Найти тему

Старый конь борозды не испортит. Экскаваторы СССР в постсоветский период

6,6K прочитали
30 лет прошло с тех пор, как не стало великой страны под названием Союз Советских Социалистических Республик.

30 лет прошло с тех пор, как не стало великой страны под названием Союз Советских Социалистических Республик. Однако строительная и дорожная техника, созданная в #СССР, продолжала еще очень долго работать. Экскаваторы и краны, бульдозеры и катки, грейдеры и погрузчики и другую технику, выпущенную в ту пору, можно встретить еще лет 10-15 назад практически в любом уголке на всем постсоветском пространстве и даже в странах бывшего соцлагеря. Особенно много было советских машин в российских регионах, на тот момент они преобладали в парке СДМ. Лет 5 назад они тоже изредка встречались. Сейчас их почти не осталось...

Машины, которым 20-30-40-50 лет от роду, давно заслужили иного предназначения, например, чтобы стать экспонатами национального музея строительной и дорожной техники (увы, в России такого нет), но они, как и прежде, неустанно выполняли свою созидательную работу. Спустя десятилетия "старичкам", конечно, уже было не под силу тягаться с современной техникой зарубежного производства. Правда, здесь есть одно "но". Значительное количество небольших региональных строительных и дорожных организаций испытывает дефицит финансовых ресурсов со всеми вытекающими последствиями.

В основу предлагаемой вниманию читателей статьи из серии публикаций об основных типах советских строительных и дорожных машин, до недавних пор работавших на просторах бывшего СССР и ряда других стран, легли личные наблюдения автора статьи и коллег, увлеченных историей советской техники.

Итак, первая публикация посвящается экскаваторам.

Одноковшовые экскаваторы были одним из наиболее массовых типов машин, выпускавшихся предприятиями строительного и дорожного машиностроения. В период 80-х годов в Советском Союзе их ежегодное производство превышало 30000 единиц. Даже 20 лет спустя после распада СССР в эксплуатации находилось большое количество землеройных машин как гидравлических, так и тросовых механических с дизельным и электрическим приводом.

Экскаватор ЭО-5111Б с прямой лопатой
Экскаватор ЭО-5111Б с прямой лопатой

Среди тросовых экскаваторов наибольшее количество работавших в недавнем прошлом экземпляров – это гусеничные машины с однокубовым ковшом ЭО-5111Б, а также более поздние версии серии Э-10011, выпускавшиеся Костромским ордена Трудового Красного Знамени экскаваторным заводом "Рабочий металлист". Начало выпуска Э-10011 восходит к 50-м годам. Это была одна из самых массовых моделей, в 70-80-е годы ежегодный объем ее производства составлял порядка 1500 штук. #Экскаватор неоднократно модернизировался, его последняя версия – ЭО-5111Б – продержалась в производственной программе костромского завода до второй половины 90-х годов.

Экскаваторы ЭО-5111Б с копровой установкой
Экскаваторы ЭО-5111Б с копровой установкой

В последние годы эти экскаваторы использовались чаще всего в качестве базовой машины для копров, реже – с драглайном. Э-10011Д, Э-10011Е и ЭО-5111Б с оборудованием прямая лопата были распространены при добыче нерудных строительных материалов. И если в Москве лет 10 назад увидеть эти экскаваторы было проблематично, то в регионах они были весьма популярны. Например, в ту пору мне довелось встретить на трех строительных объектах Чебоксар в течение одного дня сразу 4 экскаватора Э-10011Д/ЭО-5111Б с копровым оборудованием. На одной из строек Нижнего Новгорода работало 3 экскаватора ЭО-5111Б с копровым оборудованием. А сколько таких строек было в ту пору по всему городу миллионнику? А по всей стране? Самым старым экскаватором, который мне удалось повстречать в работе, оказался Э-10011Д 1970 года выпуска (!) с оборудованием драглайн.

Экскаватор Э-10011Д с драглайном 1970 года выпуска
Экскаватор Э-10011Д с драглайном 1970 года выпуска

Опрошенные мной операторы, которые работали на экскаваторах Э-10011Д/ Э-10011Е /ЭО-5111Б, единодушно высказались о неубиваемости этой техники, о ее незаменимости при эксплуатации с драглайном и удобстве работы с копром. Как правило, респондентами выступали люди предпенсионного и пенсионного возраста, работающие на машинах данного типа (или даже на одной машине, полученной в начале трудового стажа) на протяжении 30-40 лет.

Экскаватор ЭО-4111В с драглайном
Экскаватор ЭО-4111В с драглайном

Основные рабочие лошадки советских строек – гусеничные тросовые экскаваторы 4-й размерной группы Э-652Б с ковшом 0,65 м3 и его модернизированная версия ЭО-4111В – встречались в рассматриваемый временной промежуток уже реже. Э-652Б выпускался на Ковровском ордена Ленина экскаваторном заводе по 1974 год включительно в количестве более 2000 единиц в год. С 1970 года эту модель производил Донецкий экскаваторный завод. Перманентно модернизируясь, она продержалась на конвейере этого предприятия до начала 90-х годов, окончательно уступив место усовершенствованной модели ЭО-4112А и ее модификации ЭО-4112А-1. Выпуск Э-652Б и ЭО-4111В на донецком заводе превышал 1000 единиц в год.

Экскаватор ЭО-4112А-1 с драглайном 1988 года выпуска
Экскаватор ЭО-4112А-1 с драглайном 1988 года выпуска

Производство больших тросовых экскаваторов 5-й и 6-й размерных групп на Воронежском ордена Трудового Красного Знамени экскаваторном заводе им. Коминтерна не было столь масштабным. Воронежские машины по большей части предназначались для работы в карьерах. Спустя более чем два десятилетия после распада СССР мне удалось встретить в карьерах и на предприятиях стройиндустрии 2,5-кубовые Э-2503/Э-2505, а также 1,25-кубовый экскаватор Э-1251Б/Э-1252Б , выпускавшиеся в 60-80-е годы.

Экскаватор Э-2503 1961 года выпуска
Экскаватор Э-2503 1961 года выпуска
Модернизированный экскаватор Э-2503 образца 80-х годов
Модернизированный экскаватор Э-2503 образца 80-х годов
Экскаватор Э-1251Б (возможно - Э-1252Б), выведенный из эксплуатации (Э-1251Б и Э-1252Б различались приводом - электрический и дизельный соответственно)
Экскаватор Э-1251Б (возможно - Э-1252Б), выведенный из эксплуатации (Э-1251Б и Э-1252Б различались приводом - электрический и дизельный соответственно)

Тросовые экскаваторы 3-й размерной группы на уширенно-удлиненном гусеничном ходу серии ЭО-3211, которые изготовлял до начала 90-х годов Ташкентский экскаваторный #завод, во второй половине 2000-х – первой половине 2010-х можно было увидеть преимущественно на объектах мелиорации. Эта #машина применялась по большей части с драглайном объемом 0,4-0,5 м3. А вот колесный аналог этого экскаватора – ЭО-3311Г, выпускавшийся до начала 90-х годов Кентауским экскаваторным заводом, – в ту пору уже был экзотикой и мне и не попадался.

Экскаватор серии ЭО-3211 с драглайном, Украина (фото Николая Маркова)
Экскаватор серии ЭО-3211 с драглайном, Украина (фото Николая Маркова)

Гидравлические экскаваторы, широкое внедрение которых в серийное производство началось в СССР в начале 70-х годов, должны были со временем полностью вытеснить тросовые аналоги. Однако даже в начале 90-х, к моменту распада Советского Союза, этого не произошло, на ряде заводов продолжался выпуск тросовых моделей.

Самые маленькие гидравлические неполноповоротные экскаваторы серии ЭО-2621 на базе тракторов серии ЮМЗ-6, относящиеся ко 2-й размерной группе, выпускались в СССР в 70-80-е годы. Экскаваторы данной серии, производившиеся на протяжении двух десятков лет на двух экскаваторных заводах – Саранском и Киевском (затем вместо Киевского – на Бородянском), а также на оборонном предприятии Златоуста, были самыми массовыми. К началу 90-х годов только в Саранске и Бородянке их делали более 17000 штук в год. С учетом златоустовского завода суммарная доля ЭО-2621 составляла примерно две трети всех выпускаемых в Советском Союзе одноковшовых экскаваторов. Однако лет 10-15 назад эти машины уже стали редкостью.

Экскаватор ЭО-2621В-2 1988 года выпуска на базе трактора ЮМЗ-6КЛ
Экскаватор ЭО-2621В-2 1988 года выпуска на базе трактора ЮМЗ-6КЛ

Пневмоколесные гидравлические экскаваторы 3-й размерной группы серий ЭО-3322 и ЭО-3323 Калининского ордена Трудового Красного Знамени экскаваторного завода (впоследствии – Тверского) выпускались в больших количествах и были вторыми по распространенности после ЭО-2621. В 80-е годы объемы производства калининских экскаваторов значительно превышали 3000 единиц в год, а начиная с 1989 года и вовсе превзошли 4000-тысячную отметку. Вполне естественно, что до нашего времени дожила самая поздняя модель – ЭО-3323А, выпуск которой был налажен в 1990 году. Наряду с ней встречались и более ранние модели серии ЭО-3322, правда, лично мне уже в нерабочем состоянии. Изредка попадались экскаваторы ЭО-3326, выпускавшаяся на Калининском заводе непродолжительное время – с 1991 по 1993 гг. Этот экскаватор представлял собой упрощенную версию ЭО-3323А и, видимо, стал откликом на тяжелые кризисные времена начала 90-х. А вот ленинградские экскаваторы серии ЭО-3322 в 2000-2010-е годы стали раритетами. Их выпуск не был столь массовым, как на Калининском заводе, да и производство было прекращено во второй половине 80-х годов.

