В марте 2023 года вступят в силу несколько важных для водителей изменений. Изменятся правила дорожного движения для скутеров и других устройств индивидуальной мобильности, появятся новая разметка и дорожные знаки. Весной также изменятся правила сдачи экзаменов на водительские права, а Инспекция безопасности дорожного движения вскоре сможет получать данные об изменениях в здоровье автомобилистов и при необходимости отзывать водительские удостоверения. Давайте рассмотрим все нововведения.
ПДД для самокатов, моноколёс и гироскутеров
Власти одобрили и приняли поправки к правилам дорожного движения для персональных мобильных устройств (СИМ) еще полгода назад. Но они вступят в силу 1 марта 2023 года. Отсрочка была необходима для того, чтобы Федеральное ведомство по техническому регулированию и метрологии внесло изменения в законодательные документы.
Любой электрический скутер, моноцикл, педальный катер или другое подобное устройство теперь официально считается СИМ. Это определение появилось в Дорожном кодексе, и для этих видов транспорта были разработаны специальные правила эксплуатации. Например, такие транспортные средства могут передвигаться с максимальной скоростью 25 км/ч. Вес СИМ, которому разрешено передвигаться по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, не должен превышать 35 кг.
Новые транспортные средства имеют собственные номерные знаки, а пешеходы имеют приоритет при совместном движении, например, со скутером на тротуаре. При переходе дороги владелец СИМ должен спешиться и нести транспортное средство бок о бок. На автомагистралях, где разрешено велосипедное движение, велосипеды разрешено перевозить только по правой стороне дороги и только водителям старше 14 лет. А максимальная скорость этих транспортных средств на дороге не должна превышать 60 км/ч. На автомагистралях использование СИМ вообще запрещено. Кроме того, на дороге электроскутер должен быть оборудован бело-красными огнями и тормозной системой. Однако эксперты считают, что все меры по регулированию СИМ вряд ли будут эффективными.
Для производителей СИМ утвержден специальный ГОСТ, который вступает в силу 1 февраля 2023 года. В документе перечислены все технические требования к таким автомобилям (например, скорость не более 6 км/ч и звуковой сигнал при движении задним ходом, ограничение максимальной расчетной скорости 25 км/ч и система геолокации для автоматического замедления на парковке). Пока что новый ГОСТ носит рекомендательный характер. Однако представители некоторых прокатных компаний, в том числе Yandex Go, уже заявили, что их электроскутеры соответствуют требованиям.
Новые знаки и разметка, запреты на остановку на островах
В рамках того же пакета изменений в правила дорожного движения с марта 2023 года в России появятся новые дорожные знаки, дорожная разметка и новые запреты для водителей. Парковочные зоны будут разграничены разметкой: зоны платной парковки будут обозначены синими линиями, зоны бесплатной парковки - белыми. Также утверждены два новых дорожных знака: зарядка для электромобилей и запрет для автобусов.
Отдельно документы предусматривают новый запрет на вождение, запрет на остановку и стоянку на островках водителя и безопасности. Ожидалось, что это будет караться так же, как и движение по полосе для общественного транспорта: 1 500 рублей для всей страны и 3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге. Однако пока никаких новых штрафов в КоАП не включено.
Изменения в получении и аннулировании водительских удостоверений
Новые изменения в водительских удостоверениях должны были быть внесены 1 марта, но депутаты Европарламента не успели утвердить документ до конца зимы. Однако законопроект находится на завершающей стадии обсуждения, а это значит, что весной могут произойти изменения и в сфере получения и замены водительских удостоверений.
Во-первых, решено продлить срок действия водительских удостоверений, которые будут действительны с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. Такие документы будут действительны еще три года. Однако если водитель планирует выехать за границу и использовать там автомобиль, продление прав будет обязательным. На территории страны штрафов за "просроченные" документы не будет - и любые изменения будут отражаться в базе данных дорожной полиции.
Во-вторых, если водитель отказывается пройти медицинское освидетельствование или садится за руль пьяным, ему будет запрещено сдавать экзамен в ГИБДД в течение года после изъятия водительского удостоверения, согласно решению суда. В-третьих, категория D будет открыта только для водителей со стажем не менее одного года в категории В или С. А те, кто уже имеет более года открытого стажа категории CE (грузовой автомобиль с прицепом) и категории B, автоматически получат категорию BE - необходимую для управления тяжелыми прицепами с механическими транспортными средствами.
Второе нововведение касается изъятия водительских удостоверений. Водительское удостоверение перестанет быть действительным, если выяснится, что:
- оно было выдано на основании поддельных документов;
- оно было выдано с нарушениями;
- если водитель не годен к вождению по медицинским показаниям;
- водитель не прошел срочное обязательное медицинское освидетельствование.
Дорожная полиция будет иметь доступ к данным о заболеваниях и медицинских анализах.
Законопроект о новых правилах выдачи и обмена водительских удостоверений также предлагает новые правила сотрудничества между ГИБДД и Министерством здравоохранения. Водители должны будут проходить медицинское освидетельствование и получать справку об отсутствии противопоказаний к вождению. Однако хранить этот документ будет необязательно. Планируется, что с марта 2023 года ГИБДД сможет запрашивать информацию в электронном виде непосредственно через Министерство здравоохранения. Однако наладить эту систему не удалось, и закон не принят.
В настоящее время законопроект о регулировании совместной деятельности врачей и ГИБДД прошел только первое чтение и ожидает доработки. Ожидается, что утверждение этого документа приведет к созданию Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
В настоящее время каждые 10 лет водитель обязан менять водительское удостоверение и получать новую медицинскую справку. Однако за этот период некоторые водители могут серьезно заболеть и потерять способность управлять автомобилем. Информация от врачей будет поступать в ЕГИСС, и именно к этой базе данных теперь подключены национальные системы дорожной инспекции. Это позволит инспекторам увидеть новый диагноз и лишить водительских прав. Чтобы вернуть права, водители должны будут пройти новое медицинское обследование в течение двух месяцев. Если диагноз подтвердится или если гражданин не захочет проходить обследование, водительское удостоверение будет изъято.
Правила проезда перекрестков с круговым движением
С 1 марта вновь изменятся правила проезда перекрестков с круговым движением. Однако изменения носят скорее разъяснительный характер.
До 2017 года водители на перекрестках с круговым движением должны были соблюдать правило "право проезда", то есть предоставлять преимущество тем, кто въезжает на перекресток. С 2017 года правило "права проезда" на перекрестке с круговым движением стало основополагающим (как и в других странах). Однако формулировка свода правил дорожного движения была неверной. Пункт 13.11.1 Кодекса дорожного движения гласил, что водитель транспортного средства должен всегда уступать дорогу транспортным средствам, въезжающим на перекресток с круговым движением, тогда как знаки приоритета могли фактически указывать на другой порядок: например, приоритет мог иметь один из въездов на перекресток, середина перекрестка и один из выездов с перекрестка.
Пункт 13.11.1 был изменен: въезжающие на перекресток с круговым движением должны уступить дорогу, если они не находятся на главной проезжей части. Однако, если знаки "Право проезда" предоставляют право проезда тем, кто въезжает на перекресток с круговым движением, они не обязаны уступать дорогу. Другими словами, теперь водители должны четко следовать знакам приоритета, а если знаков приоритета нет, то перекресток с круговым движением является главной проезжей частью.