2,4K подписчиков

Почему шоу Битлз на Shea было даже более великим, чем все считают

4,8K прочитали

Если не брать во внимание такие фестивали, как Woodstock и Monterey, нет более известного выступления за всю историю рок-н-ролла, чем концерт Битлз нa Shea Stadium (точнее - в оранжево-голубой яме на стадионе) перед 56000 человек, большую часть из которых составляли девушки-подростки, 15 августа 1965 года. Этот концерт мог бы быть забыт, но несмотря на противоречивое представление о нём спустя годы, эта тема повторяется раз за разом в различных историях рока.

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

МакКартни назвал Стоунз ‘блюзовой кавер-группой’. Но это не точно

Если не брать во внимание такие фестивали, как Woodstock и Monterey, нет более известного выступления за всю историю рок-н-ролла, чем концерт Битлз нa Shea Stadium (точнее - в оранжево-голубой яме на

Если вы видели видео оттуда, вы знаете, что Битлз стояли на шаткой сцене в центре поля, окружённые со всех сторон раздающимися криками. Группа смеётся с нотками истерики, обмениваясь между собой взглядами "чёрт, ты веришь, что это происходит?", и то и дело отпускает сальные шуточки во вступлениях к песням.

Скорее всего, если вы видели какое-либо видео с концерта Битлз, оно было именно таким. И также вероятно, что вы слышали, что в отношении выступлений вживую они были не очень успешны с тех пор как стали знамениты: они не слышали даже самих себя, лишь хотели поскорее отделаться от этого. И уже на протяжении стольких лет истории об этом выступлении на Shea Stadium, подкреплённые фото, видео, а также аудиобутлегами, - только усиливаются. Это позор, который нужно устранить.

Концерт Битлз в Circus-Krone-Bau

Help! вышел в августе незадолго до этого. Худшего альбома Битлз и быть не может. И это не самое уничижительное замечание, учитывая, что мы обсуждаем пластинку, содержащую заглавный трек - одну из полудюжины лучших песен Леннона - а также Yesterday, I've Just Seen a Face, You've Got to Hide Your Love Away и Ticket to Ride - o последней из них Леннон в шутку заявил, что изобрёл хеви-метал: это, конечно, неправда, но помусолить эту тему забавно.

В 1966-м, когда группа играла на Shea снова, там было огромное количество пустых мест: в то время молодёжь уже начала увлекаться психоделией. Eleanor Rigby - старая дева с искусственным выражением лица, ожидающая у двери, была далеко от мира I Want To Hold Your Hand. Стало меньше охов, ахов и мотания шевелюрой на во время припева. И к тому же, Штаты недавно узнали, что Леннон назвал группу более популярной, чем Христос.

Пол МакКартни назвал песни, которые можно включить инопланетянам

Но в августе 1965-го Битлз доживали свои последние дни как самая популярная группа, выступающая вживую. Они прекрасно выступили во время своего последнего появления на The Ed Sullivan Show и на Blackpool Night Out. В конце месяца им предстояло быть на Hollywood Bowl и показать музыкальный класс, насколько это было возможно, поскольку Джордж Мартин надеялся получить из выступления то, что можно было бы записать и издать.

Конечно, нет теперь никого такого, как Битлз, но одним из наиболее значительных событий последних лет стало, когда запись выступления на стадионе "Шей" поразила бутлегерский рынок в 2007 году. Она называлась The Beatles and the Great Concert at Shea! (Битлз и Великий концерт на Шей!) - эффективно простое и преувеличенное название в лучших традициях бутлегов - и говорила вам прямо с обложки: это была запись без наложения - чванливое заявление, которое казалось почти чересчур прекрасным после стольких прошедших десятилетий.

Джордж Мартин о том, почему он подписал контракт с Битлз

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰

Битлз стали теми, кто бы указан в конце их песенного каталога, - то есть, как авторы песен - но эта завершающая фаза никогда бы не наступила, если бы они сначала не были абсолютно безбашенными на сцене. Вы наверняка услышите записи - как будто это второй оригинал фонограммы группы - на плёнках, подобных Star Club, записанных - в обмен на бесплатное пиво - в Гамбурге в конце 1962-го. Песни были почти всегда не их, но смысл был не в том, кто это сочинил, а, скорее, в своего рода звуковом разряде - по сути, говорящем: "Да, у нас будет этот номер с песней, написанной Вами, Фэтс Уоллер, и Вами, Артур Александер, в исполнении плохих мальчиков, и мы сделаем его нашим - и ничьим другим".

Возьмите то отношение, возьмите ту растущую силу, добавьте толику распутного ликования и впорхните в песни, которые были лучше, чем песни, которые кто-либо когда-либо написал, и тогда у вас появится представление о том первом концерте на стадионе "Шей" - в известном смысле лучшей ресторанной группы, когда-либо появлявшейся из Гамбурга.

Битлз и Тони Шеридан

Под песнями на Shea - хорошее, крепкое основание, и можно услышать грув, на который повлияла аппаратура Stax, тот бас и грохот ударных, которые начали вползать в мысли группы во время исполнения. Когда слушаешь что-то вроде She's a Woman, понимаешь, что Drive My Car не так далеко от неё ушла, это её логическое продолжение.

Голос Леннона немного потёртый, но это был голос, который менялся. Это, вероятно, имело некоторое отношение к наркотикам, но послушайте и сравните Леннона периода A Hard Day's Night с тем, что будет в августе 1965-го. Голос становится более широким; отпадают ангелоподобные качества. Он становится более английским, более диалоговым, более способным к выяснению вопросов в Strawberry Fields Forever, чем крикуном, пытающимся докричаться до задних рядов с Twist and Shout.

Концерт The Beatles в Цинциннати 21 августа 1966 года

Это - скажем, третий и заключительный решающий момент Битломании после Ed Sullivan и A Hard Day's Night (и альбома, и фильма), и как всегда, они сделали на Shea нечто особенное, присущее только Битлз: по-настоящему взялись за будущее, поскольку они, кажется, полностью обладают настоящим.

Help! - с чем, конечно, можно поспорить, - наихудший LP группы, но также один из их самых важных дисков - альбом, который первым смешал соул, фолк, рок и умеренную психоделию, хотя иногда довольно неуклюже, расчистив путь для середины карьеры: Rubber Soul, Revolver и Sgt. Pepper.

Мог ли ‘Revolver’ звучать по-другому?

На "Шей" они даже оделись в своего рода до-пепперовские костюмы с военными регалиями. Направляющий вариант Help! имеет особый отзвук, ибо вот этот человек в лице Леннона - смотрит в свою последнюю пропасть в жизни и поёт об этой пропасти, будучи предметом поклонения самой многочисленной толпы в рок-истории до настоящего времени.

Такова была ирония, и что касается радости на этом выступлении - сомневаюсь, что как только они приспособились к сюрреалистичности происходящего, Битлз хорошо проводили время - это великий момент ревущего блюза, гимн-исповедь, скрытый под маской мажорной тональности из трёх частей, энергичных ударных и волнующих напевов соло-гитары Джорджа Харрисона.

Джордж Харрисон сочинил ‘See Yourself’ после того, как Пол МакКартни принял ЛСД

Леннон как-то заметил, что написал две честных песни в своей жизни - что, конечно, чушь собачья, но не берите в голову - одна из них Help!, вторая Strawberry Fields Forever, и хотя никому бы не пришло в голову связать безумие на "Шей" со студийным колдовством конца 1966-го, есть какое-то единомыслие, и даже ещё и звуковое единомыслие.

И оно начинается с голоса, который не похож на голос, который был всего год назад. Этот голос прокладывает прямолинейный путь из-точки-A-в-точку-B к душе, звуками, которые ни с чем не спутать, так же, как магнитная запись со стадиона "Шей" заявляет о себе как о концертном альбоме, который, возможно, смог отвоевать для себя некоторое пространство на той верхней полке записей Битлз.

65 лет встрече Пола МакКартни и Джона Леннона

Перевод: © Ysanne Isard и © 𝓛𝓲𝓵𝔂 𝓢𝓷𝓪𝓹𝓮
Источник:
Rolling Stone
Первоначальная
публикация перевода

Понравилась статья?
Поддержи меня финансово донатом на ЮMoney:
41001804336691

Подписывайся в Telegram

♥ Спасибо, что прочитали, лайкнули, прокомментировали, репостнули и подписались! ♥