Российские учёные разработали новый вид катализатора, который позволяет гораздо лучше очищать бензин и дизельное топливо от вредных примесей. Как отмечают специалисты химического факультета Московского государственного университета, новинка сравнима с самыми качественными аналогами по эффективности и превосходит их по экономичности.
Стоит отметить, что сейчас количество примесей серы в топливе регламентировано законодательными нормами во всех странах мира, так как при сгорании она даёт ядовитые вещества, которые выделяются в воздух и отравляют окружающую среду. Большие нефтеперерабатывающие заводы используют технологию гидроочистки нефтепродуктов, в то время как дизельное топливо или бензин подвергается обработке водородом. Несмотря на эффективность этого метода, он очень дорогой и энергозатратный. Соответственно, небольшие предприятия используют двухстадийное окислительное обессеривание бензина — оно требует присутствия катализатора в системе, который определяет скорость, эффективность и селективность взаимодействия окислителя с компонентами топлива.
В свою очередь, учёные разработали новое строение катализатора и способ его обмена. Речь идёт об оксиде титана, к поверхности которого химически «привязаны» сульфогруппы, обработанные гептамолибдатом аммония. Сульфогруппы катализируют окисление серосодержащих соединений и предотвращают вымывание гептамолибдата аммония с поверхности системы. Во время тестов катализатор показал отличные результаты: в течение 10 минут содержание серы в топливе снизилось в 10 раз. При этом процесс обессеривания протекал при сравнительно невысокой температуре в 80 градусов Цельсия. Более того, для запуска процесса необходимо всего несколько миллиграммов вещества.
В настоящее время исследователи работают над определением оптимальных условий для более полного обессеривания нефтяных фракций.