Найти в Дзене
Лающая Рыба

4.1. Речь

Оглавление

1. Что такое речь?

2. Где находится речь?

3. Какая бывает речь?

4. Речь и язык ЛикБез.

5. Компоненты речи. Или из чего состоит речь.

6. Этапы развития детской речи в норме. Онтогенез речи.

7. Этапы развития речи у глухих детей. Дизонтогенез речи.

8. Особенности речи глухих и слабослышащих детей.

9. Связь слуха и речи.

1. Что такое речь?

Рис 1. Что такое речь?
Рис 1. Что такое речь?

Речь – психическая функция, присущая только человеку. На основе речи формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление. Речь является основной коммуникативной функцией, которая осуществляется посредством языка.

2. Где находится речь?

Речь находится в мозге человека. Более конкретно, процесс создания и понимания речи происходит в различных областях коры головного мозга, таких как зона Брока и зона Вернике, которые отвечают за произношение и понимание речи соответственно.

Рис 2. Центры речи в головном мозге.
Рис 2. Центры речи в головном мозге.

Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, наиболее значимые в его жизни. Например, "мама", "дай". Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Центр Брока - это моторный центр, играющий важную роль в произношении слов. Повреждения в центре Брока могут приводить к трудностям в произношении слов и выражении мыслей.

Зона слухового восприятия речи - это область в головном мозге человека, которая отвечает за обработку звуков, связанных с речью.

Зона визуального восприятия речи - это область коры головного мозга, которая отвечает за обработку информации, связанной с зрительным восприятием. Так же она отвечает за восприятие письменной речи.

Вот эти самые центры в головном мозге отвечают за восприятие и порождение речи. Их можно найти, увидеть, взять в руки и даже пощупать. Никакой абстракции. Все настоящее.

3. Какая бывает речь?

Речь, как и все остальные психические функции, тоже подразделяется на виды:

  • устная речь
  • письменная
  • внутренняя
  • внешняя
  • монологичная
  • диалогичная
  • полилогичная
  • дактильная
  • жестовая
  • импрессивная
  • экспрессивная

При желании тему можно продолжать. Схемы можно дополнять, менять, спорить о них. Что-то исключать, что-то добавлять... Мы с вами договоримся, что речь бывает разная.

Рис 3. Речь бывает разная.
Рис 3. Речь бывает разная.

4. Речь и язык ЛикБез.

Рис 4. Речь и язык.
Рис 4. Речь и язык.

Речь - это форма общения людей посредством языка. Речь - это элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, накапливать их для передачи последующим поколениям. Речь является основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

Рис 5. Восприятие и формулирование речевых высказываний.
Рис 5. Восприятие и формулирование речевых высказываний.

Процесс устной речи предполагает, с одной стороны, формулирование и мыслей посредством речевых высказываний, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций через слух и их понимание. В том, и в другом случае мысль представлена речью. Немалое значение в этом процессе занимает мышление. Человек воспринимает речь, анализирует и выдает свой вывод. Круговорот закольцовывается. Идет речемыслительный процесс. Он может быть посвящен квантовой физике или беседой о погоде. Суть его процессов от этого не меняется.

Рис 6. Круговорот мысли.
Рис 6. Круговорот мысли.

Функции речи. Или для чего нужна речь?

- коммуникативная (функция общения) — использование языка для передачи информации;

- когнитивная (она же гносеологическая) — накопление и сохранение информации, её передача;

- аккумулятивная (накопительная) — накопление и сохранение знания.

- регулятивная — регуляция поведения адресата;

- эмотивная — выражение эмоций, где эмоции чаще всего выражаются посредством интонации;

- контактоустанавливающая (она же фатическая) — установление и поддержание контакта;

- метаязыковая (металингвистическая) — анализ и истолкование языка; связана с пояснением непонятных слов или выражений при помощи самого языка;

- эстетическая (поэтическая) — внимание к сообщению ради самого сообщения;

- номинативная — название предметов.

- мыслеформулирующая — формулирование мыслей;

- экспрессивная — выражение отношения к высказанному.

Как мы видим, речь нужна не только для того, чтобы называть предметы. И, соответственно, набор слов-существительных не даст ребенку полноценного владения речью. Всему этому нужно научить ребенка.

Рис 7. Язык.
Рис 7. Язык.

А что же язык?

Язык - это знаковая система, в которой типовое звучание (или написание) соотносится с понятием. В случае с жестовым языком понятие соотносится с жестом. Посредством языка формулируется речь. Речь может быть сформулирована на разных языках. Язык выступает носителем речи. Языков может быть много. Психическая функция речи в человеческом мозге одна, и она может быть "завернута" в любой язык.

