Расскажите пожалуйста, имеет ли смысл выдерживать белые вина из сорта Совиньон Блан?
Всем хороша Новая Зеландия. Кроме одного - как-то незаметно, потихонечку за последние 20-25 лет она подобрала и монополизировала под себя типичное представление части любителей вина о том, что такое Совиньон Блан. Сегодня, когда речь заходит об этом сорте, в первую очередь люди вспоминают именно новозеландский Совиньон Блан, очень уж яркие и запоминающиеся, типичные, легко узнаваемые получаются они в этой стране. Фонтаны ароматов, морем экзотических фруктов, папайи, маракуйи, личи и, в тоже время, болгарский перец, зеленый горошек, фасоль - все это демонстрирует нам Новая Зеландия в полной красе.
Но эта же самая яркость обеспечивает большинству новозеландских Совиньон Бланов и несколько печалящую "обратную сторону" - наверное, просто из-за своей яркости и из-за своей интенсивности они на удивление редко дают что-то интересное при долговременном хранении, при бутылочной выдержке. Вина из Мальборо, из Нельсона, даже из Хокс Бэя с годами остаются почти такими же яркими, как будто бы и не хранились вовсе и прибавка в интересности, сложности, богатстве не так сильно заметна. Порой складывается впечатление, что с годами и вовсе ничего нового в вине не появляется. И это как раз и приводит некоторых любителей вина к исходному вопросы - а стоит ли хранить Совиньон Блан?
И тут самое время сказать, что новозеландский Совиньон Блан - это далеко не весь возможный Совиньон Блан. К огромному сожалению сильно забыты, для многих даже малоизвестны, другие стили этого сорта, а он очень многогранный, очень разноплановый и не всегда должен быть вот таким ярмарочно-красочным. И когда мы говорим о потенциале к выдержке, то, оказывается, что в некоторых своих ипостасях сорт может показывать очень сильный, интересный потенциал к хранению.
О чем я? В первую очередь о Совиньон Блане Старого света, о Европе, о Фарнции и Италии, в первую очередь. Во Франции есть два фантастических места, каждое из которых по-своему раскрывает потенциал этого сорта, по-своему его показывает. Одним из этих мест является долина Луары. В том месте, где Луара делает резкий поворот на запад (в начале своего течения она течёт с юга на север от Лиона до городка Сансерр) находятся два величайших региона, которые прославили сорт задолго до Новой Зеландии. На разных берегах Луары, на левом и правом, здесь делают очень необычные, выразительные Совиньон Бланы, но совершенно иного стиля, чем многие уже привыкли - здесь в вине гораздо больше чувствуются ноты крыжовника, зеленого яблока, несладкой груши, смородинового листа, свежескошенной травы, кошачьего лотка и выразительные минерально-меловые оттенки.
Левобережный Сансерр - побогаче, чуть фруктовее и ягоднее, правобережный Пуйи Фюме - более дымный, более пороховой, с тонами "ружейного камня", кремня. Вина сдержанные, не броские, характерные, интеллигентные и элегантные, красивые своими обертонами. Они могут храниться 5–10 лет, развивая сложность и глубину, в них появляются ноты дробленого камня, сухих трав, гербария, они стареют совершенно великолепно и заслуживают нескольких лет выдержки. Более чем.
Второй регион тоже находится во Франции. Мало кому придёт в голову, когда мы говорим о белых винах, его вспомнить, потому, что он называется Бордо. Не так много людей знают, что Бордо - это не только море красного вина, но ещё и, местами, край очень интересных белых. К сожалению, большая часть "белого Бордо" лежит между реками Дордонь и Гаронна в регионе Антр-дю-Мер. Почему "к сожалению"? Потому что эти земли дают очень простые, порой даже непритязательные белые вина "однолетки", которые не заслуживают никакого хранения. Однако есть здесь и совершенно фантастический регион, находящийся на левом берегу, который называется Пессак-Леоньян. В нем делают Совиньон Блан (часто с добавлением доброй доли Семийона) совершенного иного характера: его часто помещают на выдержку в дубовые бочки, он получается полный, дымный, маслянистый, с тонами большого количества белых полевых цветов, сухих трав, сливочного масла. Вина прекрасно выдерживают хранение в течение 5-10 лет. Я никогда не забуду, когда первый раз попробовал старые белые вина из Шато Смит-о-Лафит и Шато Карбонье - это был совершенно фантастический опыт. Вина демонстрировали невероятную полноту и глубину, насыщенность, интенсивность и богатство. Винам при том было более 20 лет.
Что же касается новосветской стилистики, стилистики Новой Зеландии, Чили и, даже, в значительной степени Калифорнии, то здесь скорее ответ будет отрицательным - эти вина слишком яркие и броские для того, чтобы они интересно трансформировались со временем, смогли проявить новые интересные ноты. Их, все же, лучше пить молодыми. А для выдержки оставить европейскую "классику" - это, конечно намного более дорогие вина, намного, но попробуйте подержать такие бутылки у себя дома несколько лет и вы получите новый, ранее совершенно не знакомый вам опыт, ни на что не похожий.