Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию очередную статью из цикла публикаций "Старый конь борозды не испортит". Этот цикл посвящен строительной и дорожной технике времен СССР, работавшей до недавних пор, да и по сей день где-то еще продолжающей трудиться. В предыдущих четырех статьях я рассказывал об автокранах, экскаваторах, бульдозерах и дорожно-строительной технике (ссылки активны, жмите). В этой статье я расскажу о гусеничных кранах, встречавшихся на строительных объектах за последние 10-15 лет. Как и предыдущих статьях в основу этой публикации легли мои личные наблюдения, а также наблюдения моих коллег, увлеченных историей советской техники.
Стоит отметить, что в СССР к началу 80-х годов в структуре производства кранов, предназначенных для строительно-монтажных работ, преобладали автомобильные краны, их доля превышала 70%, а вот на долю гусеничных кранов приходилось менее 5%. В ту пору отечественная промышленность производила порядка 1000 гусеничных кранов в год. Что интересно, львиную долю строительной и дорожной техники выпускали предприятия Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР: автомобильные краны, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и т.д. А вот на производстве гусеничных кранов в основном специализировались предприятия Минмонтажспецстроя СССР, а также Министерства энергетики и электрификации СССР. Заводы Минстройдормаша выпускали совсем мало гусеничных кранов – менее 10% общесоюзного производства.
Несмотря на наличие собственного производства гусеничных кранов, Советский Союз в больших объемах импортировал аналогичную технику из Германской Демократической Республики. Краны RDK с конца 60-х годов выпускались на заводе ZEMAG Zeitz. Они были разработаны по советским ГОСТам и предназначались для поставок в СССР. Ежегодные объемы импорта кранов из ГДР в среднем составляли 600-700 единиц.
Итак, какие гусеничные краны встречались в эксплуатации в сравнительно недавнем прошлом – в 2000-2010-е годы? Самое интересное, что гусеничные краны оказались долгожителями в отличие от автомобильных кранов. Если автокраны, находящиеся в эксплуатации в рассматриваемый период времени, в массе своей были выпущены в конце 80-х – начале 90-х годов, то с гусеничными картина оказалась куда интереснее. Мне попадались краны и начала 80-х годов выпуска, и 70-х, и даже 60-х. Чаще всего я встречал 25-тонники разных моделей, прежде всего ГДРовские. Техника большей и меньшей грузоподъемности присутствовала на объектах куда реже.
Начну с наиболее массовых советских 25-тонников – дизель-электрических кранов серии МКГ-25 – МКГ-25БР, МКГ-25.01, МКГ-25.01А. Основным производителем кранов этой серии был Чебаркульский ремонтно-механический завод Минмонтажспецстроя СССР. В свои лучшие годы это предприятие ежегодно производило порядка 250 таких кранов. Кран МКГ-25БР с раздвижным гусеничным ходом Чебаркульский завод начал выпускать в 1970 году. К концу 80-х на смену пришел МКГ-25.01, эволюционировавший в дальнейшем в МКГ-25.01А.
Производство кранов серии МКГ-25 помимо Чебаркульского ремонтно-механического завода было налажено на Днепропетровском опытном заводе средств механизации и Ильичевском рудоремонтном заводе Минуглепрома УССР (не исключено, что и на других заводах). Объемы выпуска на двух последних предприятиях были в разы меньше, чем на Чебаркульском заводе. Лично мне попадались в эксплуатации краны выпущенные Чебаркульским и Днепропетровским заводами.
Еще один хит советского краностроения – дизель-электрический кран ДЭК-251 Челябинского механического завода Министерства энергетики и электрификации СССР. Эта машина была запущена в серийное производство в начале 70-х годов и производится по сей день. Во времена СССР объемы выпуска этого крана составляли около 350 единиц в год.
В 70-80-е годы очень широкое распространение получили ГДРовские гусеничные дизель-электрические краны серии RDK-250 грузоподъемностью 25 т. Объемы их поставок составляли в среднем от 550 до 650 штук в год, а в отдельные годы достигали 700-750 единиц. На протяжении более чем 20 лет производства краны этой серии перманентно эволюционировали. Первая модель RDK-25 была построена на рубеже 1966-1967 годов. В 1967 году доработанный кран получил обозначение RDK-250. В 1972 году на смену ему пришла модель RDK-250-1. На рубеже 1979-1980 годов была осуществлена следующая модернизация, кран стал называться RDK-250-2. Последняя версия – RDK-250-3 – запущена в серию в 1988 году. В 1991 году поставки в СССР были прекращены.
По моим личным наблюдениям краны серии RDK-250 в 2000-2010-е годы встречались наиболее массово по сравнению с отечественными 25-тонными аналогами. Из десяти посещенных объектов RDK-250 были минимум на семи-девяти, при том, что МКГ-25 и ДЭК-251 были более редки. Хотя, возможно, преобладание тех или иных моделей кранов зависит от каждого конкретного региона. Собственно, RDK-250 не сошли со сцены, по сей день они нередко встречаются в эксплуатации.
