Была у Эврисфея дочь – прекрасная, но своенравная Адмета. Каждый день она просила у отца то новую колесницу, то новые сандалии, и тот ни в чем не мог ей отказать.
Однажды утром в тронную залу вбежала раскрасневшаяся Адмета:
– Отец, мне приснился удивительный сон! Будто я оказалась в стране амазонок, и прекрасная всадница подарила мне пояс с золотой пряжкой. Ах, я хочу немедленно его получить!
Сон этот навеяла Адмете супруга Зевса – ревнивая и мстительная Гера. Она все еще надеялась погубить Геракла.
Царь в ужасе схватился за голову: «Пояс Ипполиты! Никто из смертных не смог завладеть им! Все погибали от руки отважной амазонки!» И тут он вспомнил о Геракле.
– Дочь моя! У тебя будет пояс Ипполиты, или я не царь всех Микен!
И он послал в Тиринф вестника Копрея.
Так началась новая служба Геракла. От бывалых людей он узнал, что царство амазонок находится далеко от Греции, на берегах Эвксинского Понта. Рассказывали, что отважные всадницы оставляют в живых только девочек, а мальчиков убивают; что сами занимаются войной и охотой, а мужчин заставляют нянчить детей. Правила этим воинственным племенем бесстрашная Ипполита – дочь бога войны Ареса.
...Когда-то отец подарил ей пояс с золотой пряжкой. Он был волшебный: тот, кто его надевал, становился непобедимым.
– Пока на тебе этот пояс, тебе не страшны ни копья, ни стрелы, но перед чарами любви он бессилен.
– Я никогда не сниму его! – поклялась Ипполита. Она не знала еще, сколь велика власть Афродиты и как жестоко карает богиня любви тех, кто противится ее воле.
Вскоре владелица волшебного пояса собрала амазонок на дворцовой площади. Сотни девушек встретили ее восторженными криками. В золотой тиаре и коротком хитоне она напоминала саму Артемиду-охотницу, которой поклонялись амазонки.
– Именем Артемиды, выбирайте! – вскинув копье, крикнула Ипполита. – Свобода или рабство?
– Свобода! Свобода! – подхваченное эхом покатилось по площади.
– Тогда забудьте слово «любовь», ибо именно она сделает вас рабынями презренных мужчин!
И вот уже столица Фемискиры – неприступная крепость. Отныне здесь живут одни женщины: они сами обрабатывают земли и пасут скот, сами куют в кузнице мечи и железные дротики. Строго следит Арес за тем, чтобы конница Ипполиты оставалась непобедимой. Но и Афродита не спускает глаз с амазонок. Не нравятся ей порядки, которые царят в этой стране. Превыше всего здесь ценят свободу, отвергая дары всесильной богини. Случайных путников делают амазонки своими пленниками и после короткой свадебной ночи хладнокровно отправляют в царство смерти – мрачный аид.
Пока Геракл набирал команду, верная Деянира не теряла времени даром. «Если не я, то кто же поможет мужу? Я должна узнать тайну пояса Ипполиты!»
Трижды объехал Гелиос на своей колеснице небо, прежде чем Деянира достигла подножия горы Парнас. Там, на одном из склонов располагался храм Аполлона. Очистившись в водах кастальского источника, Деянира подошла к дельфийскому оракулу.
– Знаю, знаю, зачем пришла, – проговорила пифия, сидящая на золотом треножнике. Потом нагнулась над зияющей в земле трещиной и стала вдыхать дурманящие вулканические пары. Вдруг она откинулась назад и бессвязные слова стали вылетать из ее рта:
– Пояс, пояс Ипполиты,
Вижу солнце из-за туч,
Пояс, пояс Ипполиты,
У Тезея в сердце ключ!
Всю дорогу домой Деянира твердила эти непонятные слова: пояс Ипполиты – у Тезея ключ...
– Афина! – взмолилась она, – растолкуй мне, что это значит?
И только вымолвила – как вспомнились ей рассказы отца о царевиче Тезее. Когда несколько лет назад амазонки осадили Акрополь, Тезей случайно увидел их царицу и без памяти влюбился в нее. В сердце Ипполиты вспыхнуло ответное чувство. Тогда никто не мог понять, почему воинственная дева сняла осаду и с великой поспешностью покинула город...
– Кажется, я поняла! – обрадовалась Деянира. – Она испугалась за свой пояс!
Возблагодарив Афину за подсказку, окрыленная Деянира поспешила к мужу: теперь он выполнит поручение царя!
Подойдя к дому, она увидела стоящего на пороге Геракла и замедлила шаги. Прекрасным и могучим как бог показался он ей в этот миг. Неслышными шагами подбежала она и прильнула к нему.
Как пушинку поднял ее Геракл и понес на берег моря. Здесь, под неусыпным взором Аргуса и поведала Деянира мужу тайну пояса Ипполиты.
– Чтобы добыть его, тебе понадобится ключик, а он есть у Тезея.
– О каком ключе ты говоришь?
– О том, что открывает сердца – о любви, – и Деянира рассказала о своей догадке мужу.
На следующий день корабль Геракла уже пенил волны Эгейского моря. На борту его стоял юный Тезей.
– О, Киприда! – молился он. – Помоги мне завладеть сердцем Ипполиты!
