи новых автомашин понемногу нарастают, но цены не снижаются, и что-то мне подсказывает, будут только расти. И если даже проблема дефицита исчезнет, не похоже, что доступные модели вернутся на рынок. А значит, проблема старения автопарка, которая уже начинает сказываться на аварийности, в дальнейшем будет нарастать в геометрической прогрессии. Выход один — нашей стране нужен «народный автомобиль», отвечающий современным базовым требованиям по безопасности и комфорту»
По представлениям Миронова, такой автомобиль должен обладать бензиновым двигателем объёмом порядка 1,5 литра, мощностью — 100-120 л. с., с ручной коробкой передач, повышенным клиренсом, с двумя подушками безопасности, кондиционером, антиблокировочной системой (ABS) и системой курсовой устойчивости (ESC), а также навигацией «ЭРА-ГЛОНАСС».
Что всё это значит?
Парламентарий отметил, что без господдержки такой автомобиль не создать. При этом он привёл данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД, согласно которым четверть легковых автомобилей (и свыше 40% грузовиков) уже ездят по дорогам больше 15 лет. Из-за этого растёт аварийность и улучшения ситуации не предвидится.
Актуальность слов Миронова подтверждает и сегодняшняя новость о том, что некоторые автопроизводители, в том числе Skoda, Kia, Infiniti, Nissan и Renault ограничили функционал своих приложений для российских пользователей, пишут «Известия». Это значит, что автовладельцам в РФ стали недоступны многие функции авто, в том числе и влияющие на безопасность. Например, теперь невозможно запустить с помощью приложения двигатель, уточнить остаток топлива в баке или обновить программы, контролирующие работу мотора, ABS и тормозной системы.
Что касается степени «народности» авто за полмиллиона, то можно сопоставить его с аналогичными моделями времён СССР. Всем известный ЗАЗ-966 «Запорожец», который производился в 60-70-гг. прошлого века, стоил 3 000 советских рублей. При средней зарплате в 120 советских рублей, на самый доступный автомобиль уходило 25 окладов.
Средняя зарплата в России в 2023 году 65 000 (данные Росстата за февраль). То есть на новый автомобиль (если он появится), можно будет накопить менее чем за 8 месяцев (правда, всё это время придётся не есть).