Найти тему
Вперёд в прошлое!

А вы думали, Бородино было ключевым сражением Отечественной войны 1812 года? (часть 1)

Здрасьте! А чем же ещё? Увы, на самом деле Бородинское сражение являлось страшной кровавой данью, которую фельдмаршал Кутузов заплатил высшему свету, ничего не понимающему в стратегии, за право выиграть войну. Эээээ, автор, - скажете вы, - ты ври, ври, да не завирайся! Тем не менее, это так!

Картина "Конец Бородинского боя" кисти Василия Верещагина (изображение из открытых источников)
Картина "Конец Бородинского боя" кисти Василия Верещагина (изображение из открытых источников)

На протяжении 200 лет в России существуют две истории Отечественной войны 1812 года. Одна предназначена для детских книжек и рассказывает, как мы "долго молча отступали" перед превосходящими силами противника, потом вдруг повернулись, разгромили его под Бородино, но всё же сжалились и отдали Москву. Другая, настоящая, утверждает, что никакого молчаливого отступления не было, а был хорошо и сильно заранее продуманный стратегический план. И если честно, мне не очень понятно, зачем вообще нужна первая, упрощённая история. Разве она не принижает талант и заслуги русских полководцев?

На советских почтовых марках победитель Наполеона Кутузов красовался в окружении своих ближайших соратников - Барклая де Толли и Багратиона. Но если вы будете в Питере, обязательно сходите к Казанскому собору. Возле него стоят два памятника - Кутузову и Барклаю. ДВУМ победителям в той войне. Почему двум? Кто же ты такой, Михаил Богданович Барклай де Толли? О, этого человека в русской армии недолюбливали ещё задолго до 1812 года. Шушукались, что у него имелся серьёзный покровитель где-то на самом верху. И это абсолютная правда - покровителя звали... император Александр I.

Та самая советская почтовая марка (изображение из открытых источников)
Та самая советская почтовая марка (изображение из открытых источников)

Но давайте обо всём по порядку. А начать мне придётся издалека... с 1807 года и с небольшого провинциального городка Мемель. Именно тут генерал-майор Барклай лечился от тяжёлого ранения руки, полученного в битве при Прейсиш-Эйлау, и от нечего делать думал, как остановить победоносное шествие Наполеона. Да, приходилось признать, что Россия столкнулась с великим полководцем, победить которого в открытом сражении не представлялось возможным. А если сломать ему шаблон? Не допустить этого самого открытого сражения, оторвать от своих баз, измотать мелкими стычками... "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!" - сказал политрук Клочков. "Как это некуда?" - не согласился с ним генерал Барклай.

6 апреля 1807 года мемельский госпиталь посетил Александр I. Так у Барклая и появился высокий покровитель. Размышления раненного генерала заинтересовали императора. Кстати, вам они ничего не напоминают? Ну, например, реальный ход Отечественной войны 1812 года? В 1810 году ещё недавно мало кому известный Барклай получает пост военного министра и начинает готовить страну к неминуемому противостоянию с Францией. 31 марта 1812 года император назначает его командующим 1-й Западной армией. А 12 июня 1812 года французы форсируют Неман. Началось! Военный министр и император запускают план, разработанный в мемельском госпитале.

Памятник Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли работы Бориса Орловского в Санкт-Петербурге возле Казанского собора (фото Андрея Бутко)
Памятник Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли работы Бориса Орловского в Санкт-Петербурге возле Казанского собора (фото Андрея Бутко)

Конечно, отступать сходу - жуткий моветон. Но тут на помощь Барклаю сам того не желая пришёл генерал Пфуль. Выбранные им позиции оказались абсолютно непригодными для встречи противника. Оставался ещё командующий 2-й Западной армией генерал Багратион - блестящий тактик, но никакущий стратег, который постоянно рвался в бой. Его пока удавалось сдерживать мыслью о необходимости соединить две русских армии, не дав разбить их по-отдельности.

22 июля армии соединились под Смоленском. Багратион больше ничего не хотел слушать. Пришлось дать французам сражение, которое лишь убедило, что противник всё ещё слишком силён. Увы, убедило оно в этом только самого Барклая. Остальные генералы по-прежнему горели желанием положить русскую армию в первом же бою, как это уже сделали Австрия и Пруссия.

