Найти в Дзене
Internet of Energy

Мост в будущее Роберта Бартини. Часть 1

Оглавление
Роберт Бартини
Роберт Бартини

Актуальная действительность

Так получилось, что оба автора длительное время интересовались персоной Роберта Людвиговича Бартини (настоящее имя Роберто Орос ди Бартини). Это итальянский аристократ, родившийся в 1897 году в семье барона, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Он был создателем проектов летальных аппаратов на новых принципах – самолетов-амфибий с вертикальным взлетом, экранопланов, самолетов со стреловидным крылом, сверхзвуковых бомбардировщиков дальнего радиуса действия с ядерной силовой установкой и ряда других уникальных конструкций.

В начале 1930-х годов под руководством Бартини в моторной бригаде опытного отдела ОПО-3 работал создатель первых космических пилотируемых кораблей Сергей Павлович Королёв, который позже называл его своим учителем. Известный советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов так отзывался о нашем герое: «Роберт Бартини – самый выдающийся человек в истории авиации», а Сергей Илюшин, тоже авиаконструктор, был уверен, что «его идеи будут служить авиации всего мира еще десятки лет».

Интересно то, что помимо авиации, Роберт Людвигович занимался космогонией и философией, опубликовав на тему физических размерностей две статьи в научных журналах; надо отметить, так и не понятых и не признанных научным сообществом. Его представления о фундаментальном устройстве Вселенной, о Цепи постоянного совершения, о месте в ней Человека завораживают и открывают новые смыслы. А еще он писал стихи и картины.

Бартини – очень привлекательный объект для исследования о влиянии синтеза науки, философии и искусства на развитие личности, на становление идей, открывающих новые пути в будущее. Многие его современники сходились на оценке, что Бартини генерировал идеи и проектные замыслы, не только опередившие время, но и созданные как бы для другого мира. И наша гипотеза состоит в том, что этот его талант плодотворен для работы с будущим и предопределен целостностью его личности, сформировавшейся в служении Истине, Красоте и Добру.

Одного автора (Д.В. Холкина) долгое время интересовали философские обобщения и прозрения Бартини [1]. Другого (В.В. Бушуева) всегда занимала завораживающая своей цельностью как таблица Менделеева система физических размерностей, предложенная Робертом Людвиговичем в 1966 году (а позднее дополненная с нашим участием размерностями параметров экономических, технологических и социальных систем) [2]. И мы решили объединить свои усилия, синтезировать результаты наших исследований и размышлений, чтобы представить более объемный интеллектуальный портрет нашего героя.

У Бартини есть одно не очень понятное философское утверждение: «Объективная реальность материи состоит из имманентно виртуальной и актуально действительной формы бытия» [3]. Мы (люди) склонны приписывать актуальной действительности привычный нам физический мир, а имманентной виртуальности – то, что выходит за грани физических ощущений, то, что принято называть миром идей, метафизикой. Интригует следующее мысль Роберта Людвиговича: «Имманентное непременно станет актуальным, виртуальное действительным в сфере становления настоящего» [3]. Оно указывает на тотальную связь этих двух миров – физического и метафизического. И мы решили в жизни и творчестве нашего героя эту связь проследить, более того, хотим, если получится, обнаружить её влияние на наше настоящее и возможное будущее.

Таким образом, мы будем двигаться по маршруту от актуальной действительности жизни и практических дел Бартини к имманентной виртуальности его физико-философских и художественных прозрений, чтобы, вернувшись в свою объективную реальность, взять в работу самое ценное. А теперь вперед к удивительным мирам Бартини!

Сеанс разоблачения

Помните, Воланд в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» давал сеанс черной магии и ее разоблачения? Давайте тоже начнем с разоблачения легенд, овеявших исторический образ Роберта Бартини. Наш герой был человек с особыми талантами, с романтичными взглядами на жизнь, с необычной судьбой и очевидно, что в силу яркости личности вокруг него складывалось множество легенд. Надо отметить, что Бартини и сам был горазд рассказывать о себе истории, далекие от правды суровой жизни. А тут еще некоторые его биографы – любители сенсаций и тайн раздули из этих легенд, небылиц и додумок образ «прогрессора, пришельца с другой планеты, в задачу которого входил контроль над техническим развитием человеческой цивилизации» [4]. Надо со всем этим разобраться в самом начале, чтобы отсеять зерна от плевел, найти за легендами и выдумками объективное содержание. Пройдемся по наиболее интересным «фактам» его биографии.

1. «Роберто был удивительно одарённым ребёнком. Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи, играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями — он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать» [5].

Эти его способности подтверждались в воспоминаниях его коллег. Например, конструктор Владимир Воронцов, работавший под началом Бартини, вспоминал, что тот «любил делать наброски карандашом на листках бумаги, одинаково хорошо рисовал и правой, и левой рукой, причем умел рисовать «зеркально», чтобы идея была понятна сидящему напротив собеседнику» [6].

