Итак, в заключительной части находятся наиболее популярные у автолюбителей и значимые спорткары и гранд туреры 90-х годов. Стоит напомнить, что автомобили расставлены по ранжиру, исходя из соотношения средней цены на рынках сейчас, к цене нового 30 лет назад с учётом долларовой инфляции, а так же роста цены за последние 5 лет. Из этих показателей складывается условный индекс, и чем он выше, тем более ценным и интересным с точки зрения покупки становится наш classic car. Смотрим:
10 место: Porsche 911 GT3 (996) (1999-2001) (произведено 1868 шт.)
Все "911" на мой взгляд станут классическими, а тем более с индексом GT. По сути 911GT3 в кузове 996 являлся облегчённой и форсированной версией заднеприводного купе 911 и не имел отношения к гоночному классу GT3. В комплектацию входила более жёсткая подвеска, увеличенные дисковые тормоза с ABS, 18-дюймовые легкосплавные колёса с разноширокими шинами , аэродинамический передний бампер и задний спойлер с регулируемым углом наклона. Для снижения веса из салона Porsche 911 GT3 выкинули задние сиденья, кондиционер, аудиосистему и звукоизоляцию, поставили лёгкие спортивные сиденья. В пакете Clubsport машина оснащалась каркасом безопасности, 6-точечными ремнями и огнетушителем. Здесь мы берём дорестайлинговую версию ( с фарами-яичницей), за которую в 1999 году немцы смело брали с клиентов под 100тыс.= 147тыс. современных, если конвертировать в доллары США. За такими машинами как правило хорошо следят, поэтому они неплохо сохранились и могут стоить сейчас в среднем 110,7 тыс. долл. Цены на них идут в гору, около 34% за 5 лет. По моим подсчётам поршак заслужил 2,09 балла.
9 место: Mitsubishi 3000 GT VR-4 gen III (1997-1999 )
(произведено 1028 шт всего с 15539 шт)
В своих спортивных купе в 90х годах японцы внедряли все самые передовые инженерные наработки, многие из которых актуальны по сей день. Это относится и к американской топ-версии 3000 GT VR-4 в последнем рестайлинге(!) Все другие, более простые версии 3000GT, нас не интересуют, хотя отметим, что они здорово подпортили имидж нашего полноприводного, полноуправляемого VR-4, с мощным турбомотором под капотом. Как и большинство таких машин, наш японец не избежал тяжелой доли: суровая эксплуатация и безжалостный тюнинг сузили выбор на рынке до минимума. Тем не менее, ещё можно найти приличный вариант в среднем за 36,5k$. Дилерская цена нового составляла 46,5k$=69,8k$ с учётом инфляции. Цены на японцев за последние 5 лет очень хорошо растут, на наш 3000 GT VR-4 gen III порядка 58% за этот период, что даёт право поставить 2,10 балла.
8 место: Mazda RX-7 FD (1991-2002) (произведено 68589 шт)
Еще один представитель японского автопрома 90х, имеющий своих поклонников во всём мире, элегантный и быстрый RX-7. Довольно массовый автомобиль, но время безжалостно: их бьют, на них валят боком, они ржавеют, а роторный двигатель требует особого внимания. Нередко вместо загубленного ротора под капот устанавливали поршневые моторы других производителей. Всё это в наши дни поднимает цену ухоженных в оригинальном состоянии RX-7 поколения FD до средних 44k$, хотя известны продажи выше 100k$ экземпляров с очень низким пробегом. Стоит обратить внимание на то, что в 1991 году дилерская рекомендованная цена составляла 42k$, а значит, спустя 30 лет, машина с пробегом, но в хорошем состоянии уже дороже новой в те времена. Правда с поправкой на инфляцию цена в наши дни была бы 70,4 k$, но рост на 55% за пять последних лет позволяет увидеть перспективу. Даём 2,17 балла по моей методике.
7 место: Dodge Viper GTS (SR II) (1996-2002) (Произведено 6995шт)
Злой и бескомпромиссный 8-литровый монстр из США во втором поколении в кузове купе. Не знаю чем объяснить его популярность, хотя тот же по философии и характеристикам TVR стоит в нашем списке далеко позади. Но рынок нам показывает, что не маленькие 73 k$- это то, за что в среднем такие спокойно продаются на североамериканском рынке. А ведь в те времена за такой новый просили порядка 70k$, что соответствует современным 107,5k$. За последние 5 лет отмечен рост цен на Viper приблизительно на 52%, они хорошо уходят и поэтому мой индекс 2,20. (Против 1,20 у TVR !). И да, в РФ вайперы продаются, причём просят за них не больше чем в США, что редко для нашего списка.
6 место: Ferrari 512 TR Testarossa (1991-1994) (произведено 2261шт;
всего 9939шт.)
Ferrari Testarossa появилась в 1984 году во времена культуры "яппи" - деловых людей, помешанных на карьерном росте для которых такая тачка была мерилом материального успеха. Среди владельцев были некто Элтон Джон, Род Стюарт, Майк Тайсон, Майкл Джордан и какой-то там Ален Делон. Так рождаются легенды, и мы рассмотрим её во втором поколении- 512 TR, которая вышла в 1991 году и стоила тогда не детские 212k$. Особенно впечатляет то, что в переводе на современные доллары эта цифра была бы =355000 ! В наши дни Testarossa прекрасно покупается/продаётся и средняя цена сейчас в недружественных странах порядка 168k$. Но пока я это всё пишу, возможно она подросла, ведь за последние 5 лет такой рост составил около 75%! Ставим зачёт и 2,22 балла. У нас автолюбители с деньгами не спят и активно завозят в РФ такие из-за рубежа, легко уплатив на таможне 25 тыс евро. Есть ощущение, что каждый третий авто старше 30 лет, разрешенный к ввозу в страну и ввезённый в неё- это Ferrari Testarossa.
5 место: Nissan Skyline GT-R BNR33 (V-spec) (1995-1998 ) (1377 шт; всего 16668)
А вот и представитель JDM (местный японский рынок): легендарный Skyline GT-R в кузове R33 и для пущего в модификации V-spec. Такие очень ценятся по всему миру благодаря успехам в автоспорте, технической начинке и всем известному мотору RB26. Любой школьник расскажет как довести его мощность до 500 л.с. и более, но такой подход катастрофически уменьшает количество оригинальных "годзилл" без тюнинга и модификаций, что сказывается на цене оных. Что касается цен, то лучшие предложения понятно в Японии, хотя рынок там подогрели американцы: такие тачки уже можно завозить в США, чем они и пользуются. На аукционах ценник в среднем в районе 64,5k$ на V-spec и около 50k$ на обычный. В 1995 году новый стоил в переводе в доллары порядка 50k$=78k$ с учётом инфляции. За 5 летний период цены выросли на 43% по статистике и продолжают расти. Даём смело 2,25 балла, причем это справедливо и для предыдущего поколения в кузове R32, тот что доминировал в японском кузовном чемпионате. Один такой, в заводском виде, продаётся в РФ по более-менее адекватной, на мой взгляд, цене (на момент написания статьи).
4 место: Honda NSX (1990-2005) (произведено всего 18685шт)
Она же ACURA NSX для Американского рынка, выпускалась почти без изменений в течении 15 лет и до сих пор считается шедевром инженерной мысли в автомобилестроении. Honda NSX получила оптимальную для центральномоторного купе компоновку с вынесенной вперёд кабиной, очень жёсткий алюминиевый монокок с панелями из алюминиевого сплава. Независимая подвеска тоже была сделана из высокопрочного кованого алюминия, как и блок цилиндров. Машина обладала великолепной управляемостью, и это понятно, когда с доводкой шасси помогал Аэртон Сенна. В отличии от многих спорткаров тех лет большое внимание было уделено комфорту, обзорности и безопасности. В 1991 году такую можно было купить за 68k$=118k$ в современных деньгах. Сейчас за хорошими экземплярами охотятся по всему миру, цены на них в последнее время сильно растут, примерно на 90% за 5 лет и в среднем составляют около 77k$. За машину с маленьким пробегом попросят в два раза больше. По моим расчётам всё это даёт 2,55 балла.
Переходим к вершине нашей пирамиды. Возможно моя методика антинаучна и не логична, но посмотрите кто у нас в топ-3 и всё сойдётся!
3 место: Toyota Supra Twin Turbo JZA80 (1993-2002) (произведено 45230 шт)
Сразу можно сказать, что экземпляры, отвечающие нашему критерию по оригинальности, внешнему и техническому состоянию уже становятся коллекционными. Большинство супр попали в руки тюнеров, дрифтеров и драг-рейсеров и для нас навсегда потеряны. Две вещи сделали машину иконой: фильм "Форсаж" и двигатель 2JZ, модификации которого позволяют снять с мотора более 1000 лошадей! Все интересные для нас варианты будут стоить сейчас в среднем 95k$ и это круто, учитывая, что первоначальная цена турбовой супры А80 была 47,8k$, сейчас это порядка 77,2k$. То есть машина с пробегом под 100 тыс.км. стоит дороже, чем новая в те годы даже с поправкой на инфляцию. Если к этому добавить 59% роста за 5 лет, получим 2,82 балла.
2 место: Porsche 911 Turbo 3.6 Coupe (964) (1992-1993) (всего 1437 шт)
Рядом с супрой, по моим подсчётам, но с совсем другой судьбой, стоит 911 турбо в 964 поколении. Практически все они живы-здоровы, стоят по гаражам коллекционеров с заполненной сервисной книжкой и чеками на обслуживание в бардачке. В начале выпуска, в 1993 году, у дилеров порше такие продавали за 98,9k$, что не мало, а в пересчёте на деньги нашего времени это 159,7 k$. Современные 911 турбо во всех аспектах небо и земля по сравнению с нашим 30-летним старичком. Кроме одного: цена! Сейчас такие продаются в среднем за 252 тысяч USD, а 5 лет назад эта цифра была порядка 200 тыс. Мой рейтинг- 2,83 балла.
1 место: Porsche 911 turbo S (993) 1997-1998 (произведено 342шт)
Вершина эволюции 911 классической модели порше с воздушным охлаждением двигателя. Выпускался только один год маленькой серией, что сразу сделало его раритетом. Отсюда цена: сейчас это 380k$, а в момент выхода модели в 1998 году- 151 тыс. или 226,5 тыс. баксов 2021 года. Ценность этой модели с годами только увеличивается, но точной статистики нет. Если допустить, что рост цены за 5 лет не ниже обычного 911 turbo в 993 кузове (а это 25%), то получится 2,93 балла. Хотя и без всяких допущений 1 место такой штуки не вызывает сомнений.
В заключении отмечу, что данные справедливы на 2022 год для внешних рынков, взяты из открытых источников, как и все картинки. Всем добра и хороших эмоций в виде классики 90х в гараже!
2я часть здесь:
про спорт седаны 90х здесь: