Вот знаете, даже интересно, что было бы, если бы Виктор Михайлович Васнецов узнал, как он своей знаменитой картиной обокрал родную культуру, похоронив целый пласт легенд и былин? Взялся бы он тогда за кисть? Нет, конечно, великий живописец тут совершенно не причём. Однако именно его творение послужило отправной точкой пиара легендарной троицы и забвения всех остальных персонажей отечественного былинного эпоса. Но вашему покорному слуге несказанно повезло...
Однажды, ещё в ранней юности в своём книжном шкафу я обнаружил непонятно откуда там взявшуюся старую обшарпанную книгу доктора филологических наук профессора Николая Васильевича Водовозова, изданную аж в 1947 году. Николай Васильевич проделал поистине титаническую работу по анализу русского эпоса и сведению его в единый цикл. Получилось некое довольно связанное повествование, фактически История богатырской Руси. К сожалению, я так и не осилил вторую часть этой книги - Новгородский эпос (из него сейчас помнят в основном только Садко), но вот богатырскую часть прочитал и не по одному разу. Надо ли говорить, что примерно 85% былин из этой книги мне никогда больше нигде не встречалось?
Так с какого перепуга я берусь утверждать, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович не являются классической троицей из русских былин? Да потому, что никакой "классической" троицы в нашем эпосе не существует вовсе. Да, русские богатыри любили свои подвиги соображать на троих, но состав этих троек менялся от былины к былине и мог даже отличаться в различных вариантах одного и того же сказания.
Собственно и Васнецов, если поразмыслить, явно выбирал своих героев не на основании статистики. Ну вот смотрите, Илья Муромец - любимый богатырь Советской эпохи, чему способствовало... совершенно верно, его рабоче-крестьянское происхождение. Прозвище Алёши говорит само за себя. Ну а Добрыня Никитич типичный представитель российского дворянства. Таким образом, картина "Богатыри" явно символизирует собой единение трёх основных сословий и может рассматриваться как отсылка к знаменитой триаде "Православие (Алёша), Самодержавие (Добрыня), Народность (Илья)". Как говорится, ничего личного, просто пропаганда.
Троицы богатырей, с обязательным распределением на старшой, средний и меньшой брат, помимо героев картины Васнецова могли включать, например, Михайло Потока (или Потыка) - довольно популярного, а ныне совершенно забытого богатыря, или даже самого Микулу Селяниновича. Причём в последнем случае Илья Муромец уступал свою практически неизменную позицию старшого брата. Вообще богатырский эпос богат персонажами, каждый из которых играл свою индивидуальную роль, увы, безвозвратно стёршуюся за последнее столетие. Вот на этих ролях я и хочу остановиться поподробнее...
Прежде всего стоит отметить, что русские богатыри чётко делятся на два поколения, которые пересекаются между собой только в былине "Илья Муромец и Святогор". Список богатырей старшего поколения небольшой. Его озвучивают в былине "Илья Муромец" калики перехожие, рекомендуя главному герою не связываться с ветеранами. Что интересно, если младшее поколение богатырей наделено хоть и сверх, но всё же человеческими способностями, то возможности "стариков" вполне на уровне Киновселенной Marvel. Кстати, первым калики упоминают именно Святогора, которого "и земля на себе через силу носит". Былина "Илья Муромец и Святогор" - это некий рубеж поколений. В ней Святогор в гроб сходя (в буквальном смысле) благословляет Илью, передавая ему воздушно-капельным путём часть своей силы.
"Не ходи ещё на Вольгу Ярославича" - предупреждают калики Илью. И предупреждение это довольно разумное, поскольку Вольга - оборотень, причём весьма широкого профиля. Былины упоминают его способность превращаться в волка, тура, сокола, горностая, щуку и даже некую Науй-птицу, но, похоже, этим списком его способности не ограничиваются. Нет, возможно, в греко-римской борьбе победа была бы за Ильёй, но вот в хитрости Муромцу до такого противника далеко. Недаром многие былины о Вольге бытовали и в Новгороде, но с другим персонажем - чародеем Волхом, прототипом которого считается полоцкий князь Всеслав Брячиславич - давний противник Новгородской республики.
Некоторые более поздние издания приписывают богатырю-оборотню родство с князем Владимиром, однако в текстах Водовозова Владимир Красное Солнышко в былинах о старшем поколении богатырей не упоминается вовсе. Тем менее Вольга явно княжеского роду, хотя бы уже потому, что у него есть своя собственная дружина, фигурирующая в каждой былине о нём. Поэтому в качестве прототипа данного персонажа ряд исследователей видят одного из князей по имени Олег - Вещего Олега или Олега Святославича - брата крестителя Руси князя Владимира.
Но самым оригинальным представителем старшего поколения богатырей является, разумеется, Микула Селянинович. Во-первых, он единственный из ветеранов не только благополучно дожил, но и активно действует в эпоху младшего поколения. Причём не просто действует, Микула доводится тестем Добрыне Никитичу. Так же в былинах фигурирует ещё парочка дам с отчеством Микулична. Одна из них, Екатерина, покончила жизнь самоубийством, будучи уличена в супружеской неверности. Другую можно увидеть в мультфильме "Василиса Микулишна". Впрочем, в большинстве былин эта Василиса носит отчество Майнуловна и, вероятнее всего, доводится сестрой некоему латинскому королю Гремиту.
Пределы возможностей Микулы в былинах определить сложно. Так, сильнейший из богатырей Святогор не может поднять его суму, в которой обнаруживается "тяга земная". Причём это у Селяниновичей семейное - Настасья Микулична легко одолевает в богатырском поединке своего будущего мужа Добрыню. Помимо невероятных физических данных Микула умеет ликвидировать последствия колдовства. Между тем формально он даже не богатырь, а... ратай, то есть пахарь. Именно на пашне за сохой его впервые встречает Вольга. А в купе с предупреждением калик о том, что род Микулы любит мать сыра земля, возникает ощущение, что перед нами не конкретный человек, а персонализация всего русского народа, и сила его - это сила народа, готового постоять за родную землю, когда богатыри-профессионалы уже выдохлись. Не исключено, что отчество Селянинович - отсылка к происхождению из селян.
Кстати, характерные черты васнецовской троицы тоже со временем затёрлись и исказились. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Продолжение читайте здесь:
Читайте в этом цикле: