Найти в Дзене
Momentour

Коварный байкальский лёд: почему не стоит ездить по нему на машине и как передвигаться безопасно?

На Байкале лёд встаёт поздно, и сезон той самой зимней красоты происходит в феврале и марте. Толщина ледяного покрова в пик сезона составляет от 70 см до 2 метров, и её более чем достаточно, чтобы выдержать даже грузовик. Но почему для автомобилей даже такой лёд небезопасен?

Лёд на Байкале в марте
Лёд на Байкале в марте

Байкал располагается в рифтовой впадине, т.е. в тектоническом разломе земной коры. Здесь часто происходят землетрясения, которые влияют на ледяной покров и способствуют образованию трещин, заполняющихся водой (становые щели). Кроме того, перепад температур также влияет на состояние льда.

Опасные байкальские трещины. Источник: https://pulse.mail.ru/article/slavnoe-more-svyaschennyj-bajkal-4342876920239314168-7425441678607480016/
Опасные байкальские трещины. Источник: https://pulse.mail.ru/article/slavnoe-more-svyaschennyj-bajkal-4342876920239314168-7425441678607480016/

Насколько опасны эти трещины? Они могут образоваться за считанные минуты. Их сложно увидеть, но даже относительно небольшой разлом может стать фатальным. Высок риск провалиться под воду, а под вами - километровая глубина... Можно сравнить лёд с яичной скорлупой - и вы получите наглядное соотношение толщины льда с глубиной озера. Даже если машина провалится неглубоко, вы, вероятнее всего, намокнете. Минусовая температура и пронизывающий ветер обеспечат как минимум тяжёлые последствия для здоровья.

Автомобиль, ушедший под лёд. Источник: https://volkov.irkutsk.ru/posts/po-ldu-baikala/
Автомобиль, ушедший под лёд. Источник: https://volkov.irkutsk.ru/posts/po-ldu-baikala/
Трещины на Байкале (неопасные)
Трещины на Байкале (неопасные)

Обратная сторона трещин - торосы: большие нагромождения льда, также серьёзно препятствующие движению автомобилей.

Ледяные торосы
Ледяные торосы

Стаж водителя, опыт вождения, марка автомобиля на льду Байкала совершенно не важны. Кроме трещин и торосов, существует множество других нюансов. Вождение на льду требует особых навыков. Судна на воздушной подушке могут внезапно появиться в поле зрения и не успеть свернуть или затормозить (у них вообще не существует тормозов - торможение происходит за счёт разворота на 180 градусов).

Вид на Байкал со смотровой площадки
Вид на Байкал со смотровой площадки

Ежегодно жертвами Байкала, по данным МЧС, становятся около 30-40 автомобилей, уходящих под лёд. Как обезопасить себя от попадания в эту статистику?

Трещины на льду (неопасные)
Трещины на льду (неопасные)

Лучший вариант - использовать альтернативный транспорт, а именно те самые судна на воздушной подушке. Они одинаково хорошо чувствуют себя как на льду, так и в воде. На открытых участках их скорость 60-70 км/ч, на сложных (повороты, изменения состояния льда) - 30-40 км/ч. Это абсолютно безопасно при соблюдении условий эксплуатации.

Вид на Байкал со смотровой площадки
Вид на Байкал со смотровой площадки

Если всё же хотите использовать автомобиль, выбирайте надёжных водителей, которые ездят только проверенными и одобренными МЧС маршрутами, а также регулярно мониторят состояние льда.

Спасибо, что дочитали статью! Видели когда-нибудь байкальский лёд вживую?