Неожиданно я вновь столкнулась с дилеммой — как поступить правильно: протянуть руку помощи или ждать разрешения на это? Одна женщина в моем не очень близком окружении недавно овдовела, но почему-то никому не рассказала об этом у себя на работе...
Горе «на удаленке»
Пожалуй, скрыть такое потрясение вряд ли бы получилось, трудись она в офисе или на производстве "по старинке", очно. А тут — из-за пандемии, а потом из-за болезни мужа Оля, назовем ее так, работала дистанционно.
Зная о ее проблеме (онкология у мужа была), руководство разрешало практически не появляться в офисе и брать при необходимости отпуск. При этом Оля поддерживала связь с коллегами, переписываясь по ватсапу или созваниваясь.
Муж болел долгих 4 года. Понятно, что за это время они не раз были окрылены надеждой на исцеление и погружены в отчаяние после рецидива… О его болезни коллеги Оли знали, и старались не любопытствовать, коротко спрашивая — как дела? Конечно, подробностей всех кругов ада, через которые они прошли, никто и представить не мог…
«У Оли умер муж»
Весть о смерти ее мужа попала ко мне от руководства, и то, я узнала об этом в силу должности. «У Оли умер муж, - сообщила директриса, - нужно будет оформить ей матпомощь, когда выйдет на работу».
Подчиненные Оли не знают до сих пор, хоть прошел почти месяц…
Острое чувство сопереживания толкает меня позвонить Оле, сказать какие-то важные вещи, о том, что я сама прошла через это, что понимаю ее, что она имеет право на горе, что время не вылечит, но поможет…
Но мне-то она о своем горе не рассказывала. Значит, нельзя звонить. Я как бы не знаю, что у нее случилось…
Возможно, она бежит от волны сочувствия, от жалостливых взглядов, которые провоцируют приступ слез и боли? Это понятно, но ведь все равно все узнают…
Вспоминаю себя — идти на работу после похорон было очень-очень тяжело и страшно… Но мысль о том, что принять соболезнования все равно придется, заставила собраться в кучу и прийти. Уж лучше всё одним махом. Отревусь день-два, а потом уже новость для моих коллег будет не новая.
Рассказывать о горе или нет
Поделиться своей бедой — это так естественно, что даже сомнения кажутся странными. Конечно, нужно рассказать, и принять сочувствие, и принять помощь, и поплакать на плече у близких… Это часть процесса, от которого не уйти.
Почему же женщины иногда не хотят делиться этим с окружающими, прячутся в свою раковину, отмалчиваются, делая вид, что с ними все в порядке?..
Думаю, причин может быть несколько.
- Возможно, это страх потери статуса благополучной женщины. Миф о том, что у хороших людей все хорошо, крепко сидит в сознании у многих, и для них стать несчастным — значит, стать плохим, недостойным лучшего. Примириться с этой новой ролью, принять новую реальность не сразу удается...
- Страх публичности. Наши семейные дела никого не касаются. Ссоримся мы, миримся, лечимся или отдыхаем — все это скрыто от чужих глаз. Тут же — событие мощное, страшное, оно выходит за рамки семьи, становится темой досужих обсуждений. А это неприятно, как ни крути.
- Уязвимость и чувствительность. Нервы и так на пределе, и лучше себя поберечь, поэтому лишние вопросы не нужны. Особенно травмирует праздное любопытство не близких людей, таких знакомых-соседей. Иногда хочется рассказать, а иногда — спрятаться от этого.
Что заставило Олю молчать? Что-то из вышеперечисленного или у нее другая, личная причина?
Имею ли я право вторгнуться со своей, возможно, немного навязчивой с ее точки зрения, поддержкой в ее жизнь?
Помочь нельзя отстать.... Где запятую ставим?..
В этой статье я пыталась найти ответ:
*******
А я все думаю о ней — как она, есть ли рядом кто-то, кто выслушивает, обнимает, и хватит ли сил у этого человека? Нужна ли ей моя поддержка? Знает ли она, что у нас в Петербурге есть бесплатная помощь для вдов?
Думаю, но не звоню...
Не существует правил жизни. Некуда заглянуть и найти нужную главу.
Как правильно вести себя в том или ином случае? Как правильно сочувствовать и как реагировать на сочувствие? На все вопросы мы сами ответы ищем. Иногда и жизни не хватает, чтобы на них на все ответить…
Чтобы понять, как выдержать всё и не потерять желания ЖИТЬ дальше...