Найти тему
Техника Мира

Исчезнувшие сокровища: куда пропали такие катера, как 'Метеоры' и 'Ракеты

Особое место в памяти жителей Советского Союза занимают речные суда на подводных крыльях. В настоящее время эти корабли являются редкостью и исчезли из вод большинства рек. Увлекательно раскопать, откуда появились легендарные суда на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор» и что с ними стало сейчас.

Первое отечественное пассажирское судно на подводных крыльях было представлено Советским Союзом в августе 1957 года. Однако история этих кораблей уходит в далекое прошлое. Пионером в этой области можно признать гражданина России Шарля де Ламбера, проживающего во Франции. В 19 веке он построил и испытал на Сене первый прототип корабля на подводных крыльях.

К сожалению, его эксперимент не увенчался успехом, так как мощности паровой машины было недостаточно, чтобы поднять корабль над водой.

Значительный шаг вперед сделал в конце того же века итальянский изобретатель Энрико Форланини. Он провел много успешных экспериментов и испытаний, которые оказались более плодотворными, чем попытки Ламберта.

Наконец, в 1906 году Форланини опробовал экспериментальную модель судна на подводных крыльях на озере Лаго-Майор, скорость которого достигла 68 км/ч. Идея судов на подводных крыльях исчезла до окончания Первой мировой войны.

-2

В 1930-х годах Германия начала проявлять живой интерес к этому передовому дизайну. Успеха в этой области добился конструктор Ганс фон Шертель в Германии, предложивший формы корпуса, чрезвычайно характерные для кораблей этого типа.

Практически в то же время в Советском Союзе велись исследования судов на подводных крыльях. Эта концепция глубоко увлекла студента Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему планеров на подводных крыльях.

Государственная экзаменационная комиссия была очень впечатлена и сочла диссертацию равноценной кандидатской. Это дало ему возможность работать на Горьковском Красном Сормовском заводе. В 1946 году Алексеев представил прототип перспективного катера, на котором затем отправился в Москву.

Комиссия была очарована, и судно на подводных крыльях было названо «Ракета». Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции.

-3

Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году. К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны. Государственная экзаменационная комиссия была очень впечатлена и сочла диссертацию равноценной кандидатской.

Это дало ему возможность работать на Горьковском Красном Сормовском заводе. В 1946 году Алексеев представил прототип перспективного катера, на котором затем отправился в Москву. Комиссия была очарована, и судно на подводных крыльях было названо «Ракета».

Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции. Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году.

-4

К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны.

Государственная экзаменационная комиссия была очень впечатлена и сочла диссертацию равноценной кандидатской. Это дало ему возможность работать на Горьковском Красном Сормовском заводе. В 1946 году Алексеев представил прототип перспективного катера, на котором затем отправился в Москву.

Комиссия была очарована, и судно на подводных крыльях было названо «Ракета». Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции. Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году.

К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны. Это дало ему возможность работать на Горьковском Красном Сормовском заводе. В 1946 году Алексеев представил прототип перспективного катера, на котором затем отправился в Москву.

-5

Комиссия была очарована, и судно на подводных крыльях было названо «Ракета». Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции.

Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году. К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны. Это дало ему возможность работать на Горьковском Красном Сормовском заводе.

В 1946 году Алексеев представил прототип перспективного катера, на котором затем отправился в Москву. Комиссия была очарована, и судно на подводных крыльях было названо «Ракета». Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции. Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов.

-6

Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году. К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны.

Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции. Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году.

К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны. Он был запущен в производство в 1957 году с некоторыми изменениями в конструкции.

Во время дебютного полета в августе «Ракета» преодолела 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Феодосийский судостроительный завод «Море» приступил к серийному производству кораблей в 1959 году. К 1976 году в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 шли на экспорт, а остальные находились на вооружении речного флота страны.

-7

Несмотря на то, что путешествие на «Ракете» было значительно дороже, чем поездка на поезде, новые лодки становились все более популярными среди советских людей. К началу 1970-х годов Советский Союз стал основным оператором гражданских судов на подводных крыльях.

На базе «Ракеты» создано еще несколько моделей речных судов, в том числе «Метеор», «Комета» и «Беларусь». Эти лодки использовались по всей стране и пользовались большой популярностью у пассажиров. Ежегодно крылатые катера перевозили в СССР более 20 миллионов пассажиров.

Ракеты и связанные с ними поделки также были хорошо приняты в других ведущих странах. Даже британская королева Елизавета II была замечена в речных прогулках по Темзе на одном из таких кораблей.

Метеоры, а не ракеты, стали более популярными в Союзе, поскольку последние могли вместить только 60 пассажиров, тогда как Метеор мог взять на борт до 115 человек.

-8

Так куда же в итоге делись эти замечательные корабли? Ответ относительно прост. После распада Советского Союза большая часть речных судов была продана за границу по очень низким ценам. Сегодня в бывших советских республиках осталось менее трети этих судов на подводных крыльях.

К концу 1990-х в России исчезли почти все речные станции. А в 2007 году производство речных катеров на подводных крыльях было окончательно свернуто. Несколько оставшихся кораблей все еще ходят по рекам, но их количество сокращается.

В последние годы поступали сообщения о возобновлении производства обновленных «Ракет» и «Метеоров», однако в этой области наблюдается незначительный прогресс.

Удалось ли вам покататься на таких катерах?

Катера
0