Здравствуйте, уважаемые читатели!
Экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок – дело свершившееся. Некоторые так долго этого ждали и это пришло. Бойся, как говорится, своих желаний. В этой статье хотелось бы поговорить про второй эшелон производителей, которые могут навязать борьбу великой тройке автопроизводителей из Китая – Chery, Haval и Geely.
Кто сможет составить им конкуренцию? Какой потенциал имеется? Какую показали историю продаж? Ведут ли новостные разделы на своих сайтах? Насколько обширен модельный ряд? На эти вопросы я постараюсь ответить в заметке.
Почему выбор пал на Changan и FAW?
Если рассматривать историю продаж с 2011 по настоящее время (первый квартал 2023 года), то на российском рынке присутствовало 14 компаний, предлагавших легковые автомобили. Несомненными лидерами, как я уже сказал, являются три компании – это Chery, Haval и Geely. Они обеспечивают до 85% продаж. В 2022 году под крылом Chery добавился ещё один суббренд – Omoda.
К рассмотрению можно не принимать героя былых времён Lifan (банкрот), Zotye (банкрот), Brilliance (в 2022 году было продано всего 6 автомобилей), Foton (занималась поставками коммерческой техники, а вот продажи внедорожника так и не начались), GAC (премиальные автомобили, низкие продажи).
Сначала подумал, что это будет три – FAW, Changan и DFM, но после раздумий исключил последнюю компанию из рассмотрения, поскольку она перестала передавать данные о продажах в Ассоциацию Европейского Бизнеса.
Об объемах продаж
Начнём с количества продаваемых автомобилей. Динамику продаж с 2012 по 2022 годы представил на графике:
В указанный промежуток времени FAW реализовал 19 тысяч 963 автомобиля, а Changan – 26578. Тут нужно отметить, что в 2015 году FAW не была представлена на нашем рынке, а Changan начал реализацию продукции с 2014 года, так что по этому показателю можно присудить балл Changan за чуть большую популярность у покупателей.
Представленность модельного ряда
Далее давайте перейдём к моделям, которыми эти две компании представлены на рынке. Здесь, надо сказать, ситуация достаточно тяжёлая, ведь FAW, по факту, в три временных отрезка был представлен концептуально разными моделями, причём если сравнивать 2023 год и 2012-ый, то это словно две разные компании (большую статью о FAW читайте в отдельном материале).
В 2012 году компания FAW начала продажи седанов FAW Oley и FAW Besturn B50, в 2017 году на рынке появляется кроссовер Besturn X80, а год спустя – кроссовер X40. В 2023-м же году на рынке у нас продаётся суббренд, который называется Bestune. Предлагается 3 модели – кроссоверы T77 и T55, а также лифтбек B70.
Если говорить про Changan, то здесь модельный ряд значительно скромнее. Это кроссоверы CS35, CS35Plus, CS55, CS55Plus, CS75FL, CS85, CS85Coupe, CS95 и Uni-V. Последние три модели в продаже появились относительно недавно.
Поэтому в этой номинации я виртуальный балл присуждаю FAW за разнообразие модельного ряда, в который входят не только кроссоверы.
Доступность автомобилей
Начнём с FAW (напоминаю, что говорим Bestune, но подразумеваем FAW). Самым дешёвым предложением можно назвать кроссовер T77, который можно купить за 2 миллиона 19 тысяч рублей, далее идёт кроссовер T55 – 2 миллиона 289 тысяч рублей и самым дорогим является лифтбек B70. Его цена стартует с отметки 2 миллиона 328 тысяч.
Самый дешёвый и один из самых старых экземпляров в модельной линейке Changan – это кроссовер CS35Plus, его можно купить за 1 миллион 860 тысяч рублей. Чуть дороже CS55 – от 2 миллионов 60 тысяч. Самой дорогой моделью на данный момент является CS95, она стоит 3 миллиона 900 тысяч рублей.
Поэтому по этому показателю балл можно присудить Changan. Хотя и предлагаются лишь кроссоверы, но ценовой диапазон достаточно широкий!
Ведение официальных сайтов
Эту характеристику хоть и можно считать косвенной, но, тем не менее, она весьма неплохо отражает активность компании на конкретном рынке сбыта.
На сайте Changan вышло 5 пресс-релизов за 2022 год, которые касались анонсов выпуска новых моделей [1]. Пресс-релизы обстоятельные, как говорится, не для галочки, хотя и не освещаются такие вопросы как обсуждение объемов продаж и т.п.
FAW по этому показателю обошёл конкурента, разместив 10 пресс-релизов [2]. Были привлечены блогеры для тест-драйва и, признаюсь, ни одного тест-драйва я не смотрел, ибо как-то исторически доверяю мнениям владельцев автомобилей. А блогер, что он? Сегодня потрогал кнопочки в одной машине, завтра – в другой.
Но за активность один балл присуждаю FAW. Всё-таки продуктивность больше оказалась.
Результаты сравнения
Матч завершился вничью. Оба претендента получили по 2 балла. Какого же производителя выбрать? Если ориентироваться на рейтинги надежности, которые составляются по моделям, произведённых для китайского рынка, там бренд Changan получил лучшую оценку. С другой стороны, FAW – это старейший производитель, который начинал своё производство в тесной кооперации с советскими инженерами.
Если для Вас на первом месте стоит вопрос долговечности эксплуатации агрегатов, то в этом вопросе предпочтение нужно отдать, наверное, Changan, поскольку можно найти модели, которые оснащены обычным атмосферным двигателем и автоматической коробкой передач Aisin. Если ориентироваться на эффект новизны, то здесь паритет. Сейчас все китайские автопроизводители научились делать эффектные планшеты, ассистенты и т.п.
Если анализировать результаты продаж по первому кварталу 2023 года, то в список самых популярных моделей попали Changan CS35 Plus (1391) и FAW Bestune T77 (755). Да и в целом Changan лидирует – за 3 месяца 2023 года было продано 3036 автомобилей, а FAW сподобился только на 757. Так что всё-таки Changanсмотрится более стабильным, скажем так.
Другие мои статьи
Есть ли перспективы в России у китайского автопроизводителя Changan?
Почему в 2023 году Chery будет вне конкуренции на российском авторынке?
С уважением, Юрий (kua1102)