2. В 1915 году молодой Бартини в окопах Первой мировой войны застрелил офицера, который издевался над своими солдатами. От неминуемого расстрела его спас русский плен, где он стал убежденным коммунистом. Вернувшись в Италию в 1920 году, он за 2 года закончил авиационный факультет Миланского технического университета и стал профессиональным специалистом в новой для того времени отрасли. Отказавшись от богатого наследства своего отца, Бартини активно помогал итальянским коммунистам. А когда к власти пришел Муссолини, друзья переправили его в Советский Союз, где он стал ученым–самоучкой, конструктором самолетов.

Р. Бартини в юности
Р. Бартини в юности

Молодость Бартини, вероятно, действительно была легендарной, такое уж было время. Хотя исследователи его жизни до сих пор спорят по широкому набору тем - от происхождения Бартини и его имени до событий русского плена и обстоятельств прибытия в Советский Союз. Уверенно можно говорить о приверженности Бартини коммунистическим идеям, он в своих речах и текстах это многократно демонстрировал.

3. «Трудился Роберт Бартини не как обычный конструктор. Он никогда не вычерчивал свои самолеты, он их… видел! Просидев в странном оцепенении несколько часов кряду, он хватал лист бумаги и начинал рисовать часть конструкции или отдельные узлы, записывая в углу конечные технические параметры. Лишь после этого чертежники его КБ брались за карандаши, инженеры — за расчеты. И конечный результат неизменно совпадал с тем, который предсказывал этот гений» [7].

Это наблюдение воспроизводится в нескольких воспоминаниях. Кто-то, как автор приведенной цитаты, видел в этом гениальность Бартини, кто-то расценивал как недостаток его инженерного образования. Однако, надо признать, что образное восприятие самолета в целом и его важнейших инновационных блоков позволяло ему генерировать нетривиальные решения. Это было важной частью его инженерного метода.

4. Помимо инженерной деятельности Роберт Бартини активно занимался общей физической картиной мира и философским обобщением своих идей. Некоторые авторы утверждают, что его теория трехмерного времени и шестимерного мира открывает возможности для путешествий во времени. «Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же, — говорил Бартини. — В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом». Главный вывод — для путешествия по времени не обязательно делать «машину времени» или хитрые технические приборы. Достаточно поработать со своим восприятием движения [8].

Нельзя сказать, что модель многомерного мира Бартини стала общепризнанным научным открытием, но она стала предтечей современных новейших космогонических теорий. А его литературно-философское осмысление трехмерности времени является интересным метафорическим наброском того, что когда-нибудь, возможно, станет научной истиной. С этим стоит подробнее разобраться. Хотя говорить о путешествиях во времени вне метафорического контекста преждевременно.

5. Говорят, в начале 30-х годов Бартини вёл литературный кружок (тайная школа «Атон» или «Диск»), куда якобы входили Александр Грин, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений Шварц, Максимилиан Волошин и, конечно, Михаил Булгаков. Среди более поздних участников этой школы называются Иван Ефремов, братья Стругацкие, Генрих Альтшуллер. На заседаниях кружка Бартини якобы рассказывал о трёхмерном времени, о пятом и шестом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим [5].

К сожалению, документальных свидетельств существования таких групп и участия в них самого Бартини найти нам так и не удалось. Более того, некоторые названные участники кружка это явно отрицают. Например, Борис Стругацкий в одном интервью так комментировал эту тему: «С Бартини ни АНС [Аркадий Натанович Стругацкий], ни я знакомы не были. Более того, сильно подозреваю, что мы о нем вообще никогда не слышали. Как и о «дисковцах». Во всяком случае, я ничего по этому поводу не помню, хотя мы были хорошо знакомы и с Ефремовым, и с Альтовым-Альтшуллером» [9]. Однако, мы допускаем, что «имманентная виртуальность» того времени была полна идеями о дополнительных размерностях пространства-времени и многие писатели и художники воспроизводили и развивали соответствующие представления.

Роберто ди Бартини. Взгляд из внутренней вселенной
Роберто ди Бартини. Взгляд из внутренней вселенной

6. «Мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни чёрных бровей, если бы летом 1925 года в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков не встретился бы с авиаконструктором Роберто Бартини» [10].

Вопрос о взаимоотношениях Роберта Бартини и Михаила Булгакова и об использовании характерных черт образа итальянца в романе «Мастер и Маргарита» один из самых «туманных». Также, и обсуждаемая гипотеза о влиянии Бартини на фабулу и идеи романа пока не имеет правдоподобных доказательств. Может быть, еще кому-то из исследователей Москвы 30-х годов удастся найти эти взаимосвязи (реальные или мистические).

