Найти тему
TechInsider

5 удивительных фактов о культовой легковушке советской Польши

В начале семидесятых Fiat помогал СССР строить Волжский автозавод. Мало кто знает, что одновременно итальянцы строили столь же мощный завод в другой стране социалистического лагеря.

    5 удивительных фактов о культовой легковушке советской Польши
5 удивительных фактов о культовой легковушке советской Польши

Если в СССР выбрали для производства Fiat-124, превратившийся в ВАЗ-2101 “Жигули”, то поляки остановились на машине классом поменьше Fiat-126. Внешне она похожа на наш “горбатый Запорожец”, и это неудивительно, ведь у них одинаковая компоновка с мотором воздушного охлаждения, расположенным сзади.

Выпускались эти автомобили одновременно в Польше и Италии. Но именно польские “Фиаты” ждала бешеная популярность и долгая жизнь на конвейере. Выпущенные в этой стране экземпляры носили приставку “p” к номеру модели и название Maluch (“малыш”, “младенец” – пол.), читается как “Малух”. Часто их называют просто – Polski Fiat-126p.

В СССР не продавался

Польскую новинку показывали на выставке в Сокольниках в Москве в 1972 году. Видимо, единственной целью было похвастать успехами друзей по соцлагерю, потому что купить в России или других республиках Советского Союза малолитражку было нельзя. Желающих наверняка нашлось бы много, но вряд ли в Минавтопроме хотели допускать конкуренцию с “Запорожцем”.

А если переставить мотор вперёд?

Приступая к разработке будущей “Оки”, НАМИ первые прототипы делал на основе Fiat-126. Однако в СССР в семидесятых все только и говорили, что о переднем приводе, а заднемоторную компоновку считали бесперспективной. На тестовом экземпляре двигатель перенесли вперёд и оснастили передним приводом.

   В 1973 году появление Fiat 126p на улицах собирало толпы любопытствующих.Stiopa, Wikipedia. CC3.0
В 1973 году появление Fiat 126p на улицах собирало толпы любопытствующих.Stiopa, Wikipedia. CC3.0

Технические характеристики

Двигатель у “Малуха” был двухцилиндровый, смешной мощности 23 л. с. К концу жизни его мощность подросла… на 3 силы. При такой мощности о “максималке” говорить не приходится – скорость “Малуха” сильно зависела от количества пассажиров, колебаний дороги и даже от того, встречный ветер или попутный.

Пережил “Запорожец” и по популярности догнал “копейку”

Не было в советском лагере другого автомобиля с такой же бешеной популярностью – круче только “копейка” ВАЗ-2101/21011. Всего на польском заводе Fiat было сделано 3,3 миллиона Maluch, а общемировой выпуск почти достиг 4.7 миллионов. Причём на конвейере польский Fiat 126 пережил “копейку” и выпускался до 2000 года, став последней заднемоторной малолитражкой в мире. Позже эта компоновка возродилась в Smart ForTwo.

Авто
268,3 тыс интересуются