Заседание рабочей группы по развитию метро провел депутат, член комитета регионального парламента по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Владимир Анисимов. Он же дал старт этому обсуждению в ноябре прошлого года.
«Строительство метро может дать хороший импульс развитию Новосибирска, способствовать росту доходной части бюджета», – подчеркнул Владимир Анисимов.
С тех пор уже были приняты определенные решения. На очередном заседании решили рассмотреть, что сделано на практике.
Мэрия Новосибирска в бюджете 2023-2024 годов заложила денежные средства на проектирование развития метро, рассказал начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Константин Васильев.
«Мы рассмотрели все варианты, – пояснил он. – Мнение мэрии, что следует идти целевым направлением и продолжать работу по строительству Дзержинской линии».
Решено развивать эту линию в сторону станции «Гусинобродская». Такой приоритет начальник департамента транспорта объяснил причинами технического характера. Актуализация имеющегося проекта потребует всего лишь порядка 650 миллионов рублей.
Депутат Роман Яковлев напомнил: в прошлом году проводился опрос населения показал, что новосибирцы ждут продолжения строительства метро до площади Станиславского и дальше – по направлению к «Чистой слободе».
«Мы видим заинтересованность населения в строительстве Ленинской линии. Но на сегодня нужны наименьшие затраты, чтобы решить вопрос строительства метро в Дзержинском направлении», – уточнил Константин Васильев.
Яковлев также поинтересовался, когда закончат строительство станции «Спортивная». Васильев объявил, что работа завершена на 97 %, впрочем, как и в середине февраля.
Анисимов акцентировал внимание на необходимости формирования дорожной карты с обозначением этапов работы по развитию метрополитена. И напомнил о возможности привлечения инфраструктурного кредита.
«Рабочую группу нужно перенести на другой уровень», – высказал предложение председатель транспортного комитета Заксобрания Валерий Ильенко.
Депутаты решили, что имеет смысл обратиться к губернатору региона с просьбой о создании рабочей группы по развитию метрополитена на уровне правительства Новосибирской области.
«Сегодня совершенно четко и внятно есть понимание всеми уровнями власти, что строительство метро может существенно поменять инвестиционную обстановку в городе и области и вместе с тем сыграть существенную роль в обеспечении безопасности на дорогах, – резюмировал Владимир Анисимов. – На заседании рабочей группы были оговорены подходы, обозначены принципиальные источники финансирования проектирования и строительства. Понятно, что такие стройки без бюджетных вложений невозможны. Город Новосибирск может обратиться с предложением к губернатору области о софинансировании, что мы и рекомендовали сегодня сделать мэрии Новосибирска. Предлагаем рассмотреть возможность привлечения инфраструктурного кредита. Кроме того, в Новосибирске существует богатый опыт привлечения частных инвестиций».
Напомним, 30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПСД на ее продление не готова.
Дзержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно обсуждаемой» в мире. В 2013 году проектом строительства участка её продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщика оштрафовали на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу. В августе 2017 года городские власти вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора. В феврале 2019 года руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. Он уверил, что ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Этот провал в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было разработать его в специальной программе и только после этого загружать (требования существуют с начала 2017 года). Власти продолжили выкручиваться – на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик заявлял, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Однако Сибкрай.ru отыскал проектную организацию из Красноярска, у которой в архиве вся документация сохранилась. Но новосибирская мэрия к этой компании даже не обращалась. Кстати, проектировщик оказался вполне себе живым.
Почти весь прошлый год губернатор Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов на новые станции метро для экспертизы. Еще 12 июля 2021 года на оперативном совещании в правительстве мэр обещал в ближайшее время предоставить ПСД губернатору. «Документация готова, находится на экспертизе», – сказал тогда мэр. А на следующий день, после того как мэр публично сообщил, что ПСД на экспертизе, Главгосэкспертиза России ответила на запрос Сибкрай.ru и пояснила, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.
В сентябре 2021 года мэр рассказал, что ведет тайные переговоры по строительству метро. И в это же время стало известно, что федеральные деньги будут выделены на эти цели Нижнему Новгороду, Челябинску и Красноярску. Активизировать переговоры в мэрии обещали после сдачи станции метро «Спортивная».
В конце декабря 2021 года глава региона сообщил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве что Александр Мысик, ответственный за разработку документации, сообщил, что документы подготовлены, а губернатор это в очередной раз опроверг.
В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном.
«Что я могу сказать: не прошло и три года. Так? Я уже ничего не могу подтвердить из того, что говорят Мысик и мэр. Вы с этим вопросом к нему обратитесь. Я знаю, что документации нет», – ответил Андрей Травников на вопрос Сибкрай.ru. В тот же день мэр Локоть сообщил, что «работа ведется и находится под контролем».