В Перми началось серийное производство долгожданных ПД-14. До 2030 года ОДК («Ростех») должна выйти на проектную мощность в 160 авиадвигателей в год. К этому времени российские авиакомпании получат более 270 самолетов МС-21.
А началось все с крыльев
Многое было сказано о трудностях с производством МС-21, но мало кто знает, что начались они не в 2022 году, а за четыре года до этого. В 2018 российские инженеры из компании «Аэрокомпозит» (дочка ОДК) разработали «черное» крыло для будущего флагмана гражданской авиации.
Его технология изготовления из композитов стала прорывной. В кратчайшие сроки в Ульяновске возвели предприятие полного цикла, позавидовать которому могли Boeing и Airbus. Но без минусов никуда. Хоть технология и была «нашей», углеволокно и связующие смолы привозились из-за границы.
Через некоторое время США осознали, что русские их обошли, поэтому подсуетились и ограничили поставку материалов в РФ. И здесь им можно сказать «спасибо», так как импортозамещение произошло заблаговременно и быстро.
Успели подготовиться
Уже тогда ситуация с американскими двигателями PW-1431G не внушала доверия. Впервые МС-21 поднялся в небо в 2017, и способствовали этому «недружественные» агрегаты. В то время ПД-14 находился лишь на стадии разработки. После запрета на композиты ОДК бросила все силы на его испытания и доработки. В 2021 году отечественный аналог впервые установили на опытный лайнер, который получил название МС-21-310.
С этого момента начался цикл его сертифицированных полетов, который завершился в конце 2022 года. После чего документально было зафиксировано, что МС-21 с установленными на него отечественными двигателями может беспрепятственно поставляться авиакомпаниям для осуществления гражданских авиаперевозок. Стоит отметить, что летчики, которые поднимали в небо самолет, утверждали, что ПД-14 оправдал их ожидания и по некоторым параметрам превосходит американский Pratt & Whitney.
Рано расслабляться
Несмотря на успехи ПД-14, в России продолжается работа по замене других импортных деталей в самолете: от электроники до комплектующих в авиадвигателе. Заявлено, что полностью российский МС-21 поднимется в небо весной 2024 года. Шесть первых самолетов передадут «Аэрофлоту». Затем ежегодный их выпуск будет увеличиваться вдвое, пока не достигнет показателя в 72 лайнера. Итого в 2030 году в эксплуатацию введут 270 МС-21.
Отметим, что на реализацию проектов в авиастроительной отрасли правительство России выделило свыше 237 млрд рублей. В течение 2024-2025 годов на эти цели направят еще 32 млрд рублей.