Экскаватор ЭО-3323А 1990 года выпуска
Экскаватор ЭО-3323А 1990 года выпуска
Экскаватор ЭО-3326 1991 года выпуска
Экскаватор ЭО-3326 1991 года выпуска
Экскаватор ЭО-3322И 1990 года выпуска, выведенный из эксплуатации
Экскаватор ЭО-3322И 1990 года выпуска, выведенный из эксплуатации

Колесные гидравлические экскаваторы 4-й размерной группы серии ЭО-4321 Киевского ордена Трудового Красного Знамени завода "Красный экскаватор" лет 10-15 назад встречались реже, чем калининские экскаваторы. Эти машины считались наиболее удачными среди советских колесных гидравлических экскаваторов. В 2010-х годах мне попадалась не только поздняя модель ЭО-4321Б, выпуск которой был начат в конце 80-х, но и самая ранняя ЭО-4321, изготовлявшаяся до первой половины 80-х.

Экскаватор ЭО-4321Б
Экскаватор ЭО-4321Б
Экскаватор ЭО-4321 с составной стрелой
Экскаватор ЭО-4321 с составной стрелой

А вот гусеничный гидравлический экскаватор 3-й размерной группы Э-5015А давным-давно стал раритетом. Производили его в Киеве и в Галиче. Эта машина и в #советский период была нечастым гостем на строительных объектах, поскольку выпускалась в незначительных количествах – порядка нескольких сотен штук в год. В начале 80-х годов этот экскаватор был снят с производства. Останки такого экскаватора я обнаружил в начале 2010-х.

Останки экскаватора Э-5015А
Останки экскаватора Э-5015А

Машины серии ЭО-4121, относившиеся к 4-й размерной группе, которые выпускались Ковровским экскаваторным заводом, были наиболее распространенными гусеничными гидравлическими экскаваторами. Их ежегодный объем выпуска в 70-80-е годы превышал 2000 единиц. Перманентно модернизируя эту модель, ковровский завод выпускал ее вплоть до начала 90-х годов. В последние годы чаще других встречалась самая последняя версия – ЭО-4224 на удлиненном гусеничном ходу тракторного типа, производство которого было освоено в 1991 году.

Экскаватор ЭО-4224
Экскаватор ЭО-4224

Усовершенствованный вариант ЭО-4125, выпускавшийся с 1985 года, включая более позднюю версию ЭО-4125А, уже не встретишь. Эта модель номинально присутствовала в производственной программе Ковровского завода, однако изготовлялась в единичных количествах. После очередной модернизации этот экскаватор поставили на удлиненную гусеничную тележку, под индексом ЭО-4225 с 1991 года он выпускался крупносерийно. В эксплуатации такие машины мне попадались не раз.

Экскаватор ЭО-4225
Экскаватор ЭО-4225

Выпуск тяжелых гидравлических экскаваторов 5-й и 6-й размерных групп на Воронежском экскаваторном заводе был не столь массовым, как, например, в Коврове или в Калинине. Так, к началу 90-х годов суммарное производство экскаваторов обеих размерных групп составляло порядка 1000 единиц в год, при этом преобладали машины 5-й размерной группы. В последние годы мне весьма нечасто встречались поздние версии воронежских машин – ЭО-5124 5-й размерной группы и ЭО-6123А-1 6-й размерной группы.

Экскаватор ЭО-5124
Экскаватор ЭО-5124
Экскаватор ЭО-6123А-1 1991 года выпуска
Экскаватор ЭО-6123А-1 1991 года выпуска

Перечень будет неполным, если не упомянуть специальные экскаваторы, предназначенные для нужд торфяной промышленности и мелиорации, производившиеся на заводе "Ивторфмаш" (ныне – "КРАНЭКС"). Модель, которую мне довелось увидеть в эксплуатации в Минске, – торфяной экскаватор МТП-71А, выпускавшийся с начала 80-х годов до 1993 года.

Экскаватор МТП-71А на гусеничной тележке "Ковровца"
Экскаватор МТП-71А на гусеничной тележке "Ковровца"

Поделитесь своим мнением о советской строительной технике. Сейчас еще остались такие экскаваторы?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

О современном положении дел в российском экскаваторостроении можно прочитать ЗДЕСЬ.

А о производстве экскаваторов-погрузчиков ЗДЕСЬ.

Видео наших экскаваторов в работе:

Киевский ЭО-4321Б

Костромской ЭО-5116 с рабочим оборудованием "прямая лопата"

Воронежский ЭО-5225 с прямой лопатой

Костромской ЭО-5111Б с копром. Часть 1

Костромской ЭО-5111Б с копром. Часть 2

Тверской ЭО-3323А

Костромской Э-10011Д с драглайном, выпущенный в 1970 году