Памятник "Благодарная Россия - Героям 1812 года" работы Николая Шуцмана в Смоленске (изображение из открытых источников)
Памятник "Благодарная Россия - Героям 1812 года" работы Николая Шуцмана в Смоленске (изображение из открытых источников)

Бесполезное и бессмысленное Смоленское сражение, как и Бородино, считается одной из решающих битв той войны. Вот только на самом деле ничего оно не решило. Судьбу войны предопределил скромный бой под Салтановкой, произошедший месяцем ранее. Целый день бойцы генерала Раевского сдерживали французов, что позволило русским армиям объединиться (Как правильно меня поправляет эксперт Исторические мелочи, Раевский не сдерживал французов, а наоборот атаковал, что позволило Багратиону оторваться от преследования). Увы, обывателя скромные стычки не впечатляют. Величие события он привык определять по его кровавости.

... Благодаря фильму "Эскадрон гусар летучих" мы привыкли думать, что идею партизанского движения в 1812 году впервые выдвинул знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов. На самом деле это не совсем так. Давыдов лишь предложил организовать партизанские отряды из регулярных воинских частей, и произошло это уже после Бородинской битвы (Оказывается всё-таки немногим ранее Бородинской битвы, спасибо эксперту Исторические мелочи за поправку). У истоков самогО масштабного партизанского движения стоял всё тот же Барклай, поскольку оно являлось частью его стратегического плана. Из Смоленска он начал рассылать воззвания, поднимая соотечественников на борьбу с захватчиками.

Картина "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой" кисти Николая Самокиша (изображение из открытых источников)
Картина "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой" кисти Николая Самокиша (изображение из открытых источников)

В Смоленске же был сформирован первый регулярный партизанский отряд под командованием барона Фердинанда фон Винценгероде (как верно замечает эксперт Исторические мелочи в комментариях, основной задачей корпуса Винценгероде было осуществлять связь с оборонявшим Петербург корпусом Витгенштейна и предупреждать попытки французов повернуть в сторону столицы, а уж партизанил он факультативно). Винценгероде по национальности гессенец. Наполеона он ненавидел всеми фибрами души как захватчика своей родины. Поэтому, как только очередное государство, которому он служил, капитулировало, непокорный барон переходил на службу к тем, кто ещё находил в себе силы сопротивляться французам. Но поскольку первый русский партизан оказался немцем, кандидатуру Давыдова посчитали более подходящей. Интересно, что ближайшими помощниками Винценгероде стали закадычные приятели - будущий декабрист князь Волконский и будущий шеф жандармерии Бенкендорф.

... Русские войска продолжали отступать. Столицу засыпал снегопад рапортов на Барклая. Армия его тихо ненавидела. Высший свет его ненавидел довольно громко. Александр I понял, что Барклая ему не отстоять. Двор требовал нового главнокомандующего (точнее, как правильно поправляет эксперт Исторические мелочи, потребовал собственно главнокомандующего, поскольку Барклай лишь командовал 1-й Западной армией и Багратион подчинялся ему под давлением императора). "Хрен с вами!" - сдался император, - "Выбирайте СЕБЕ нового главнокомандующего!" Высший свет так обрадовался, что даже не заметил вот этого "СЕБЕ", не расслышал намёка: "Выбирайте, а я посмеюсь, когда от вашего кандидата полетят пух и перья! И вот тогда-то я сделаю по-своему". Так высший свет и государь оказались по разную сторону баррикад.

Первые партизаны Отечественной войны 1812 года - Фердинанд Винценгероде, Сергей Волконский и Александр Бенкендорф. Портреты кисти Джордж Доу из Военной галереи Зимнего Дворца (изображение из открытых источников)
Первые партизаны Отечественной войны 1812 года - Фердинанд Винценгероде, Сергей Волконский и Александр Бенкендорф. Портреты кисти Джордж Доу из Военной галереи Зимнего Дворца (изображение из открытых источников)

Как вы уже догадались, в качестве кандидата Александру I был предложен Кутузов. Во-первых, он на тот момент являлся одним из самых старших по чинам и выслуге лет генералом в России. Во-вторых, Михаил Илларионович только что блестяще выиграл Русско-турецкую войну, чем спас Россию от борьбы на три фронта (второй фронт у неё и так имелся на Кавказе с Персией). Император демонстративно самоустранился, подмахнув назначение не глядя. К чему это привело, я обязательно расскажу в следующий раз.

Продолжение читайте здесь:

Читайте в этом цикле: