Найти тему
Учитель гармонии

Позитивная программа?

15.04.2023
15.04.2023

Встретились случайно. Общаться не тянуло, но правила приличия диктовали общаться. Почти ровесница, почти коллега, приблизительно вместе учились, четверть века не виделись.

Не сдержала я в себе гордость за старшего сына: 10-летний Петька намедни впервые сыграл соло в Рахманиновском. Прошёл строжайший отбор на отчётный концерт школы. Заслужил. Вдохновился. Донёс до слушателя.

- И ты туда же, - задумчиво протянула старая знакомая. - Отличница-теоретик. Отличница чадородия, как теперь выясняется. Образцовая мамочка-танк. Вперёд и с песней! Да чтобы я - своего ребёнка - в эту профессию? Хуже наказания пока не придумали, слышишь? Ах да, способности, уши, пальцы, мозги... Мой - крут, я ж тебя уверяю, мечтательница. И это ничего, ничего, ничего не значит! Хотя... мог бы. Но НЕТ.

Меня, не скрою, обдало холодком. И это при том, что я такое слышу изо дня в день. От разных, очень разных родителей. Мол, наш-то конкретный ребёнок музыкально одарён не на шутку, МОГ БЫ в "этой вашей специальности" горы свернуть - вот только "оно нам не надо". Презрительная такая улыбочка, чтобы добить собеседника-музыканта.

Люди, вы заблуждаетесь.

Ваше сослагательное наклонение - дешёвка, не более чем. В музыке это не работает. Чтобы понять, насколько ты здесь уместен, - нужно этим жить, а не посматривать со стороны, не обзирать свысока.

Много раз сталкивалась: родители-музыканты охвачены отрицанием. Наследникам желают "чего угодно", только не собственного логического продолжения. Причины? Многообразны. Причины внутри нас.

Но что же "взамен"? Увы, план не всегда ясный.

***

По ходу разговора выяснилось, что мы с прежней соученицей воспитываем детей близкого возраста. И что она, "в отличие от некоторых", "музыкалкой не заморочилась" - тем и счастлива.

Я спросила, есть ли у человека позитивная программа для подрастающего поколения. Ну, вроде того... Где тут "нет" - понятно. А в чём выражается действенное начало, то есть "да"?

И вновь, и вновь зазвучали слова о ценности безмятежного детства, о свободе моральной и физической, о выборе по велению души. О том, что сделать его никогда не поздно, а форсировать события - преступно. О том, что в десять лет нормально ни в чём не блистать, не преуспевать и не скакать в авангарде. О том, наконец, что прыжки выше головы никогда не окупятся... и надо просто жить, "как идёт", - о какой бы профессии ни шла речь, в качестве ориентира.

Я позволила себе не согласиться.

- Эх, зануда! - был краткий ответ.

Шагая прочь по Арбату, я вдруг поняла. Я слишком люблю свою работу, при всех её неоднозначностях. И я не смогу добровольно принять, что дети мои - "мимо".

Дать им в музыке лучшее - мой родительский долг. Смею надеяться, в этой истории они ещё скажут своё веское слово. Они - зазвучат. Они - в теме.