Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эмоциональная зависимость

В моем детстве было принято разделять с детьми ответственность за регуляцию своих эмоций.

Все взрослые в нашем обществе использовали такие способы.
- Ты очень меня расстроил. Из за тебя я плохо теперь себя чувствую.
-Обрадуй маму.
- Не зли папу!
- Не расстраивай бабушку.
- С днём рождения! Желаем всегда слушаться маму с папой и радовать всех близких!

И так без конца. Бесконечная иллюзия единого организма.

В те времена это вообще был посыл общества - мы единый организм, мы все вместе. Я за тебя ты за меня и тому подобное. Это был также своеобразный способ управления. Внушить человеку сразу груз ответственности, чтобы не двигался далеко, не убегал. Тащи этот груз невозможной ответственности. В прямом смысле невозможной. Потому что ну как ребенок может управлять эмоциями взрослого. Как вообще можно нести ответственность за то, к чему ты не имеешь физически доступа.

Эта иллюзия была в тех условиях наверное полезной. Сейчас она очень вредна и абсурдна.

Этими иллюзиями формировали саму концепцию эмоциональной зависимости. Ребенок с детства знал, что все за все в ответе. Конечно и потом женщины в ответе за мужей. Зачем разозлила, веди себя вот так и будет он к тебе ласковый (если повезет). Не повезло - не так вела. Муж в зависимости проваливается - ну что ж ты не справляешься, делай больше, не расстраивай его. Побил? Ну как же нужно было довести его. И без конца все это. Мужчины в бесконечном долгу перед всеми - можешь - не можешь - тащи мамонта. Строй дом, не отвлекайся, деревья, сыновья…Обычно это еще и без права выхода, как для женщин так и для мужчин. А при этом - маму с папой обеспечивать, старость уважать. В путешествие лучше не ехать - мама будет переживать, решил стать художником - родители будут беспокоиться, иди вначале 5 лет инженерному факультету отдай, пока уже тоска не заполнит твою жизнь. Решил сменить страну? Это для родителей невыносимая тревога - ты же увозишь их сердце. Дада их сердце у тебя….

Думаю, была причина возникновения таких форм. Но и мир был другим. Нужно было действительно быть единым организмом, ориентироваться на общественные интересы. Экономические сложности можно было преодолеть, только отдав свою жизнь на это общее дело.

Но сегодня мир другой. Сегодня другие процессы, другая динамика и другие перспективы. Сегодня другие ценности и другие цели в выращивании себя и детей.

И опутывание детей эмоциональными обязательствами сдерживает их рост, мотивацию. Забирает их силы. И вносит много диссонанса в понимание мира. Больше не нужно быть всем за всех в ответе, волки больше не утаскивают детей из колыбелей.

Ревизия своих установок на предмет реалистичности эмоциональных ожиданий от ребенка - очень своевременно будет сегодня. Проверьте себя на предмет кто вас расстраивает и кто управляет вашими эмоциями. У кого сейчас пульт от вас.

Вот эта вот метафора “Пульт” очень часто помогает и детям и взрослым понять как действовать в эмоционально напряженных ситуациях. На своих занятиях с детьми и с семьями я очень часто ее использую. В виде просто метафоры или целого упражнения. Как выглядит пульт от меня? Какой он? Где находится? Кто имеет к нему доступ? Как вообще это работает у меня?

Ответы на эти вопросы, особенно воплощенные в материальном образе - рисунок, пластилин, глина - здорово бодрят и расставляют по своим местам, там много ответов. Если у ребенка есть повторяющиеся вопросы в части эмоциональной регуляции - попробуйте с ним эту технику, будет интересно.

Автор: Чирва Анна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru