Найти в Дзене
Техно Колибри

Самолёты на гусеницах: как гусеничное шасси появилось в СССР и что из этого вышло

Оглавление

А вы знали, что существуют самолеты на гусеницах? Сегодня поговорим о необычном явлении в авиации – использовании гусеничного шасси. Обычно мы привыкли видеть у самолётов колёсные шасси, но в разное время конструкторы предлагали заменить их на гусеницы. Так насколько это было правильным решением? Давайте разбираться вместе.

Почему стали нужны самолеты с гусеничным шасси?

На протяжении всей истории войн и сражений люди стремились сделать свою технику быстрее и более проходимой. На земле с этим отлично справлялись танки и вездеходы – благодаря гусеницам они могли двигаться по сложным поверхностям, где колёсный транспорт застревал.

Но у танков был очень серьёзный соперник – самолёт. Авиация быстро развивалась, однако у неё была одна серьёзная проблема: для взлёта и посадки требовались ровные взлётно-посадочные полосы. В условиях войны или в труднодоступных районах это становилось серьёзной преградой. Поэтому авиаконструкторы начали искать способы, как улучшить проходимость самолётов.

На фото: экспериментальное гусеничное шасси американского бомбардировщика В-36 для взлёта с мягкого грунта, 1949 г.
На фото: экспериментальное гусеничное шасси американского бомбардировщика В-36 для взлёта с мягкого грунта, 1949 г.

Что такое гусеничное шасси?

Прежде всего, давайте разберёмся, что такое шасси – это система опор, которая позволяет самолёту:

  • разбегаться при взлёте;
  • приземляться при посадке;
  • двигаться по земле и стоять на стоянке.

Гусеничное шасси работает по принципу гусеничного трактора. Давайте вспомним, как двигается трактор:

  • Вместо колёс у него две гибкие ленты (гусеницы), натянутые между ведущими и направляющими колёсами.
  • Гусеницы состоят из отдельных звеньев и перематываются ведущим колесом.
  • Благодаря этому увеличивается сцепление с поверхностью, что помогает двигаться по сложному грунту.

Такой принцип пытались применить и в авиации!

Первый «самолет на гусеницах» в СССР (плюсы и минусы)

В 1915 году Александр Александрович Пороховщиков, российский изобретатель, построил первый в России (а возможно и в мире) самолет «Би-Кок», который был на гусеничном шасси. Судя по описанию, авиагусеницы Пороховщикова имели много общего с гусеницами «Вездехода».

На фотографии: самолет Пороховщикова «Би-Кок» на гусеничном шасси, 1915 год.
На фотографии: самолет Пороховщикова «Би-Кок» на гусеничном шасси, 1915 год.

Хотя идея выглядела перспективной, со временем стало понятно, что гусеничное шасси имеет как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  1. Повышенная проходимость на сложных грунтах.
  2. Устойчивость при движении по снегу, грязи или песку.

Минусы:

  1. Сложная и тяжёлая конструкция.
  2. Снижение скорости движения по аэродрому.
  3. Более сложное обслуживание по сравнению с колёсным шасси.

Так как минусы перечеркивали плюсы, то о них благополучно забыли на целых 20 лет.

Советские самолёты с гусеничным шасси

1. Лёгкие самолёты У-2 и Р-5

Вновь к идее гусеничного шасси вернулись только в 1937 году. Советский конструктор Н. А. Чечубалин по собственной инициативе изготовил гусеницы для самолёта и предложил оснастить ими лёгкие самолёты У-2 и Р-5.

Ожидалось, что это поможет лучше взлетать и садиться на слабонесущие грунтовые площадки. Однако испытания также показали, что преимуществ недостаточно, и от идеи отказались.

На фото: первый вариант гусеничного шасси для легкого самолёта Р-5. 1936 год. Источник фото: https://military.wikireading.ru/hvV6alg3rW
На фото: первый вариант гусеничного шасси для легкого самолёта Р-5. 1936 год. Источник фото: https://military.wikireading.ru/hvV6alg3rW

2. Транспортный самолёт ПС-84 (Ли-2)

В начале Великой Отечественной войны, летом 1941 года, появилось предложение снова испытать гусеничное шасси на пассажирском и военно-транспортном самолёте ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84), а с сентября 1942 года стал Ли-2 (в честь главного инженера завода Б.П.Лисунова). Это был надежный транспортник с заслуженной популярностью, широко использованный в ходе войны.

В сентябре 41-го начались испытания. Самолёт успешно двигался по грунту, но оказалось, что гусеничная конструкция была сложной и тяжёлой, поэтому и этот проект не получил развития.

На фото: пассажирский и военно-транспортный самолёт ПС-84 (Ли-2) на гусеничном шасси (образца 1941 года), колесном и лыжном шасси.
На фото: пассажирский и военно-транспортный самолёт ПС-84 (Ли-2) на гусеничном шасси (образца 1941 года), колесном и лыжном шасси.

3. Реактивный бомбардировщик Ил-28

В 1951 году была вновь выдвинута идея использовать гусеничное шасси на фронтовом бомбардировщике Ил-28. В 1952 году завод №279 переоборудовал один из серийных самолётов, установив на него две тележки с гусеницами. После этого опытный самолет с новым шасси должен был выйти на государственные испытания. Испытания показали как преимущества (лучшая проходимость), так и недостатки (излишняя сложность и вес). В 1954 году проект закрыли.

К сожалению, фото и сведения о проекте гусеничного шасси для бомбардировщика Ил-28 не сохранились.

Кстати, не только в СССР проводили такие эксперименты. Хотя идея авиагусениц была интересной, но не в одной стране мира такие самолеты так и не пошли в производство.

Вместо заключения

Да, гусеничное шасси значительно повысило способность самолёта передвигаться по аэродромам с разным покрытием (мягкий грунт, мокрая поверхность, участки с водой, тающий снег, грязь и т.п.). Однако из-за сложного устройства и большого веса такое шасси не стали использовать на постоянной основе, и оно не получило массового распространения.

Что думаете по поводу такой идеи? Могут ли «самолеты на гусеницах» появится в наши дни?

Здесь мы с Вами разбирали, почему сейчас тяжело идет строительство самолетов:

А вот подборка смешных самолетов:

А здесь о том, как снимали фильм «Черная акула»:

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!