Отечественная психология как самостоятельная наука развивалась в непростое время для православия. Не секрет, что почти весь двадцатый век были гонения на церковь и на веру, как состояние души человека. Людей пытались убедить отказаться от упований на Всевышнего и верить в могущество самого себя.
Только в конце двадцатого века некоторые психологи в своей ученой деятельности откровенно прикасались к таким проявлениям человека, которые невозможно было объяснить только психологией. Так, отечественный психолог Ф. Е. Василюк провел психологическое исследование роли молитвы в переживании кризисной ситуации. Причем, ученый не превратил молитву в некий психологический метод выхода из кризисной ситуации. Вовсе нет. Он даже обратил внимание на то, какое чувство облегчения испытывают страдающие люди, когда получают ответ на свою молитву. Таких эмоций, отмечает ученый, не может дать ни одна психотерапевтическая практика.
Ф. Е. Василюк разработал целое направление отечественной психотерапии. Он создал учение о переживания как деятельности, которую совершает человек в ситуации невозможности, или кризисной ситуации. Например, потеря мужа. Как переживает жена эти непреодолимые обстоятельства? Она совершает различные действия, чтобы проводить своего мужа в последний путь, чтобы сберечь о нем память, будет хранить его фотографии, рассказывать о нем истории. Это и есть действия переживания как деятельности.
Именно в те моменты, когда размеренная жизнь вдруг наталкивается на непреодолимые препятствия, возникает переживание, которое в свою очередь имеет законы развития и проходит определенные этапы.
Сначала это сильное стремление преодолеть эти препятствия. Ведь человек настроился, у него были планы, он следовал к цели, жил ради смысла. Как он может резко от этого всего отказаться? Человек, который за годы жизни оброс привычками, установками, по всем законам своей психики не может резко остановиться и начать все с начала. Он еще борется со своей бедой, он отказывается верить в случившееся.
И только когда наступает осознание, что изменить ничего не возможно, тогда-то начинается острая фаза переживания. Она полна эмоций, в ней минимум сознания. Человек оказывается уязвим и подвержен всякого рода влиянию как со стороны других людей, так и от самого себя. Как часто в периоды страдания люди не ведают, что творят.
Следующий этап разворачивания деятельности переживания Ф.Е. Василюк связывает с формой выражения переживания. Это может быть молчаливый уход в свой внутренний мир, а может быть, наоборот, громкий плач в общество. Также ученый разделяет поверхностный уровень переживания, когда эмоциональные проявления спонтанны и неразличимы, а также глубокое переживание с осознанием своих чувств. В любом случае возникает необходимость выразить (в действии и общении, словесно и телесно) правду своего внутреннего опыта.
Следующий этап переживания Ф.Е. Василюк называет осмысленным. Когда человек начинает искать смысл как в уже случившихся событиях, так и в будущей жизни при новых обстоятельствах. Общая задача плана осмысления, задача на смысл, заключается в том, чтобы формировать, развивать и преобразовывать личностное отношение ко всем моментам бытия, вовлеченным в переживание. Если этот этап не наступил, тогда переживание приобретает патологические формы. Или как говорят психологи: «Если личность не займется своим переживанием, то переживание займется личностью».
На каждом из этих этапов, считает психолог, человек может обратиться к молитве. Так, на этапе преодоления препятствий это будет взывание к помощи в этом преодолении, к решению земных проблем, материальных трудностей. Ф.Е. Василюк отмечает, что православие не отвергает таких просьб.
На этапе острой фазы, эмоциональной, возникают молитвы с вопросами: Почему? За что? В данном случае молитва помогает вернуть произвольность и осознанность поведения. Человек жалуется и в то же время начинает осознавать свое состояние.
А на стадии выражения своих чувств наступает молитва, где человек открывает свою душу, начинает говорить о том, что он испытывает и просит ответа, потому что сам не знает как жить дальше. Молитва в данном случае помогает человеку добраться до самых глубин своих чувств и осознать свое состояние.
На стадии осмысления человек обращается к молитве с пониманием своих чувств и эмоций, состояний души. Он говорит о них и как участник, и как свидетель. Он открыт для себя и для Бога. Все маски сброшены, тайн больше нет. Это уже не требование сделать так как хочется, а вопрошание: «По делам моим дано мне, помилуй меня и помоги, Господи!»
Таким образом, Ф.Е. Василюк исследовал роль молитвы в ситуации невозможности, то есть когда сами обстоятельства заставляли человека искать внутренний стержень, на который можно опереться, чтобы подняться и жить дальше. Таким стержнем для некоторых людей оказалась молитва.
Другой советский психолог Б.С. Братусь рассматривал веру в Бога, как внешний ориентир, который необходим для реализации любой деятельности, независимо от того, вызывает эта деятельность страдания или нет. В статье о жизненных ориентирах я писала, что Б.С. Братусь различает несколько уровней смысловой сферы личности человека. Смыслы - это то ради чего человек что-то делает.
Так вот, Б.С. Братусь считает, что наши смыслы всегда определены нашей направленностью. Одни человек все делает только ради своих личных потребностей. Другой человек разделяет свою деятельность и может совершать ее ради других, близких и родных. Третий человек еще больше расширяет свои границы и способен ставить цели, далекие от эгоистических побуждений, и совершать поступки не только ради близких и родных, но и ради общества, в котором живет, например, Родины. Исходя из направленности, одна и та же деятельность у разных людей имеет разный смысл. Так, смысл работы для одного - в престиже, для другого - в семье, для третьего - в общем деле.
Такие жизненные ориентиры проявляется в целях, которые ставит перед собой человек. При эгоизме цель всегда одна – найти выгоду для себя во всем, что приходится делать. При общественной направленности - испытывать удовлетворение не только от того, что сам что-то получаешь, но и от того, что кому – то полезен. Данные ориентиры влияют на выбор способов достижения цели. При эгоизме неважно каким способом будет достигнута цель, пусть он даже будет общественно опасным, ведь желания других людей не являются чем-то значимым. При общественной направленности естественно будут избираться другие способы достижения цели.
А если к этим уровням ориентирования добавить еще один уровень, духовный, где человек организует свою жизнь не только с оглядкой на свои желания или желания других, но и на божественные истины. Б.С. Братусь по понятным причинам прямо не включал этот ориентир в свое учение. Поэтому приходится данное положение только предполагать. И такое предположение оправдано, так как в своих поздних работах, где ученый пытался разработать начала христианской психологии, он откровенно говорил о своих религиозных взглядах.
Какие цели будет ставить, какие способы будет выбирать человек, который выбрал в качестве своего жизненного ориентира Божьи заповеди?
Например, волонтерство. Ради чего человек с эгоцентрической направленностью будет заниматься волонтерством? Предположим, ради славы, ради карьеры и т.п. А как насчет человека, который кроме себя в свой круг включает родных и близких. Наверное, такой человек будет безвозмездно помогать только людям своего круга. А вот человек с просоциальной направленностью способен оказать безвозмездную помощь и совсем незнакомым беспомощным бабушкам, дедушкам или чужим больным ребятишкам, то есть всем, кого посчитает нуждающимся. А человек с ориентиром на высший духовный уровень? Он будет совершать добрые дела по отношению к любому человеку, потому что будет воспринимать этого человека как посланника Божьего.
Некоторые отечественные психологи просто писали о религии. Делали они это аккуратно, без критики и стремления перевести религиозные проявления человека в чистую психологию.
Надо отметить, что вся отечественная психология, в отличие от зарубежной, пронизана идеей общественной направленности человека. Например, это можно видеть в обращении советского психолога А.Н. Леонтьева к молодежи: «Растите в себе чувство ответственности и беспокойства за общее дело, развивайте сознание своего долга перед обществом, человечеством даже. Привыкайте быть соучастниками всех событий окружающего мира. Определяйте свое место в нем. Вершина сотворения себя, как говорил писатель, вырасти «в человека Человечества». Желаю вам достичь этой вершины!»
Возможно, вам будет интересна статья «Понимающая психотерапия как метод практического применения некоторых положений отечественной психологии»
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.