Долго плыл корабль тем путем, что проложили отважные аргонавты. Геракл, никогда не видевший амазонок, хорошо представлял их по рассказам кормилицы: «Вместе с охотницей Артемидой гоняются они по лесам за быстрыми ланями, оттого и ноги их не знают устали, а стрелы – промаха. Носят они короткие рубахи, а волосы собирают в узел – точь-в-точь как их лесная богиня!»
Наконец корабль выплыл на широкую зеленую гладь Эвксинского Понта. Вскоре показалось устье полноводной реки Галиса, а за ним другое, поменьше. Поднявшись по его течению, пловцы увидели столицу Фемиокиру.
Едва Геракл с друзьями сошли на берег, как их окружили амазонки. Одеты они были в кожаные шлемы с перьями и небольшие, подпоясанные хитоны. В руках держали копья и щиты в форме полумесяца, а на поясе у каждой висел железный топорик.
– Отвечайте, что привело вас сюда? – спросила могучая амазонка-стражница.
Вдруг послышался конский топот, и через секунду герои увидели прекрасную всадницу. Голову ее украшала корона, а на обнаженной талии змеился пояс с золотой пряжкой. Геракл сразу догадался, что это и есть царица амазонок, знаменитая Ипполита. Осадив коня, она вгляделась в толпу приезжих, и внезапно краска залила ей лицо. Она узнала Тезея. Красотой своей он мог бы поспорить с самим Аполлоном: открытый лоб, ниспадающие кольцами длинные волосы, стройная фигура.
Ипполита подала девушкам знак, и те опустили копья.
– Я приглашаю наших гостей на большой свадебный пир! – объявила царица и умчалась прочь.
Грозные девы словно преобразились: они весело поглядывали на эллинов и без всякого стеснения ощупывали их мускулы.
– Ого! Да это настоящая медь! – воскликнула одна из них, дотронувшись до Геракла. – Сразу видно, что он не из племени изнеженных мужчин!
Тем временем наступила ночь, и площадь перед дворцом осветилась факелами. Ипполита рассадила гостей так, чтобы оказаться с Тезеем за разными столами. Но Эрос, который озабочен только тем, как бы соединить влюбленных, распорядился по-своему. Неожиданно налетел сильный ветер и потушил смолистые факелы. Амазонки повскакали со своих мест, скамейки опрокинулись... В этой суматохе Тезей успел подбежать к Ипполите и шепнул ей несколько слов.
Несмотря на царящее веселье, Геракл был всё время настороже: он помнил страшные обычаи этой страны.
– Держитесь вместе, – предупредил он друзей.
Тут Ипполита подняла пенящийся кубок и предложила гостям остаться в городе.
– Ваше гостеприимство не знает границ, – ответил Геракл, – но мы бы хотели провести эту ночь у своего корабля, чтобы принести жертву Посейдону за счастливое плавание.
– Мы уважаем ваше желание, так как свято чтим наших богов Ареса и Артемиду, – сказала Ипполита.
Все мужчины покинули город. Кроме Тезея.
Долго тянулась темная холодная ночь. Даже Селена не осветила землю своим серебристым сиянием. Воины роптали. Воины роптали, что Геракл заставил их мерзнуть под открытым небом, а тот с беспокойством вглядывался в предрассветную мглу: завоюет ли Тезей сердце Ипполиты? поможет ли добыть заветный пояс?
Но вот выехала на легкой своей колеснице румяная Эос, и на берегу показался Тезей. Подойдя к Ипполите, он прошептал: «В эту ночь мы любили друг друга...» Но едва он произнес эти слова, как их окружили вооруженные амазонки. Это Гера, обернувшись одной из них, убедила воительниц напасть на эллинов! «Разве можно доверять мужчинам? Они хотят пленить нас и сделать своими рабынями!»
Словно жалящие осы налетели амазонки на греков. Они метали в них копья и дротики, но одна за другой падали, сраженные палицей Геракла. Отчаяннее всех сражалась Ипполита – ведь на ее глазах сбывалось пророчество Ареса... Многие амазонки пали в этом бою, многие были взяты в плен. Среди них оказалась и Ипполита. Убедившись, что пояс потерял свою волшебную силу, она сама отдала его Гераклу. Вскоре царица амазонок стала женой Тезея и родила ему сына.
«Верьте мне, боги, я не хотел этого кровопролития!» – с горечью думал Геракл, отплывая от берегов Фемискиры. И лишь Афродита торжествующе смотрела с небес – гордые девы были наказаны, и она вновь доказала свою власть над сердцами людей.
Читайте в нашем мифологическом проекте «Жизнь и подвиги Геракла»:
Геракл. Начало | 1. Боги и гиганты | 2. Амфитрион и Алкмена | 3. Рождение Геракла | 4. Воспитание Геракла | 5. Геракл в Фивах | 6. Немейский лев | 7. Лернейская гидра | 8. Керинейская лань | 9. Геракл у кентавров. Эриманфский вепрь | 10. Стимфалийские птицы | 11. Авгиевы конюшни | 12. Геракл и Деянира | 13. Критский бык | 14. Геракл у Адмета. Кони Диомеда | 15. Пояс Ипполиты | 16. Коровы Гериона | 17. Золотые яблоки Гесперид | 18. Цербер | 19. Геракл и гиганты | 20. Геракл в рабстве | 21. Смерть Геракла