Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О зависти и ее оттенках

О зависти и ее оттенках.

«Человек – завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы, к которым сегодня принадлежим все мы, если бы не социальные запреты, активизируемые внутри объекта зависти».

«Зависть. Теория социального поведения»,

Гельмут Шёк,

австрийско-немецкий социолог.

Книга была опубликована впервые в 1966 г. объемом в 542 стр., по сей день остается одним из очень немногих научно-обоснованных исследований о зависти. Причину этого на первых же страницах объясняет сам автор: «во всех цивилизациях, на всех пластах культуры, зависть – это глубоко осуждаемое, постыдное чувство». Где бы оно ни упоминалась, в художественной литературе, философии, религиозных текстах, она однозначно носит тотально негативный, осуждаемый всеми, характер. Следует обратить внимание на интересный факт: зависть упоминается везде, только не в политике. Хотя именно последняя сфера, и это доказывает Шёк, буквально построена на этом, как выясняется абсолютно социальном чувстве, которое является, и автор это убедительно доказывает, неотъемлемой частью эволюционного процесса, и следовательно, его невозможно подавить, вытеснить….искоренить. А именно последним, на протяжении существования всей человеческой цивилизации, человек упорно занимается…результаты такого подхода зачастую выливаются в разрушающий характер.

Более того, Шёк утверждает, что идеи социализма и демократии были представлены в обществе именно как способы преодолеть разрушающие последствия зависти. Идею «примитивного коммунизма» Маркса можно рассмотреть совершенно под другим соусом, что и делает Шёк.

Часто в популярных психологических статьях, на просторах интернета, психологи объясняют зависть очень просто, я бы даже сказала примитивно, сводя к обыкновенному желанию обладать чужим вследствие сильной неуверенности в себе. Меня лично, это объяснение совершенно не устраивает. Его недостаточно, хотя бы потому, что нет ни одного человека на земле, который хотя бы раз в жизни не завидовал. А значит, всё должно быть гораздо сложнее.

Как выясняет далее Шёк, для того, чтобы появилась зависть нужно обязательно наличие другого – и это бесспорно делает его глубоко социальным чувством, что в корне меняет подход практикующего психолога к решению запросов, связанных с «завистью». Такие запросы перестают быть делом личной характеристики, даже личной ответственности клиента, они требуют рассмотрения существования клиента в системе межличностных отношений, как субъекта глубоко социального, в равной степени отражающего тенденции общества и влияющего на них.

Здесь, Шёк проводит очень четкую грань между завистью и ревностью, обращая внимание читателя на то, что частенько, (и…о, да, я подтверждаю это практически), настолько опасаясь чувства зависти (точнее того осуждения и стыда, связанного с ним), люди путают его с ревностью. В некоторых языках даже буквально подменяя термин «зависть» ревностью. Разделим понятия.

Очень часто зависть рассматривают, как стимул, как нечто сподвигающее быть лучше…кого-то. Мол, это конструктивная «белая» зависть. На самом деле подразумевается соперничество. Настоящий завистник избегает любого взаимодействия с объектом зависти и уж точно не рассматривает варианты честного соревнования.

Ревность – это стремление человека сохранить то, что принадлежит ему по праву. Если у ревнивого человека нет соперников – он обретает покой, чего не скажешь о завидующем. Ревность появляется тогда, когда есть угроза потери того, чем обладаешь. Цель ревности – обладать чем-либо полностью. И это кардинально отличает ее от зависти. Завидующему на самом деле не хочется чужого, и он не боится потерять свое – его желание, чтобы у объекта зависти было все плохо.

Так, мужчина может соблазнить невесту друга не потому, что ему нужна она, а потому, что ему не нравится то, как друг счастлив с ней.

Зависть – это «да не важно, что у меня ничего нет, мне главное, чтобы у тебя ничего не было».

Согласно Гельмуту Шёку, зависть – это даже не чувство и не эмоция. Это – целое состояние, включающее в себя целый спектр эмоций и чувств. Здесь и печаль, и жалость, и злость, и ненависть, отвращение, презрение, а еще очень много стыда и вины.

«Зависть – это обида и неприязнь, вызванная созерцанием превосходства»; «Завидовать – значит чувствовать недовольство и неприязнь от превосходства (другого человека), в смысле удачи, успеха, репутации или владении чем-то желанным». (Г. Шёк «Зависть. Теория социального поведения»).

Оно свойственно некоторым видам животного мира, но только у человека оно приобретает социальное значение. Чтобы была зависть – необходимо общество другого. Простой пример, подтверждающий слова Шёка – чтобы изобразить эмоцию достаточно выражение лица одного человека. Для того, чтобы изобразить зависть необходимо наличие другого, выражение еще одного, другого, лица.

-2

Принадлежность к группе уже говорит о наличии зависти (как и стремление принадлежать к группе, чтобы защититься от зависти других): члены группы начинают неосознанно завидовать отклоняющимся от нормы, принятой в группе. Исходя из чего, можно предположить, (и Шёк это делает), каким культурам и обществам свойственен повышенный уровень зависти: там, где особенно осуждают/отвергают «не таких», «не своих», «не похожих».

Продолжение следует...

Автор: Асылгуль Мусаева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru