Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня обсудим ещё один вопрос, который беспокоит общественность не менее сильно, чем вопросы, касающиеся ценообразования на новые модели автомобилей. Вопрос этот можно сформулировать следующим образом: "Почему в новейшей российской истории АВТОВАЗ так и не разработал новые двигатели?".
Наиболее типичное мнение читателей
И позволю себе процитировать мнение читателя моего блога. Я практически без изменений оставил цитату, заменив звездочками утверждения, которые не могут быть использованы при написании статьи [1]:
"Поставить в 2023 году в машину 8 клапанный двигатель объёмом 1,6 л. - это **** ребята. Нехватает ещё только карбюратора и трамблёра с кулачковым зажиганием. У меня как раз есть понимание, что для предприятия которое уже столько лет занимается машиностроением разработать и изготовить двигатель никакой сложности нет"
Поэтому давайте для начала посмотрим, что разработал в российской истории своего существования (с 1991 по 2022 годы) АВТОВАЗ. Ну и в завершении постараюсь ответить на вынесенный в заголовок вопрос.
Какие двигатели разработал АВТОВАЗ с 1995 по 2022 годы?
Если мы посмотрим на модельную линейку АВТОВАЗа образца 2020 года, то в ней присутствовали следующие силовые агрегаты:
- 11186 - 8-ми клапанный двигатель объема 1,6 литра и мощностью 87 л.с.
- 11182 - 8-ми клапанный двигатель объема 1,6 литра и мощностью 90 л.с.
- 8-ми клапанный двигатель объема 1,7 литра и мощностью 83 л.с.
- 21126 - 16-ти клапанный двигатель объема 1,6 литра и мощностью 98 л.с.
- 21127 - 16-ти клапанный двигатель объема 1,6 литра и мощностью 106 л.с.
- 21129 - 16-ти клапанный двигатель объема 1,6 литра и мощностью 106 л.с.
- 21179 - 16-ти клапанный двигатель объема 1,8 литра и мощностью 122 л.с.
- H4M - 16-ти клапанный двигатель объема 1,6 литра и мощностью 113 л.с.
Последний в списке - французский двигатель, который поставлялся АВТОВАЗу в паре с вариатором Jatco JF015E.
Двигатель с заводским индексом 21126 начал устанавливаться на Лады Самары (с 2004 года), Приору, Калину и Гранту (с 2013). При разработке этого двигателя за основу был взят двигатель с заводским индексом 21124, увеличили лишь высоту блока. Двигатель 21124, в свою очередь, ставился на такие модели как 110 (с 1995 года) и 112 (с 1999 года). И я отдельно хотел бы, чтобы читатель зафиксировал такой важный момент - в топливную рампу двигателя устанавливались форсунки немецкой фирмы Bosch, ремень ГРМ изготовлялся бельгийской фирмой Gates, технологией хонингования цилиндров и поршневыми кольцами поделилась американская фирма Federal Mogul. Пока что читателям, которые солидарны с процитированным выше мнением, предлагаю ответить на весьма простой вопрос - почему АВТОВАЗ обратился к данным технологиями, а не разработал их самостоятельно?
Поскольку к моменту запуска Гранты двигатель 21126 устарел, то на его замену появился двигатель с серийным индексом 21127, который технологически базировался на 21126. Устанавливался он не только на Приору, Калину и Гранту, но и на условную иномарку Datsun mi-Do и Datsun on-DO, японскую вариацию Калины. Изменения были внесены в работу систему впуска двигателя.
Как Вы, наверное, помните, в 2015 году на российском авторынке сверкнул отечественный хит продаж - Лада Веста. И под её капотом разместился двигатель с заводским индексом 21129. Как Вы уже догадались, наверное, это модификация двигателя 21127. Модернизация получилась более обширная, изменения внести в работу систем впуска и выпуска двигателя, внесли изменения в геометрию двигателя, а также снизили степень сжатия. Но главные достоинства предшественников, простота и надёжность конструкции, была сохранена.
А вот двигатель 21179, появившийся в 2016 году и тоже являющийся модернизацией 21127, получился откровенно неудачным. Историю создания этого двигателя я уже рассказывал на страницах своего блога, поэтому не буду повторяться, ссылка на статью смотрите ниже.
Теперь что касается двигателя с заводским индексом 11186. Он увидел свет в 2011 году и являлся модернизацией двигателя 11183. Хотя если говорить о конструктиве, то это двигатель тоже родом из времен СССР, как и двигатель, ставящийся на Ниву. Ставили мотор 11186 на Приору, Калину и Гранту.
А наиболее современным, если вести речь о дате ввода в серийную эксплуатацию, является двигатель с индексом 11182. Его ввели в 2021 году и принципиальные отличия этого двигателя от предшественника, 11186, я также разбирал.
Так почему в 2022 году из всей гаммы моторов стали использовать только 11182?
А теперь возвращаемся к вопросу, вынесенному в заголовок. Во-первых, никак нельзя утверждать, что АВТОВАЗ не занимался разработкой двигателей. Он их модернизировал, выход новой модели сопровождался новым силовым агрегатом. Например, Volkswagen, занимался примерно тем же самым, вводя в серию двигатель CWVA, которые вот уже 10 лет ставится на модельный ряд (Октавия, Поло, Рапид, Таос, Карок). Но никто почему-то не заламывает руки с криками "Да как он посмел, 10 лет выпускать один и тот же двигатель?!". Почему Вы, читатели, проявляете такую избирательность мышления?
Во-вторых, я не зря упомянул выше тот факт, что в двигателях АВТОВАЗа применялись иностранные технологии. Предвижу вопрос: "Да как так, почему сами не разработали?". Предлагаю таким читателям ответить на следующий вопрос: "Вы к какому стоматологу пойдёте на сложную операцию типа протезирования - к только-только закончившему медицинский ВУЗ или к специалисту с десятками лет практики?". И не надо мне вешать лапшу на уши, рассказывая, как неопытный студент сделает не хуже. Поэтому вполне нормальна ситуация, когда обращаются в машиностроении к проверенным временем технологиям. Это в конечном счёте дешевле, чем потом браковать выпущенную продукцию.
И, наконец, в третьих, если сейчас ввести столь масштабные санкции против любого европейского производителя, он также остановит своё производство. Потому что абсолютно все придерживались идеи децентрализации производства.
Поэтому хватит критиковать АВТОВАЗ, просто наблюдайте за тем, как в этих исключительных условиях он планомерно восстанавливает производство. Выпуск Гранты перезапустили, выпуск Нивы перезапустили, а теперь перезапустили производство Весты.
Другие мои статьи
История неудачной разработки концерна АВТОВАЗ: что ждёт двигатель 21179?
Двигатель 11182: для LADA Granta что изменилось по сравнению с двигателем 11186?
С уважением, Юрий (kua1102)