С первыми двумя частями цикла можно ознакомиться тут:
Как отметил в конце предыдущей части, третья статья будет посвящена вертолетчикам.
И знаете, вот как бы я ни относился ко многому, что происходило и происходит весь последний год, но вертолетчикам нужно памятник поставить, буквально.
Не в укор летчикам крылатых машин, но это просто факт — винтокрылые, буквально на своем горбу, вывозят основные тяготы и опасности авиационной поддержки войск.
Причем речь не только об огневой, но и о транспортной поддержке, которая включает целый ворох задач, от транспортировки грузов и заброски развед.групп, до поиска и эвакуации летчиков, раненных и т.д.
Вертолетчики находились в самом пекле буквально с первых минут, когда доставляли и прикрывали десант на аэродром АНТК Антонова у п.г.т. Гостомель, что под Киевом.
И потери понесли первыми, из всех ВКС, вместе с десантниками.
Учитывая, что отечественная реактивная авиация, особенно штурмовая, в подавляющей своей массе абсолютно слепа — ударные вертолеты, оснащенные оптико-электронными прицельными станциями и РЛС миллиметрового диапазона волн — оказались единственным типом ударных летательных аппаратов в арсенале наших ВВС, способным круглосуточно вести самостоятельную (до)разведку целей и наносить удары по ним.
Особенно это касается малоразмерных и мобильных целей — бронетехники и пехоты. Отечественная реактивная авиация против такого рода целей практически бессильна, в силу всё той же ее слепоты, а также в силу отсутствия в ее арсенале массовых управляемых боеприпасов, способных поражать подвижные цели.
Но ударный вертолет, в силу его сравнительной тихоходности, малого потолка высоты и не столь дальнобойного арсенала средств поражения — на поле боя подстерегают всевозможные опасности, начиная с традиционных для любой авиации угроз, таких как зенитные ракетные комплексы и зенитная артиллерия, и заканчивая опасностью получить попадание снарядом от танка, БМП/БТР или ракету от противотанкового ракетного комплекса. И даже стрелковое вооружение, прежде всего крупнокалиберные пулеметы и снайперские винтовки — представляет реальную опасность для ударного вертолета.
Помимо всевозможных средств поражения, иногда даже погода и ландшафт превращаются из союзников во врагов. Известны как минимум два случая потери ударных вертолетов Ка-52 в зоне СВО из-за столкновения с проводами, в условиях плохой видимости.
Да, ммРЛС "Арбалет" вертолета Ка-52 позволяет обнаруживать провода ЛЭП, но 100% гарантии не даёт.
По совокупности угроз, вряд ли винтокрылым машинам ВВС любой другой страны мира приходилось воевать в столь сложной боевой обстановке. Наиболее близким можно назвать Вьетнам, но во Вьетнаме зенитные ракеты только-только начинали свой путь, и даже близко не могли сравниться, по эффективности и надежности, со своими сегодняшними потомками.
Поэтому, потери винтокрылых машин на столь сложном театре военных действий, к сожалению, неизбежны, и не единичны.
Как и ожидалось, мой давний любимец и фаворит, Ка-52 — играет первую скрипку, как наиболее массовый и востребованный ударный вертолет.
Почему так, подробно расписал еще пару лет назад, так что тут без неожиданностей.
Единственное, что неприятно удивило — это качество изображения, поступающего с тепловизионного канала ОЭПС Ка-52. Ну очень шумная картинка, и на огрехи алгоритмов или "цифровой зум" это не спишешь. Впрочем, это не вина машины Камова, а общая беда отечественной электронной промышленности.
Тем не менее, больше всего меня удивили машины Миля.
Точнее говоря, не сами машины Миля, а одна-единственная новинка в их арсенале, какую можно встретить на новой итерации Ми-28Н — Ми-28НМ.
Ракета "Изделие 305", также известная как ЛМУР (Легкая Многоцелевая Управляемая Ракета) — без малейшей натяжки, самый интересный образец управляемого авиационного оружия, засветившийся в арсенале наших ВВС.
Ключевыми особенностями новой ракеты являются:
- Матричная инфракрасная головка самонаведения;
- Двусторонняя радиолиния связи "носитель-ракета";
- Дальность 15 километров;
- Внушительная боевая часть массой 25кг, при общей массе всей ракеты чуть более 100кг.
По сути, данная ракета это, что называется, "квантовый скачок" в возможностях отечественных ударных вертолетов, до этого полагавшихся исключительно на сравнительно примитивные противотанковые управляемые ракеты с командным наведением, советской еще разработки.
ЛМУР предоставляет нашим ударным вертолетам такие возможности, о которых их экипажи даже и помыслить не могли, раньше:
- Всесуточность применения, за счет матричной ИКГСН;
- Схему применения "выстрелил-забыл" + потенциальную возможность залповой стрельбы по нескольким целям;
- Возможность пуска с дальности в 15 километров, далеко вне зоны действия ПЗРК и малых ЗРК, не говоря уж о зенитной артиллерии;
- Возможность пуска без прямой видимости на цель с вертолета-носителя, то есть с закрытых позиций, из-за естественных и искусственных укрытий;
- Возможность нацеливания и перенацеливания ракеты, уже после ее пуска, в полете, что позволяет производить доразведку целевой обстановки, не подвергая рискам сам вертолет-носитель;
- Повышенную помехозащищенность, за счет комбинирования самонаведения посредством ИКГСН с возможностью ручного управления и коррекции человеком-оператором;
- Высокую точность применения, с возможностью выбора траектории и маршрута полета ракеты.
Переоценить важность появления данной ракеты просто невозможно. Те возможности, которые она предоставляет ударным вертолетам — принципиально меняют само их место в рядах всей тактической авиации наших ВВС.
Так что если вы переживаете по поводу поставок современной западной бронетехники в ВСУ, то лучше переживайте не об Абрамсах и Леопардах, а о том, чтобы разработчик и производитель ЛМУР, Коломенское КБ Машиностроения, успело произвести достаточное количество этих ракет.
А холдинг "Вертолеты России" успел бы произвести, или даже просто модернизировать достаточное количество ударных вертолетов, в их носители.