Такие отечественные заводы как ЗиЛ, ГАЗ и УАЗ многие годы находятся на слуху у всех жителей Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада. Продукция этих гигантов встречается абсолютно везде, ведь количество выпущенных машин попросту невозможно сосчитать. А вот рижский завод, в силу отсутствия моделей в современной истории, постепенно начинает уходить в забытие, а ведь в своё время его продукция по праву была лучшей в своём классе.
РАФ прославился благодаря своим простым и надёжным микроавтобусам, появившимся именно тогда, когда они были нужны сильнее всего. Первым детищем латвийского предприятия стал малоизвестный РАФ-10, произведённый в 1957 году на базе легкового ГАЗ М-20 «Победа», но немногие знают, что до этого судьбоносного момента, рижане пробовали себя в более масштабных проектах. Таковыми были полноценные автобусы, один из которых обладал передовой для Советского Союза тех лет бескапотной компоновкой. РАФ-251 был первым самостоятельным проектом завода, разработанным еще в 1954 году. Вагонный тип кузова позволил сэкономить большое количество полезного пространства и по-своему открыла глаза советским предприятиям.
По классике, в основе этого автобуса лежало грузовое шасси горьковского ГАЗ-51, но с удлинённой рамой. Шестицилиндрового рядного двигателя ГАЗ-51 с объёмом 3,5 литра и мощностью в 70 лошадиных сил было вполне достаточно лёгкого для тех годов автобуса. Он потреблял до 30 литров бензина на 100 километров хода в смешанном режиме. Кузов представлял из себя деревянный каркас, обшитый листами тонколистового металла, который позволил сократить общий вес машины до 4 тонн. Что касается салона, то там всё было «по-спартански», много неприкрытых металлических элементов, тесные и неудобные пассажирские сиденья, двигатель от водителя отделялся лишь небольшим кожухом, а все органы управления были изменены в угоду новой компоновке.
За более чем 5 лет производства было выпущено всего 1460 экземпляров РАФ-251, который в последние годы на конвейере был переименован в 976 модель, из-за нового регламента. Все они предназначались для работы на коротких прибалтийских маршрутах, а поэтому широкой огласки не получили. А знали ли вы о такой машине?