Рис 8.  Речь может быть сформулирована на разных языках.
Рис 8. Речь может быть сформулирована на разных языках.

Да, вы не ошиблись. Вы видите здесь русский жестовый язык, в который тоже может быть заключена мысль. Но для этого его необходимо изучать и развивать языковые способности.

5. Компоненты речи.

Борщ состоит из овощей, мяса, бульона и специй. Если убрать из борща какой-нибудь ингредиент, то борщ будет какой-то странный. А если убрать из борща все ингредиенты, то борща не будет вовсе. А из чего состоит речь?

Рис 9. Из чего состоит речь?
Рис 9. Из чего состоит речь?

1. Лексика. Лексика - это словарный запас. Это когда ребенок не может назвать помидор или морковку одним словом "овощи". Ну или вовсе ни слова "помидор", ни слова "морковка" не знает, даже если регулярно их ест, лепит и рисует.

2. Грамматический строй. Это умение грамматически правильно оформлять предложения. Это когда ребенок говорит "Катя упал, папа упала, машина зеленый."

3. Фонетика. Это звуковая сторона речи. Это когда ребенок "не выговаривает букву Эр".

4. Фонематика. Это раздел, изучающий фоны (звуки) и их объединение в фонемы. Фонематический слух - это анализ и синтез (различение) фонем (звуков) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму.

5. Просодика. Просодика — это комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи. Это речевое дыхание, дикция, интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, паузы. Это голос, его сила, высота, тембр, модуляция и тон.

6. Моторика. Это двигательный компонент речи. Мелкие движения органов артикуляционного аппарата: язык, губы, гортань, нёбо.

7. Связная речь. Это развернутое, логически последовательное, а также образное описание какого-либо содержания.

Из этих компонентов состоит речь человека. Если какие-то компоненты нарушены или отсутствуют вовсе, то мы начинаем говорить о нарушении речи. При нарушении или отсутствии всех этих компонентов речь отсутствует. Знание этих компонентов является важным для понимания и использования речи как языковой системы.

6. Этапы развития детской речи в норме или онтогенез речи.

Онтогенез речи - это процесс становления и развития речи.

  1. Плач и звуки (0-2 месяца) - ребенок производит недифференцированные звуки, выражающие его эмоции.
  2. Улыбки, гуканье и гуление (2-4 месяца) - ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбки и произносить простые слоги.
  3. Лепет. Ба-ба, да-да, мама, папа (4-10 месяцев) - ребенок начинает произносить более сложные звуки, цепочки звуков и связывать их с конкретными предметами или действиями.
  4. Первые слова (10-18 месяцев) - ребенок начинает произносить отдельные слова, связанные с окружающим миром, и использовать их для общения.
  5. Двусловные фразы (18-24 месяца) - ребенок начинает сочетать два слова, чтобы выразить свои мысли и потребности.
  6. Трехсловные фразы и предложения (2-3 года) - ребенок учится строить более сложные фразы и говорить о своих действиях, интересах и отношениях с другими людьми.
  7. Приобретение грамматических правил (3-5 лет) - ребенок начинает учить грамматические правила языка, формировать более сложные предложения и понимать отношения между словами в предложении.
  8. Связная речь. (4-5 лет)
Рис 10. Нормы и этапы развития речи у детей при сохранном слухе. Возрастные рамки приблизительны. Последовательность точная.
Рис 10. Нормы и этапы развития речи у детей при сохранном слухе. Возрастные рамки приблизительны. Последовательность точная.

7. Этапы развития речи у глухих детей. Дизонтогенез речи.

Дизонтогенез речи - это нарушенный ход процесса формирования речи, обусловленный патологическим состоянием здоровья ребенка.

В своем развитии речь глухих и слабослышащих детей проходит все те же этапы, что и речь слышащих. Настолько, насколько это возможно.

Если слух ребенка не скомпенсирован, то развитие речи не идет дальше второго этапа - гуления. Поскольку этот процесс носит непроизвольный характер, у глухих детей он так же присутствует. Но позже дети замолкают, и перехода на другие этапы не происходит. Формирование речи останавливается.

Рис 11. Развитие речи у глухих детей останавливается на этапе гуления и не продолжается. Но слабослышащие дети могут пройти в своем развитии чуть дальше.
Рис 11. Развитие речи у глухих детей останавливается на этапе гуления и не продолжается. Но слабослышащие дети могут пройти в своем развитии чуть дальше.

Ура! Мы протезируем слух ребенка в возрасте 2-3-4 лет (оперируем или надеваем слуховые аппараты - неважно). И логично предположить, что процесс формирования речи продолжится. Ребенок слышит, ему около 2-3 лет, он еще маленький, и у него теоретически есть возможность догнать сверстников. По возрасту ему положено разговаривать предложениями, чего все от него и ожидают. И вообще у соседа ребенок заговорил в 4 года, и сразу стихами.