Что характерно, гусеничные 25-тонники всех вышеперечисленных моделей широко используются не только для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, но и как базовые машины для копровых установок. Реже попадаются краны с бурильным оборудованием и сваевдавливающим.
Количество гусеничных кранов грузоподъемностью более 25 т, находящихся в эксплуатации, значительно меньше. И чем выше грузоподъемность, тем ниже доля таких машин. Собственно, это неудивительно – объемы выпуска тяжеловесов были значительно меньше, чем самых массовых 25-тонных моделей.
Единственный раз мне попался 40-тонник МКГ-40. Производителем данного крана был Чебаркульский ремонтно-механический завод. Эта модель изготовлялась с 1978 года до начала 90-х. Годовой выпуск составлял порядка 30-40 единиц.
Из 40-тонников мне чаще встречались на стройках ГДРовские краны RDK-400. Их поставки в СССР по сравнению с самой массовой моделью крана RDK-250 были невелики – в пределах 50 штук ежегодно. Да и вывод этой модели на советский рынок был осуществлен гораздо позднее – в начале 80-х годов.
Изредка мне доводилось видеть в эксплуатации краны серии СКГ, выпускавшиеся Раменским механическим заводом Минмонтажспецстроя СССР. Среди них несколько штук СКГ-40/63 грузоподъемностью 40/63 т. Одна машина была весьма преклонного возраста – 1979 года выпуска, но весьма бодрая и работоспособная. А вот модернизированный вариант СКГ-401, освоенный в производстве в середине 80-х годов, я ни разу не встречал.
Из раменских кранов большей грузоподъемности – 63/100 т удалось запечатлеть как раннюю версию СКГ-63/100, так и модернизированную СКГ-631, освоенную в производстве в 1987 году.
В 70-80-е годы Раменский завод параллельно выпускал краны грузоподъемностью 40/63 т и 63/100 т в пропорции примерно 60х40 процентов, суммарно порядка 100 единиц в год.
К сожалению мне ни разу не довелось встретить 63-тонный кран ДЭК-631 Челябинского механического завода. Его выпуск был начат в 1985 году, ежегодные объемы производства были значительно меньше, чем у массовой модели ДЭК-251 – порядка 50 единиц в год. Выпуск модернизированного варианта ДЭК-631А продолжается поныне.
Еще более узкий сегмент в типаже советских гусеничных кранов – 100-тонники. Ведущим производителем в этой области был Ульяновский механический завод № 2 (ранее – ремонтно-механический) Минмонтажспецстроя СССР. В конце 70-х годов предприятие приступило к выпуску кранов КГ-100.1. В 1982 году на смену пришла модель МКГС-100. В 1990 году ее заменил модернизированный вариант МКГС-100.1. По информации завода-изготовителя всего было выпущено более 400 кранов грузоподъемностью 100 т. Среднегодовой объем производства составлял порядка 20 кранов. Несколько таких кранов я встречал на строительных объектах Москвы.
А вот ульяновский гигант – колесно-гусеничный 250-тонник МКТ-250 – был изготовлен всего в семи экземплярах. Эту необычную модель УМЗ № 2 начал выпускать в 1987 году. Последний экземпляр завод собрал в середине 2000-х годов. Мне этот кран не довелось повстречать, но мой коллега Николай Марков сфотографировал его на Украине и любезно поделился фотографией, за что ему большое спасибо.
Увы, другие тяжелые краны советского производства мне не попадались. В первую очередь речь идет о моделях, выпускавшихся Волжским заводом цементного машиностроения "Волгоцеммаш" Минстройдормаша СССР: позднесоветских КС-7163 и КС-8165 грузоподъемностью 63 и 100 т соответственно. Объемы производства этих машин были не велики – в год выпускалось около 50 кранов обеих моделей, преимущественно 100-тонных. Шансов встретить раннюю модель КС-8161 грузоподъемностью 100 т, выпускавшуюся с конца 60-х годов, было еще меньше. Кран КС-9161 грузоподъемностью 160 т был вообще изготовлен в единственном экземпляре, в 1988 году.
Из малотоннажных гусеничных моделей за последние 10-15 лет я встречал только 16-тонные дизель-электрические краны МКГ-16. Эти машины в 60-е годы выпускал Свердловский механический заводе №4 Минмонтажспецстроя СССР. Объемы производства таких кранов были невелики – порядка 50 единиц в год. Самое удивительное, несмотря на преклонный возраст и малые объемы выпуска, МКГ-16 дожили до наших дней, причем не как призраки, ожидающие отправки на металлолом, а вполне работоспособные экземпляры. В основном эти машины используются в составе копровой установки КГ-12М.
Поделитесь своим мнением о строительной технике времен СССР. Сейчас где-то еще остались такие экземпляры?
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
#ссср #история #завод #техника #машина #строительная техника #строительство #кран