Найти тему

"Белая ночь". ЛФЗ

Земля не спит, напрасно ожидая
Объятий сумрака и нежной тишины,
Горит заря, полнеба обнимая,
Бредут толпой испуганные сны.

И все живет какой-то жизнью ложной,
Успокоения напрасно жаждет взор,
Как будто ангел бледный и тревожный
Над миром крылья белые простер.
"Белая ночь" Поликсена Соловьёва, 1897

Скульптура "Белая ночь" создана на Ленинградском фарфоровом заводе в 70х годах Эльвирой Еропкиной.

Скульптура безумно символична и могла быть создана только в северной столице. Гранитный город, а над ним фигура женщины в лилово-белом. Июньский Питер - он такой.

Ты идёшь по нему и понимаешь, что вот весь он где-то под ногами, где-то внизу, а тебя обнимает и баюкает это белое молоко. Возможно, молоко матери, отсюда и фигура женщины. В июне главными действующим лицом и героем Петербурга становится именно ночь. Она доминирует над городом, что подчёркнуто геометрией фигуры, её заданной вертикалью.

Кстати, песны Виктора Салтыкова словно про этот образ и эту фигуру Эльвиры Еропкиной:

Белая ночь опустилась как облако,
Ветер гадает на юной листве.
Слышу знакомую речь, вижу облик твой,
Но почему это только во сне?

Фигура имеет размеры вполне средние - высота 20,5 см. Моя фигура прозведена ещё на ЛФЗ, об этом свидетельствует как марка на фигуре, так и роспись. Для меня роспись имеет значение именно в первую очередь. Она тонкая, воздушная, детализированная.

Почему я акцентирую на этом? Дело в том, что сейчас фигуру "Белая ночь" выпускает Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), преемник ЛФЗ.

Уж не знаю, что там у них на заводе случилось, но художники полностью разучились расписывать фигуры Эльвиры Игоревны. Грубо, топорно, с потерей деталей. Понимаете, музыка Еропкиной потеряна.

В галерее приведены изображения современного поделия ИФЗ. Ну вот что там за собачка под жидким деревом? Куприн "Белый пудель"? Где густые кроны деревьев из питерских парков? Где знаменитые львы Петербурга? Что это? Где это?

Образ города в современных поделиях нечитаем, он исчез. Изчезла музыка Эльвиры Еропкиной. Приобрести-то, конечно, можно, но зачем, если убита вся красота? Если брать современные изделия, то только в белье - тут разочарование не настигнет. А если любите почерк Еропкиной, это гениальное соотношение росписи и белого фарфора, то не пожалейте, поищите выпуски времён ЛФЗ. На мой сугубо индивидуальный взгляд, речь об искусстве можно вести только о скульптурах Еропкиной, выпущенных до 2000 гг. Всё, что позже, можно описать строчкой из Островского:

И теперь иногда снится, да редко, да и не то...

Всем тепла.