Рис 12. Где этапы между гулением и предложениями?
Рис 12. Где этапы между гулением и предложениями?

Увы, не следует ожидать от такого ребенка уровня развития речи, соответствующего его возрастной норме. У трехлетки не появится словарный запас из 800 слов, не сформируется грамматика, не смодулируется красивый ребяческий голосок. Потому что, как мы помним, в своем развитии речь глухих проходит все те же этапы, что и речь слышащих. А где лепет? Где этап первых слов и фраз? Ребенок их не прошел. У него не сформировалась база для следующих этапов речевого развития. Чтобы речь развивалась, нам необходимо вернуться на тот этап, на котором остановилось развитие ребенка и начать все сначала.

Рис 13. Развивать речь у глухого ребенка придется с того этапа, на котором он остановился.
Рис 13. Развивать речь у глухого ребенка придется с того этапа, на котором он остановился.

Ну вроде бы хорошо, не беда. Лепет, так лепет... Опоздание невелико. До школы (до армии, до свадьбы) успеем. Но, увы, естественная потребность в речевой активности в возрасте 3 лет уже исчезает, и ребенка нужно будет побуждать к речи. Ребенок слышит, но слуховое восприятие находится еще на очень низком уровне. Это отразилось на целостном восприятии и на формировании всех психических функций сразу. Скорее всего, ребенок будет молчать. И молчание - это лишь видимая нам проблема, под которой скрывается целый набор трудностей, с которыми он столкнется. Они уже затормозили процесс развития ребенка, и это отразится на его дальнейшем развитии. А значит речь будет формироваться по тем же вышеупомянутым правилам, что и в норме, но с серьезной задержкой. И каждый последующий этап будет формироваться позже и еще позже...

Рис 14. Задержка в формировании одного этапа существенно задерживает формирование других этапов.
Рис 14. Задержка в формировании одного этапа существенно задерживает формирование других этапов.

Да, к сожалению, временной этап "никогда" в нашем случае тоже возможен. Даже если слух протезирован хорошо. :((( Поэтому очень важно своевременно начать заниматься развитием слухового восприятия.

Рис 15. Необходимо как можно раньше начать процесс развития слухового восприятия.
Рис 15. Необходимо как можно раньше начать процесс развития слухового восприятия.

Начинается процесс развития слухового восприятия. Если быть точнее, его необходимо начать самостоятельно. И хорошо, если начинается именно он, но частой ошибкой родителей становится то, что начинается процесс ожидания речи или процесс страшно полезных занятий песочной терапией, диетотерапией, массажами или бассейном, которые, повторюсь, не лишни (а иногда лишни) и (может быть) благоприятно скажутся на развитии ребенка, но, бывает, занимают то место, где должно быть развитие именно слухового восприятия, что является стратегической ошибкой принимающей решения стороны.

Вслед за развитием слухового восприятия начинается процесс развития речи. Его тоже необходимо начать целенаправленно и активно продвигать.

Рис 16.
Рис 16.

Под воздействием двух этих составляющих - развития слухового восприятия и развития речи, нам удастся немножко подтянуть формирование этапов развития речи к норме. И каждый подтянутый этап будет тащить за собой следующий.

Рис 17. Коррекционная работа сократит время, затрачиваемое на формирование тех или иных навыков.
Рис 17. Коррекционная работа сократит время, затрачиваемое на формирование тех или иных навыков.

Что ускорит все эти процессы?

1. Вовлечение родителей в реабилитацию ребенка. Родители должны быть активно помогать своему ребенку. Процесс развития слуха и речи не должен начинаться в кабинете сурдопедагога и там же заканчиваться два раза в неделю. Родители под руководством специалистов занимаются этим постоянно.

2. Качественное раннее слухопротезирование любым доступным методом. Плохих или "ненужных" методов слухопротезирования не бывает, бывают недостаточно эффективные методы слухопротезирования. Даже если ребенок слышит в слуховом аппарата только барабан, нужно надеть слуховой аппарат и развивать слуховое восприятие барабаном. Это шаг вперед.

3. Мотивация ребенка к речи. Он должен сам хотеть слышать и говорить. Ребёнок не будет хотеть слышать и говорить, если родителям это не нужно.

Рис 18. Немаловажную роль в этом играет мотивация самого ребенка.
Рис 18. Немаловажную роль в этом играет мотивация самого ребенка.
Чем раньше слухопротезирован ребенок и начата коррекционная работа, тем больше шансов на успешную слухоречевую реабилитацию.

