Найти тему

Этот уникальный ЗИЛ-157 с танковым дизелем скоро спишут!

Чудеса происходят и в наше время. Пошел в огород грядки копать и откопал мамонта. Живого! Вышел на улицу, а там... нет, не "Победа", не "Запорожец" и даже не "Чайка", а мега-раритетище, разработанный в далеких 50-х годах, снег чистит! На секундочку, на дворе 2023 год. Не верите?! Чудеса случаются...

Называется это чудо – шнекороторный снегоочиститель Д-470 и базируется он на шасси ЗИЛ-157.

Из истории этого аппарата. Производство шнекороторных снегоочистителей на автомобильных шасси было налажено в СССР после окончания Великой Отечественной войны. С чем была связана необходимость их появления? Дело в том, что с уборкой автомобильных дорог в ту пору вполне успешно справлялись простейшие плужные снегоочистители, а вот для нужд аэродромов необходимы были гораздо более эффективные машины. Для быстрой ликвидации снежных заносов на взлетных полосах и рулежных дорожках требовалась техника с активным снегоочистительным органом, исключающим образование снежных валов.

-2

Первой послевоенной моделью стал шнекороторный снегоочиститель Д-166 на шасси ЯАЗ-200. Его производство в 1948 году освоил щербаковский завод "Дормашина" (ныне – рыбинский завод "Раскат"). В 1952 году ему на смену пришла более совершенная модель Д-262 на шасси полноприводного автомобиля ЗИС-151.

После череды модернизаций предшествующей модели Д-262, в 1959 году началось серийное производство шнекороторного снегоочистителя Д-470 на шасси ЗИЛ-157. Этот снегоочиститель стал дальнейшим развитием предыдущей модели. Его ключевой особенностью, также как и у предшественника, был одномоторный привод ходовой части и рабочего органа.

-3

Самое интересное, что для этой цели использовался не штатный ЗИЛовский 6-цииндровый бензиновый мотор, а половинка 12-цилиндрового танкового дизельного двигателя, представлявшего собой более современный вариант легендарного В-2, применявшегося на "тридцать четверке". Половинка, получившая обозначение У2Д6-С2, имела 6 цилиндров, расположенных в ряд и характеризовалась мощностью 150 л.с. Неродной силовой агрегат устанавливался за кабиной водителя в специально сооруженном моторном отсеке, а штатный мотор ЗИЛ демонтировался.

Для понижения скорости устанавливался демультипликатор. Рабочая скорость в процессе снегоочистки составляла 0,35-5 км/ч, а максимальная транспортная – 40 км/ч.

-4

Еще одна фишка этой машины – две системы электрооборудования: на 12 и 24 вольта. 24-вольтовая система обеспечивала запуск двигателя и работу предпускового подогревателя, а 12-вольтовая отвечала за работу штатных потребителей электрического тока базового шасси.

Очистка снега происходила за счет рабочего органа, расположенного в передней части машины. Он представлял собой стальной корпус с двумя шнеками диаметром 450 мм, ротором диаметром 975 мм, кожухом для отбрасывания снега влево/вправо, двумя вертикальными ножами, расположенными по бокам корпуса и двумя лыжами. Привод ротора и шнеков был механическим, а подъем/опускание рабочего органа, а также поворот кожуха ротора – гидроцилиндрами.

-5

Машина справлялась с сугробами высотой 1,2 м и могла отбрасывать снег на 24 м. Ширина очистки составляла 2,52 м, производительность – 625 т/ч.

Освоение выпуска шнекороторного снегоочистителя Д-470 началось на щербаковском заводе "Дормашина", как уже было отмечено, в 1959 году. Однако в этом же году производство шнекороторных снегоочистителей передается со щербаковского завода, специализацией которого становится выпуск дорожной уплотнительной техники, на Северодвинский механический завод № 6 Управления судостроительной и машиностроительной промышленности Архангельского совнархоза (с 1962 года – Северодвинский завод дорожных машин, сокращенно – "Севдормаш"). С этого момента северодвинский завод становится основным производителем шнекороторных снегоочистителей в СССР. В лучшие годы с конвейера этого предприятия ежегодно сходило свыше 200 шнекороторных снегоочистителей Д-470.

-6

С конца 70-х годов выпускался модернизированный снегоочиститель Д-470А с более мощным, 175-сильным, двигателем и более высокой производительностью снегоочистки. Последний выпускался вплоть до 1986 года. Кстати, несмотря на запуск в производство в 1971 году более современного шнекороторного снегоочистителя ДЭ-210 на базе ЗИЛ-131, обе модели соседствовали на конвейере на протяжении 15 лет.

-7

Герой нашего рассказа был выпущен в 1977 году. К сожалению, его дни сочтены. Машина готовится к списанию. Может какой-то музей или частный коллекционер захочет приобрести такой раритет себе в коллекцию? Полагаю, что доживших до наших дней шнекороторных снегоочистителей Д-470 на шасси ЗИЛ-157 могли еще где-то остаться считанные единицы, но о них мне не известно.

-8

  • Поделитесь своим мнением. Где-то еще остались шнекороторные снегоочистители советской эпохи?

Благодарю Вас за внимание.

Если понравилась статья, поддержите ее лайком.

Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".

Авто
5,66 млн интересуются