13 января 1951 года Бернар родился в большой семье торговца шляпами на юге Франции. Его отец был фанатом футбола и не одобрял увлечение младшего сына кулинарией, предпочитая спортивные занятия. Конфликт с отцом, по словам многих биографов, заставил Бернара бросить школу в возрасте 14 лет и отправиться на заработки. Перед уходом из дома, он бросил вызов своему отцу, утверждая, что хороший повар стоит не меньше, чем знаменитые футболисты.
Бернар всегда сравнивал кулинарию с футболом и мечтал стать великим поваром так же, как начинающие футболисты мечтают стать знаменитыми спортсменами. Он работал рабочим в разных ресторанах в течение трех лет, а затем стал мойщиком посуды у известного повара Мишеля Труагро. Каждый вечер после работы, Бернар проводил на кухне, стремясь узнать секреты поварского искусства.
Однако, Труагро был недоволен Бернаром и даже заявил, что если он когда-нибудь станет поваром, то сам станет архиепископом. Разочаровавшись в Труагро, Бернар отправился работать к Клоду Верже. Тот был впечатлен талантом Бернара и через 5 лет назначил его шеф-поваром в своем ресторане "Ля Кот д’Ор", одном из лучших ресторанов во Франции.
Много лет спустя Верже вспоминал, что он никогда не верил в поварские династии, и Бернар происходил из бедной семьи, где кулинария не была приоритетом. Но он увидел в Бернаре искру таланта и голод к знаниям о кулинарии, которые не оставили ему выбора, кроме как поверить в его потенциал.
«Ля Кот д’Ор»
В центре Бургундии, в маленьком городке Сольё, находился ресторан под названием "Ля Кот д’Ор" («Золотой берег»), который считался кулинарным сердцем Франции, несмотря на расположение в провинции, а не в Париже.
Этот ресторан, основанный в середине 19 века, пережил свой расцвет, особенно когда его кухней заведовал знаменитый Александр Дюмень, друг Дали, Пикассо и де Голля. Однако в начале 1970-х годов ресторан потерял свою былую славу. Мэтр Верже предоставил молодому шеф-повару, Бернару Луазо, полную свободу действий.
Бернар Луазо решил революционизировать французскую кухню, избавившись от тяжеловесных замысловатых соусов, которые были основой французской кухни того времени, и перешел на натуральную кухню. Это был рискованный шаг, но он считал, что задача кулинара - выделить вкус продукта, который лежит в основе каждого блюда.
Он начал воевать с использованием сливочного масла и майонеза, заявляя, что настоящий продукт должен говорить сам за себя. Его знаменитая фраза "Настоящий помидор должен писать кровью, а не нитратной водицей" была признана во всем мире. Парадоксально, он пришел в нужное время, так как западное общество начало активно пропагандировать здоровое питание и отказ от слишком тяжелой и не здоровой кухни.Его выражение: «Настоящий помидор должен писать кровью, а не нитратной водицей» облетело планету. Как ни странно, этот ресторатор пришелся ко времени. Пропагандой здорового питания западное общество пыталось компенсировать отсутствие внятной идеологии.
Высокие награды
Удивительно, но в 1977 году ресторан «Ля Котд’Ор» попал в список лучших гастрономических заведений и получил свою первую звезду в престижном кулинарном рейтинге «Мишлен», а в 1981 году ему была присуждена вторая звезда. После этого Бернар Луазо, вдохновленный успехом, решил купить ресторан и для этого взял миллионный кредит. Он провел реставрацию и переоборудование заведения, превратив его в одно из самых престижных мест в Бургундии. Знаменитости, политики и даже президент Франции Франсуа Миттеран стали постоянными посетителями ресторана. Бернар Луазо был возведен в рыцари Ордена Почетного Легиона самим президентом. Получить столик в «Ля Кот д’Ор» стало возможным только после нескольких месяцев предварительного бронирования, а при опоздании на 5 минут заказ безжалостно отменялся. Бернар Луазо взял на себя традицию каждый вечер выходить в зал и приветствовать своих гостей, а затем выслушивать их мнения о блюдах и новых рецептах. Говорят, что он придерживался этой традиции до самого конца своей жизни.
За 15 лет Бернар вложил в свой ресторан 10 миллионов евро, мечтая о том, чтобы «Ля Кот д’Ор» стал самым прекрасным местом в мире, куда не только богатые люди, но и скромные гости могли приходить на ужин. Иногда он совершал щедрые поступки, оплачивая ужины для своих гостей.
На вершине славы
В 1991 году Луазо пользовался большой популярностью и находился на вершине своей карьеры. Он был удостоен третьей мишленовской звезды и девятнадцати из двадцати возможных "вилок" в новом каталоге "Го-Мийо".
Однако, его долги росли очень быстро. На первый взгляд кулинарная империя Луазо казалась благополучной, но на самом деле трещала по всем швам. Кулинария сама по себе не является прибыльным делом, а Луазо не умел вести свои финансовые дела, хотя и был неудачным бизнесменом.
Когда стало невозможным продолжать бизнес без новых кредитов, Луазо пригласил профессионала, чтобы помочь ему вести дела. Он использовал свою славу и своих знаменитых друзей, чтобы получить новые кредиты под поручительство.
Луазо открыл рестораны французской кухни в богатых арабских странах, США и Японии, а также первым среди кулинаров выпустил акции своей компании на биржу. Впоследствии он создал сеть ресторанов для среднего класса в Париже, таких как "Тетушка Луиза", "Тетушка Маргарита" и "Тетушка Жанна", но это не помогло ему справиться со своими финансовыми проблемами.
В конце концов, Луазо решился на необычайно унизительный шаг для мэтра высокой кухни - он начал выпускать продукты быстрого приготовления под своей маркой. Полуфабрикаты с улыбками на упаковках начали заполнять прилавки супермаркетов. Это добавило популярности кулинарному мэтру во Франции, но это была двойственная победа, поскольку массовое производство продуктов не могло не повредить репутации лучшего повара Франции.
Печальный финал
Недруги Бернара Луазо снова говорят о том, что его кулинарные принципы не соответствуют национальной традиции. Рейтинг ресторана "Ля Кот д’Ор" снизился на два уровня по шкале "Го-Мийо". В Париже ходят слухи, что "Мишлен" также собирается понизить рейтинг "Ля Кот д’Ор".
Было много версий того, что произошло. Одна из них гласила, что ресторатор покончил с собой из-за понижения рейтинга. Другие говорили, что его "убили" кулинарные критики, которые были слишком суровы. Третьи намекали на неизлечимую болезнь.
Ходили слухи о том, что мэтра убила некая "кулинарная мафия". Лионский ресторатор Поль Бокюз заявил в интервью телеканалу ЛСИ: "Луазо был убит кулинарными импотентами из "Го-Мийо".
После того, как Луазо покорил все мыслимые кулинарные вершины, он понял, что он не король, а всего лишь повар, о котором люди вспоминают лишь после того, как сладко пообедают.
Тело мэтра было найдено утром во вторник 24 февраля 2003 года. Утром в понедельник он получил отчет от коммерческого директора, из которого следовало, что долг его империи достиг 4,5 миллиона евро. Котировка акций за первые три недели февраля снизилась на два пункта.
В день смерти Бернара Луазо он занимался обычными делами. Когда ресторан закрылся и последний посетитель ушел, он обсудил с коллегой особенности нового соуса на кухне. После этого он вернулся домой, тщательно вымыл руки и зашел в кабинет. Там он снял со стены старинное охотничье ружье и застрелился, не оставив никакой предсмертной записки.