В 2017 году мне довелось съездить в город Арзамас Нижегородской области за экзотикой - автобусами моего детства ЛИАЗ-677 (об этом можно прочитать ЗДЕСЬ). Помимо советских ЛИАЗов на тот момент в Арзамасе работал последний ЛАЗ-695Н "Львiв" 1992 года выпуска.
Эта машина обслуживала пригородные маршруты. Арзамасский ЛАЗ, как и 677-е ЛиАЗы, был почти в оригинальном состоянии: с бензиновым, V-образным, 8-цилиндровым, карбюраторным двигателем ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с. и механической коробкой передач. Сохранились практически все характерные элементы экстерьера и интерьера - включая родные очень удобные, мягкие сиденья с раздельными скругленными спинками и хромированными полукруглыми поручнями.
В былые времена ЛАЗы 695-го семейства массово использовались на обслуживании пригородных маршрутов, также работали в крупных городах на малозагруженных линиях (в частности, в Горьком) и даже на межгороде небольшой протяженности. Благодаря приличному дорожному просвету и мягкой рессорно-пружинной подвеске 695-е ЛАЗы были неприхотливы к дорожным условиям. А простота конструкции и высокая ремонтопригодность позволяли выполнять ремонт малыми силами и средствами. Правда, топливо львовские автобусы "кушали" с аппетитом. Но это была беда не только ЛАЗов, в ту пору почти все советские автобусы и грузовики оснащались бензиновыми двигателями и отличались "прожорливостью".
У каждого, кто застал ЛАЗ-695, остались свои впечатления от поездок. Пожалуй, самым главным плюсом ЛАЗов являлся очень теплый салон - другого автобуса, более подходящего для зимы, в СССР просто не существовало. Увы, летом это достоинство оборачивалось существенным недостатком - в салоне было жарко, особенно тем, кто сидел на заднем ряду сидений, установленных прямо на железный кожух моторного отсека. Да, и печка в салоне почему-то летом не всегда отключалась.
Также не сильно радовал тесный салон с узким проходом между сиденьями, расположенными в четыре ряда. Даже для пригородного автобуса это был существенный недостаток: в летне-осенний период корзины и ведра пассажиров занимали весь проход, почти не оставляя шансов пробраться к дверям, расположенным в передней и задней части автобуса (тоже, кстати, очень узким).
Но для тех, чье детство прошло бок о бок с львовскими автобусами, - будь то поездка в пионерлагерь или путешествие в деревню к бабушке - ЛАЗ навсегда будет лучшим (или, одним из лучших). Ведь в памяти из детских лет остается только самое хорошее.
Справка. ЛАЗ-695
Автобус средней вместимости ЛАЗ-695Н "Львiв" ведет свою родословную от первой модели Львовского автобусного завода ЛАЗ-695, выпуск которой начался в 1957 году. В отличие от всех выпускаемых на тот момент отечественных автобусов эта модель не имела самоходного шасси - у нее был кузов несущей конструкции. Характерной особенностью ЛАЗов была заднемоторная компоновка. 695-е ЛАЗы вмещали около 60 пассажиров, из них - 32 сидячих. Вход-выход осуществлялся через две двери расположенные в переднем и заднем свесе.
Традиционно, начиная с самой первой модели, на всех 695-х ЛАЗах применялись ЗиЛовские бензиновые двигатели: поначалу - рядные 6-цилиндровые, а с 1964 года и вплоть до конца производства - V-образные "восьмерки" ЗиЛ-130. Исключением были постсоветские мелкосерийные модификации, оснащенные дизельными моторами.
На протяжении всех лет производства ЛАЗы 695-го семейства постоянно модернизировались: у них совершенствовалась агрегатная база, улучшались эксплуатационные характеристики, повышалась надежность. Ну и, конечно же, видоизменялась внешность.
В общей сложности на протяжении более чем полувека было изготовлено около 250 тыс. автобусов семейства ЛАЗ-695, причем, львиную долю от этого количества составили автобусы модели ЛАЗ-695Н. Последние машины этого семейства - ЛАЗ-695Н - выпускали на Львовском автобусном заводе до 2002 года, после чего вся технологическая документация и оснастка были переданы на Днепровский автобусный завод, где мелкосерийная сборка этих автобусов продолжалась до 2008 года.
После распада Советского Союза поставки ЛАЗов в Россию сократились до минимума.
Выпуск базовых моделей семейства ЛАЗ-695:
ЛАЗ-695 - 1957-1958 гг.
ЛАЗ-695Б - 1958-1964 гг.
ЛАЗ-695Е - 1964-1970 гг.
ЛАЗ-695М - 1969-1976 гг.
ЛАЗ-695Н - 1976-2008 гг.
А вы застали ЛАЗ-695? Может работали на нем? Поделитесь своим мнением.
- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
#автобус #авто #ссср #лаз #машина #техника #автопром