Найти в Дзене
Психолог Марина Володина

Развиваем критическое мышление у детей

Современные дети избалованы цивилизацией. Они многое получают в готовом виде, в том числе, информацию и знания. Зачем учить грамматику, если компьютер исправит ошибки? Нужно ли запоминать таблицу умножения, если под руками калькулятор в мобильном телефоне? Самые простые вопросы могут вызвать у ребёнка ступор, если ему никто не сообщил эту информацию в «разжёванном» виде.

Ребёнка нужно учить думать. И начинать нужно с пелёнок. Английский учёный Ричард Докинз писал: «Не внушайте чего-либо вашим детям. Научите их думать самостоятельно, тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами». Для этого необходимо развивать критическое мышление – один из ключевых навыков 21 века, умение анализировать информацию, делать выводы и принимать решения, формировать собственное мнение.

Это можно делать разными способами.

  • Разговаривая с ребёнком, показывайте ему плюсы и минусы ситуации, обсуждайте различные варианты решения. Просит ребёнок, чтобы его записали в секцию самбо? Обсудите, какую пользу это ему принесёт, какие проблемы и трудности могут возникнуть. Не хочет делать домашнее задание? Помогите ему представить, как могут развиваться события, если он его сделает (спокойно пойдёт в школу, получит хорошую оценку, будет доволен собой, если ответит) и если не сделает (будет с напряжением ждать урока, получит плохую оценку, будет стыдно, если спросят).
  • Учите ребёнка правильно задавать вопросы. В помощь вам – программа развития творческого мышления Юрия Тамберга, который придумал интересные нестандартные приёмы, которые можно использовать в любом возрасте. Только не забывайте давать ответы на заданные вопросы! Иначе из ребёнка-почемучки вырастет инертный молчаливый взрослый.
  • Используйте созданную писателем Генрихом Альтшулером теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это – система обучения креативному, творческому подходу без оценок и единственно правильного решения. Её цель – развитие гибкости мышления и фантазии, воображения и смелости выбора.
  • Давайте ребёнку право выбора, даже в мелочах. «Ты наденешь платье или джинсы?», «Сначала сделаешь уроки или погуляешь с собакой?», «Как ты считаешь: в выходные все вместе сходим в кино или в зоопарк?». Готовые родительские решения не облегчают жизнь ребёнку, а делают его пассивным, снижают самооценку и отучают понимать собственные желания и потребности.
  • Предлагайте ребёнку новые темы, знакомьте его с новыми знаниями, заинтересуйте интересным фактом. «Под лежачий камень вода не течёт». Только активное взаимодействие, осмысленное и целенаправленное общение с ребёнком поможет ему успешно интеллектуально развиваться. И, конечно, пример родителей в решении проблем, реакции на новые ситуации, активная жизненная позиция.