Найти тему
История и культура Евразии

Кто потопил паром «Эстония» 28 сентября 1994 года

Сентябрьской ночью 1994 года произошла последняя крупная морская катастрофа XX века. Затонул эстонский паром судоходной компании «Estline» (Эстония), построенный в 1979 году в ФРГ. Погибло 852 человека.

Модель парома "Эстония"
Модель парома "Эстония"

Построили паром для финского судоходного концерна "Viking Line", осуществляющего пассажирские и грузовые перевозки на Балтике. Назвали «Viking Sally». Курсировал между Турку, Мариехамном и Стокгольмом, перевозя пассажиров и автомобили.

В 1986 году продали финской судоходной компании «Silja Line» с прежним маршрутом. В 1991 году паромом управляет уже компания «Wasa Line». Паром под именем «Wasa King» курсирует между финским городом Вааса и шведским городом Умео. В январе 1993 года для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström & Thulin» и «Эстонская судоходная компания» купили паром «Wasa King», переименовав в «Эстония» («Estonia»).

  • Паром был для каботажного плавания (прибрежного) и не мог использоваться для плавания в открытом море. Тем более в сильный шторм. Однако на этом при продаже финны не акцентировались. Хотя использовали его только для каботажного плавания. Упоминание этого существенно снизило бы цену сделки.
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»

27 сентября 1994 года, в 19.15 паром под командованием капитана Арво Андрессона выходит в море из Таллина. В море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду.

Качка усиливается. У пассажиров "морская болезнь". Все пассажиры в каютах. Это и станет причиной того, что многие погибнут.

В 01.00 28 сентября вода начинает захлёстывать паром. Усиливается крен на правый борт.

В 01.22 паром лег на левый борт. В 01.40 паром погрузился в воду. Выбраться смогли только те, кто был ближе к палубе. Большинство пассажиров даже не смогли при крене выбраться из кают.

В 02.12 подошли спасательные суда. Спасли 137 человек, оказавшихся в воде. При этом большинство спасательных шлюпок, которые видели спасатели в воде были пустыми.

Пустая спасательная шлюпка парома «Эстония» в открытом море
Пустая спасательная шлюпка парома «Эстония» в открытом море
  • Причиной аварии назвали носовой визор - проезд для автомобилей в паром. У него из-за шторма оторвало болты и внутрь стала проникать вода.

Однако, немецкая судостроительная компания "Meyer Werft", которая и построила "Эстонию" провела собственное расследование. Установила, что визор никак не мог сломаться. Был надежным. По её оценке паром затонул из-за огромной дыры ниже ватерлинии.

Визор парома «Эстония» в Швеции
Визор парома «Эстония» в Швеции

Это дало повод для слухов. Так возникла версия, что на пароме "Эстония" везли огромную партию контрабанды - от наркотиков до боеприпасов. Так как шведская полиция уже ждала контрабанду паром могли взорвать, чтобы замести следы.

  • Эту теорию якобы отстаивал заместитель директора таможенного комитета Эстонии Игорь Криштапович, который утверждал, что у него была запись телефонного разговора (сам Криштапович был застрелен 22 октября 1994 года в Таллине неизвестными, а запись исчезла) - Кто потопил паром «Эстония»? // Тайны 20-го века. — 2020. — Декабрь (№ 49)

Как бы там не было, но спасенный третий механик Маргус Треу слышит два или три сильных металлических удара по корпусу парома. Слышали их и другие моряки. И даже пассажиры.

  • Другим слухом было то, что шведские военные тайно перевозили на пароме бывшее советское военное оборудование.

В оправдание обоих версий называют то обстоятельство, что среди спасенных позже не оказалось нескольких членов экипажа. Их вначале видели среди спасенных, а потом занесли в списки погибших. Возможно они были участниками какой-то тайной операции. Это например, сменный капитан парома «Эстония» Аво Пихт.

  • Аво Пихта видели в двух первых новостных передачах германского телеканала ZDF; по данным первого председателя международной следственной комиссии Анди Мейстера (Andi Meister), Пихта опознали на видеозаписи судовой врач парома «Диана II» (Diana II) Айвар Каур (Aivar Kaur), заведующая складом Энн Ляэне (Enn Lääne), директор магазина Райво Мартинсон (Raivo Martinson) и экономический директор судового отеля Тыну Полакес (Tõnu Polakes) - Википедия

Теперь место крушения парома в 22 километрах от финского острова Утё охраняется законом о покое погибших. Его охраняют финские военные корабли. Погружение к останкам парома запрещено.

Статьи по теме: