Найти тему
Адвокат Сергей Радько

Наказания за "опасное вождение" не будет...

Относительно хорошие новости пришли из «всенародно избранной» Госдумы - недавно ею был отклонён законопроект, которым предлагалось ввести наказанию за опасное вождение. Напомню - история (точнее, истерия) вокруг этой тематики началась давно - ещё в те времена, когда отношения с нынешними «недружественными» странами были очень даже добрыми, и модным трендом являлась тенденция копировать их опыт во всём, в том числе и по части регулирования дорожного движения.

И вот на какие-то просветлённые головы снизошло озарение, под воздействием которого они взяли да и решили организовать «как у них» борьбу с так называемыми «лихачами» (чем их не устраивали давно придуманные способы - неизвестно, ну да ладно)… Как говорится, сказано - сделано. Была создана рабочая группа, которая, почесав за ухом, родила несколько вариантов…

Правда, потом один из членов этой ОПГ (одарённой писательский группы) рассказал как-то за рюмочкой чая, каким образом понятие «опасное вождение» попало в ПДД. Так вот, кому-то из этих «писателей» позвонили из Белого дома (нашего), и поинтересовались, как идёт работа. В ответ абоненту продиктовали некоторые рабочие варианты, тот вежливо поблагодарил и повесил трубку. А через несколько дней в ПДД внесли соответствующие поправки…

Уверен, многие, активно выступающие за строгое наказание лихачей, их не читали (а если читали - так и не поняли смысла написанного). Специально для них я процитирую определение опасного вождения. Так вот, опасное вождение - это «…неоднократное совершение одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба…».

Если вы ещё не уснули примерно на середине вышепроцитированного потока сознания (а иначе это бессвязное словоблудие назвать невозможно), я продолжу. После публикации изменений в ПДД многие задавались логичным вопросом «что хотел сказать автор сим опусом?». Однако, сколько ни рассуждали и спорили умные (и не очень) люди над смыслом написанного - никто так и не смог внятно пояснить, что же именно будет считаться нарушением, а самое главное - как оно будет выявляться, доказываться и фиксироваться…

Например, по каким критериям и как будет определяться «неоднократность совершения одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий…»?

Или что такое «перестроение при интенсивном движении» (а в Москве нет иного движения)?

Или как идентифицировать «резкое торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия»?…

Несмотря на это, в январе 2017-го Дума приняла в первом чтении законопроект о дополнении КоАП РФ статьёй 12.38, предусматривающей за опасное вождение штраф в размере пяти тысяч рублей. Но дальше дело не пошло, и документ затерялся где-то между комиссиями, комитетами и рабочими группами. Так и прошли долгие шесть лет…

Однако сейчас в парламенте закипела работа по «оптимизации» законодательного процесса, в ходе которой было решено разобрать «авгиевы конюшни», заваленные всякими законопроектами, находящимися на разных стадиях принятия. Что называется, «под нож» пошли многие инициативы, в своё время наделавшие немало шума (например, был отклонён проект закона о введении залога за задержанное транспортное средство). Наконец, дошла очередь и до «опасного вождения».

При этом профильный комитет (надо отдать ему должное) в своём отзыве абсолютно верно указал именно те аргументы, которые много лет озвучивались специалистами. В частности, в отзыве отмечено, что «…термин «опасное вождение» содержит элемент правовой неопределенности, что может повлечь его расширительное толкование при рассмотрении дел об административных правонарушениях на практике; с учетом неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдения критериев формальной определенности, точности, ясности и недвусмысленности правовых норм отмечалось, что содержание понятия «опасное вождение» должно быть раскрыто в диспозиции предлагаемой статьи Кодекса…».

В итоге Госдума, как уже сказано выше, законопроект отклонила. Правда, на этом история не закончилась - депутаты пообещали «учесть критические замечания трудящихся» и подготовить новый закон. Звучат даже фразы о наказании только «при наличии злого умысла» водителя на создание опасности. В общем, как говорится, поживём - увидим…