Ольгу посадили в самолете в 9 ряд, а её несовершеннолетние дети 5 и 7 лет были посажены отдельно на 3 ряд. Считая это незаконным, Ольга потребовала компенсацию морального вреда от Авиакомпании в размере 700 тыс. рублей
Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
Пунктом 104 Правил определены критерии возраста, необходимые для разных типов сопровождения: дети в возрасте до двух лет перевозятся только в сопровождении совершеннолетнего пассажира; дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира либо без сопровождения под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика, после оформления письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка; дети в возрасте старше двенадцати лет могут перевозиться без сопровождения совершеннолетнего пассажира.
Таким образом, дети в самолете с точки зрения российских законов делятся на 3 категории: до 2 лет, от 2 до 12 лет и старше 12 лет. С первыми все понятно: летят с родителями, чаще всего без отдельного места (на коленях родителей).
Дети старше 12 лет могут летать вообще одни, без сопровождения, и с родителями их сажать никто не обязан.
А вот про детей в возрасте от 2 до 12 лет в Федеральных авиационных правилах (ФАП) есть пункт 84, в соответствии с которым «перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста и следующего(их) вместе с ним ребенка (детей) в возрасте до 12 лет».
Это значит, если есть свободные места, то Вас должны посадить вместе.
В спорной ситуации, суд установил, что после того, как была зарегистрирована Ольга с детьми, было зарегистрировано еще 4 пассажира, следовательно, у Авиакомпании была возможность совместного размещения детей с мамой.
Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу каждого из истцов, суд принимает во внимание, что в результате действий ответчика несовершеннолетние дети истца в течение длительного времени находились в экстремальной ситуации, при отсутствии постоянного контроля со стороны их законного представителя – матери, лишенные полноценной возможности бытового обслуживания во время полета, а в случае аварийной ситуации не способные самостоятельно принять меры к спасению своей жизни и здоровья без помощи матери, что также явилось посягательством на права истца как матери несовершеннолетних детей, в том числе на заботу о детях, материнство, душевное спокойствие.
Суд решил взыскать компенсацию морального вреда в пользу мамы Ольги в размере 20000 руб., в пользу детей по 30 тыс. руб. на каждого