Если протезировать слух ребенка в возрасте 1 года или раньше, даже если вам кажется, что слуховые аппараты ребенку не помогают, то потребность в речи может еще сохраниться, ребенок будет продвигаться в развитии слуха и речи быстрее, и, самое главное, есть шанс на спонтанное обучение. У слабослышащих детей положение несколько легче, чем у глухих. Они уходят в своем речевом развитии чуть дальше, чем глухие малыши. Но все же уровень развития речи слабослышащих детей так же далек от нормы.

Вне зависимости от возраста ребенка и времени слухопротезирования, отталкиваться мы будем от норм онтогенеза речи. Наша задача - последовательно пройти все те же этапы в онтогенезе речи, что и у слышащего малыша. Тогда речь будет максимально гармоничной.

Как именно пройдет каждый этап у конкретного ребенка, с точностью предсказать не сможет никто. Но механизмы остаются теми же. Они верны и для глухих, и для слабослышащих детей, а так же для детей, потерявших слух до овладения речью.

8. Особенности речи глухих и слабослышащих детей.

Речь глухих детей без слухопротезирования отсутствует. Вне специального обучения речи ребенок будет пользоваться жестами. Однако и полноценной жестовой речи ребенка тоже нужно обучать. Речь слабослышащих детей или глухих детей, чей слух был протезирован, имеет ряд недостатков на всех уровнях.

Отталкиваясь от пункта 5 этой статьи я могу отметить следующие особенности речи глухих слухопротезированных и слабослышащих детей:

1. Лексика. Вне специального обучения словарный запас у глухих детей не формируется. Говорить нечего. Словарный запас слабослышащих детей неточен и беден.

2. Грамматический строй. Если словарный запас у глухих и слабослышащих детей все же будет сформирован, то грамматический строй речи у таких детей грубо нарушен. Дети не слышат и не различают части слов. Такие, как окончания и приставки. Следовательно у них не формируются объект-субъектные отношения между явлениями и предметами.

3. Фонетика. Ребенок "не выговаривает" подавляющее большинство звуков. Замена и отсутствие согласных. Искажение гласных. Пропуски звуков.

4. Фонематика. Развитие фонематического слуха у глухих и слабослышащих детей без специального обучения невозможен. Но он необходим для успешного обучения их чтению и письму.

5. Просодика. И глухие, и слабослышащие дети имеют ярко выраженные нарушения просодической стороны речи: нарушение речевого дыхания, несоблюдение интонации и пауз. Голосовые связки неразвиты, голос либо слишком слабый, либо надрывом. Фальцетный голос. Немодулированная скандированная речь. Однако эта проблема возникает только в том случае, если ребенок вообще хоть что-то говорит.

6. Моторика. Движения артикуляционного аппарата неточны, нарушены. Что сказывается на качестве звукопроизношения.

7. Связная речь. Глухие и слабослышащие дети имеют серьезные проблемы в овладении связной речью.

Это была небольшая часть описания того, как нарушение слуха сказывается на развитии психики маленького человечка, ведь на базе речи формируется мышление. Кроме того, помимо описанных речевых проблем могут возникнуть и индивидуальные. И даже у глухих детей с высоким уровнем интеллекта могут возникнуть серьезные проблемы.

8. Связь слуха и речи

Слух является одним из основных условий формирования и развития речи. Дети начинают произносить звуки, мотивированные аудитивным восприятием, то есть они слышат свои собственные звуки, звуки, которые производят другие люди, и пытаются повторить их. Так через слух развиваются речевые навыки. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи. Эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи: чем лучше степень сохранности слуха, тем выше уровень речевого развития. Даже небольшое понижение слуха, возникшее в доречевом периоде, может привести к существенным отклонениям речевого развития.

Резюме:

Теперь мы знаем, что такое речь, где она находится и какая она бывает, из чего она состоит, в чем разница между речью и языком. Мы примерно знаем нормы развития речи у слышащих детей и особенности протекания этого процесса у детей с нарушениями слуха. Мы знаем, на что опираться развивая речь у глухого ребенка, почему нельзя формировать один этап раньше предыдущего и чего ожидать от ребенка после слухопротезирования.

Предыдущая статья - 3.7 Практические занятия по развитию слухового восприятия

Следующая статья - 4.2 О развитии устной речи у глухих детей

Статьи о речи и о развитии речи у глухих детей:

4.2 О развитии устной речи у глухих детей

4.3 Этап 1. Формирование первых произносительных навыков у глухих детей

4.4 Лексика. Словарный запас глухих детей

4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

4.6 Разные части речи в словарном запасе глухих детей

4.7 Игры для развития словарного запаса у глухих детей

4.8 Этап 3. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей

4.9 Ситуативное понимание вопросов