Найти тему

Последние раритеты еще встречаются. Скоро и их не будет...

Канал "Строительная техника и транспорт" продолжает отыскивать частички нашего советского прошлого. Речь идет о всевозможной технике, которая лет 30-50 назад и более была совершенно обыденной и привычной, а теперь перешла в разряд безвозвратно исчезающей. Это грузовики и автобусы, экскаваторы и краны, тракторы и комбайны, пассажирские и грузовые суда, самолеты и вертолеты, электрички и тепловозы, а также другая техника...

Архивное фото
Архивное фото

Сегодняшняя фотоподборка и сопровождающий ее рассказ посвящены легендарному автопрогрузчику серии 4045, отдельные экземпляры которого мне довелось запечатлеть за последние несколько лет. Эти автопогрузчики за 20 лет производства были растиражированы сотнями тысяч штук. Во времена Советского Союза их можно было встретить везде и всюду – на автобазах и в управлениях механизации, в портах, на складах, на железнодорожных станциях, на промышленных предприятиях, в воинских частях, на стройках и т.д. Самое интересное, эти машины кое-где сохранились до сих пор, причем не в виде ржавых остовов, а состоянии вполне работоспособных механизмов, которые как и прежде выполняют свою работу по погрузке и доставке грузов.

Производство 5-тонных автопогрузчиков серии 4045 началось в 1960 году на Львовском заводе автопогрузчиков. Эта модель сменила погрузчик первого поколения 4003 той же грузоподъемности, выпускавшийся с 1951 года. Львовский завод автопогрузчиков был основан согласно постановлению Совета Министров СССР от 24 апреля 1948 года "Об организации массового производства автопогрузчиков для механизации погрузо-разгрузочных работ на транспорте и в промышленности". Уже в 1949 году завод начал серийный выпуск продукции – автопогрузчиков модели 4000 грузоподъемностью 3 тонны. Два года спустя завод запустил производство погрузчика модели 4003.

Традиционно для львовских автопогрузчиков широко применялись узлы и агрегаты грузовых автомобилей, массово выпускавшихся советской промышленностью. Такой подход, с одной стороны, позволял с минимальными издержками в короткое время наладить широкомасштабное производство погрузчиков, востребованных в народном хозяйстве, а с другой – облегчить их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Автопогрузчик 4045 не стал исключением. Для него от грузовика ГАЗ-51А позаимствовали 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 70 л.с., коробку передач, сцепление и стояночный тормоз. От ЗИЛ-164 достался задний мост, который применили в качестве переднего ведущего моста, также от этого грузовика взяли рулевое управление и рабочий тормоз. Кроме того, от ЗИЛа и ГАЗа использовались укороченные карданные валы.

Погрузчик 4045 имел телескопический грузоподъемник, состоящий из наружной и внутренней рам, цилиндра подъема, пластинчатых цепей и каретки. Привод грузоподъемника осуществлялся от гидравлической системы. В качестве грузозахватных приспособлений для этой машины предлагался вилочный подхват, безблочная стрела и ковш. Однако в обязательный комплект входил только вилочный подхват, а остальное оборудование поставлялось по желанию потребителей.

-5

За два десятилетия производства автопогрузчики 4045 неоднократно модернизировались. В 1966 году с конвейера сошли усовершенствованные машины модели 4045М. На рубеже 1960-1970-х годов на смену пришла модель 4045Н. В середине 1970-х состоялась последняя модернизация, итогом которой стал выпуск погрузчиков модели 4045Р. В процессе модернизации в погрузчики вносились конструктивные изменения, направленные на повышение надежности, заменялись автомобильные узлы и агрегаты на аналогичные от освоенных промышленностью более современных грузовиков ГАЗ-52 и ЗИЛ-130. Последняя версия погрузчика – 4045Р – получила грузоподъемник от машины следующего поколения 4014, отличающийся увеличенной высотой подъема (4500 мм вместо 4000 мм), а также улучшенный привод гидронасоса грузоподъемника.

-6

В первой половине 1970-х годов Львовский завод автопогрузчиков ежегодно выпускал более 12 тыс. машин всех типов. После коренной реконструкции предприятия, проведенной в середине 1970-х, максимальные объемы производства превышали 20 тыс. погрузчиков в год. Преобладающей моделью в этот период был автопогрузчик серии 4045. На рубеже 1970-1980-х годов на смену легендарной серии 4045 пришли автопогрузчики нового поколения модели 4014.

-7

Если понравилась статья, поддержите ее лайком.

Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".

Ниже даю ссылки на статьи о некоторых моих находках родом из СССР

Ту-134АК, выпущенный в 1986 году, до сих пор в строю

Советские суда на подводных крыльях по сей день работают в Венгрии

Кислородно-азотнодобывающая станция на базе МАЗ-200

Самый первый Урал-375 с брезентовым верхом кабины

Наш транспорт в Венгрии. Что мне довелось увидеть

Арзамасские ЛИАЗ-677

Экскаваторы СССР в наше время

Советские автокраны в наши дни

Сохранившиеся бульдозеры времен СССР

Скреперы, грейдеры, катки

Гусеничные краны

Погрузчик ТО-6А

Кировец

Последний рабочий ЛАЗ-695Н из Арзамаса

ГАЗ-51А топливозаправщик

Шнекороторный снегоочиститель Д-470 на шасси ЗИЛ-157