Более-менее подробно о своей «Toyota Hilux» я рассказал здесь: «Моя Тойота Hilux - что ей досталось от "Нивы"...
Однажды случилось так, что я не мог заглушить на своей Тойоте работающий двигатель. Никак не мог! Очень неприятная ситуация.
Небольшая предыстория.
Итак, японский автомобиль выпуска 1982 года исправно служил на российской земле, таскал грузы, давился нашей непонятной соляркой и жег дизельное масло из 200-литровых бочек, которое, как говорили продавцы – настоящий SHELL, потому что оно – SAE, с интенсивностью, чуть не 2 лира на 1000 км. пробега.
Не помню точно, но, кажется последнее обстоятельство – масляная прожорливость, мотивировало меня к переборке мотора. Я тогда еще не оценил по достоинству фразу одного моего мудрого приятеля – автомобилиста со стажем: «Не тронь машину, и она тебя не подведет», а зря…
Но перебрать японский дизель в те времена было задачей а) непростой по причине отсутствия запчастей оборудования и специалистов и б) недешёвой, по той же причине.
Но все же, мне удалось купить новые гильзы, кольца и шатунные вкладыши. И найти мастеров – магов вазовского ремонта, которые попросили за установку всего это добра всего 200 долларов. В принципе, тогда это была стандартная стоимость переборки жигулевского мотора. Добрые люди!
Итак, прихожу забирать машину из ремонта. Поворачиваю ключ и вижу, что лампочки на панели работают в нештатном режиме. Главное, не горит лампа, сигнализирующая о нагреве калильных свечей.
На «Хайлаксе» (во всяком случае, на моем) было 5 свечей. По одной – маленькой в цилиндрах и одна – здоровенная, во впускном воздушном коллекторе.
Когда включаешь зажигание, сначала ждешь, чтобы погасла лампа нагрева свечей, потом включаешь стартер.
А тут эта лампочка просто не горит! Открываю капот и вижу картину маслом – жгут электрических проводов тупо прикручен к какому-то болту…
- Это что? – спрашиваю у главаря банды слесарей. А он:
- Слушай, мы же не электрики. Движок перебрали, а с проводами че-то не разобрались…
Однако машина запустилась, и до дома я доехал успешно. Правда, никогда не нагревавшийся прежде дизель (термостат заклинил в открытом положении) вдруг стал показывать относительно высокую температуру.
Ну, ладно, подумал я, пока кольца притрутся, нагрев, наверное, должен быть. Сколько этот процесс должен продолжаться – загадка. Один знакомый профессиональный водитель сказал, что на КАМАЗе, откапиталенный движок только через 20000 км пробега начал работать, как надо…
Как я разбирался с работой калильных свечей – история отдельная. Если интересно, напишите в комментариях. Расскажу. А здесь – про мотор.
Прошло определенное время – мотор продолжал немного греться и работал, как казалось, в полсилы.
Однажды, с женой поехал на фестиваль юмора. Ехать 50 километров. И вот по пути вдруг услышал, что движок застучал. Глянул в зеркало заднего вида и обомлел – за мной тянулся мощный шлейф белого дыма. Натуральная военная дымовая завеса!
Я – на обочину, выключаю «зажигание» - ХРЕН! Двигатель продолжает работать! И раскручивается все сильнее!
Открываю капот, на меня льется горяченный антифриз.
На радиаторе «Тойоты», наверху, с одной стороны патрубок, а с другой – заглушка. Вариантов же у машины два – с левым и правым рулем. Поэтому и на радиаторе предусмотрено место под патрубок с другой стороны. Так вот заглушку частично выбило, и меня поливает охлаждающей жидкостью…
Я срываю топливный шланг, но мотор не глохнет! А говорят – вечный двигатель невозможен – вот же он, топлива нет, а двигатель работает!
Но все же, через некоторое время он заглох.
Что оказалось?
Наши криворукие мастера не выдержали тепловой зазор на кольцах. При работе, они начинали расширяться и дико «грызть» стенки цилиндров, разогревая двигатель, и истираясь… В какой-то момент наступает ситуация, когда в перегретом двигателе пары масла из картера, начинают попадать в камеру сгорания и мотор начинает работать на собственном масле.
Потом, когда уже другие слесаря, к счастью, понимающие в дизелях, сняли крышку картера – еще поздравили меня. С литр масла там оставалось. Говорят, обычно выгорает все под ноль. Когда вынули поршни – кольца высыпались мелкими фрагментами.
Вот так некомпетентность, лишние микроны на кольцах и мое желание сделать работу двигателя лучше практически загубили дизель.
Нет, я потом еще поездил на этой машине, еще колдовал долго со свечами… Но это уже было, как теперь говорят, стрёмно.