7. В феврале 1938 г. Бартини был арестован. Ему было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» маршалом Михаилом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Заключённый Бартини был направлен на работу в закрытое авиационное КБ тюремного типа (т. н. «шарашку») — ЦКБ-29, где он работал до 1947 года. В подмосковную «шарашку» неоднократно приезжал Берия, чтобы обсудить с «зэками» перспективы развития советской авиации. Однажды заключенный Бартини — дерзко и при сопровождавших Берию генералах — поинтересовался, за что же его посадили: «Вы знаете, Лаврентий Павлович, ведь я ни в чем не виноват». Хотя и вынужден был под давлением следствия подписать признательные показания о связях с итальянской разведкой. «Знаю, — ответил Берия, — был бы виноват — расстреляли бы. Ничего, сделаешь самолет — получишь Сталинскую премию первой степени и выйдешь на свободу» [11].

Страница из дела о шпионаже
Страница из дела о шпионаже

Пребывание в «шарашке» - медицинский факт. Дерзкие слова, приписываемые Бартини, могли быть и в реальности, хотя надо помнить, что он мог и приукрасить обстоятельства этой встречи. В частности, в более поздний период времени коллеги вспоминают как Роберт Людвигович мог сказать о встрече с первым лицом страны (Леонидом Брежневым): «Был у Лёни…» [12].

8. В квартире, в которой жил Бартини в 50-х годах, он оборудовал комнату для медитаций. На потолке было нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были покрашены как небо, а ниже — как море. На полу было нарисовано дно. Окна в квартире были всегда занавешены, он часами лежал на этом «дне» и смотрел в потолок, на солнце. В медитациях он уходил куда-то к источнику своих безумных идей. Последние годы жизни Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте в Москве. Ее стены украшали рисунки, сделанные самим итальянцем. Сюжеты были очень неожиданными для авиаконструктора и не всегда реалистические. Вот – торжественное шествие, поющая толпа, впереди – странный персонаж: одна сторона лица у него ласковая, а другая – жестокая. Юноша и девушка рядом ночью, а в небе горит нездешняя яркая луна. Ещё на одной картине изображён сам Бартини, за его спиной – грязное узкое оконце, сквозь которое с ужасом смотрит молодая женщина… [13].

Такую необычность жилища Бартини подтверждали в своих воспоминаниях некоторые его близкие знакомые. Некий сюрреализм этой бытовой обстановки вполне вписывается в необычный образ нашего героя.

9. Бартини умер в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. Когда его тело два дня спустя было найдено на полу ванной, из крана шла вода, а на кухне горел газ. По заключению милиции, ночью Бартини почувствовал себя плохо, встал из-за стола, опрокинув стул, и прошел на кухню. Зажег газ, стал набирать воду в ванной. Потом упал навзничь, ударившись головой о косяк. Бартини именно в ту ночь написал завещание, приложил к нему черный пакет и спрятал за плотной шторой. Пакет был тщательно заклеен. В завещании Роберт Людвигович просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.

Завещание Роберта Бартини
Завещание Роберта Бартини

Бумаги и чертежи Бартини, по свидетельству его родственников, действительно были конфискованы особым отделом Министерства авиационной промышленности. Правда, это скорее свидетельствует не о желании выполнить последнюю волю авиаконструктора, а о засекреченности его работы. В каких спецхранах сейчас находятся эти бумаги, не известно.

Итак, как мы видим, с личностью Бартини связывают множество легенд. Кстати, мы не все их привели, оставив наиболее экзотические, типа того, что авиаконструктор был пришельцем с Сириуса, более «смелым» исследователям. Наша задача была сделать обзор, характеризующий нашего героя с разных сторон, и «разоблачить» те из них, которые выглядят совсем необоснованными. Да, наиболее яркие и интересные истории не имеют подтверждений в документах или в воспоминаниях других людей, а значит, остаются в лучшем случае в статусе гипотез. Однако за всеми этими реальными и придуманными историями проглядывает интересная личность, сложная судьба, творческие свершения. И этого достаточно для того, чтобы продолжить наше исследование.

Теперь нам стоит переориентировать свой поиск на изучение творческих свершений Роберта Людвиговича, ведь мы хотим понять что-то ценное, что хотел донести этот человек до современников и потомков. Для этого нам потребуется отбросить бытовые обстоятельства его жизни, чтобы зреть в глубину вещей, теперь мы будем разбираться с инженерными, научно-философскими и художественными творениям Бартини.

Инженерные «твари»

«Bella Avis Rubra Terrorem Infert Nigrae» в переводе с итальянского значит «Бесстрашная красная птица всегда возьмет верх над черной». Из акронима этого родового девиза по одной из версий образовалось имя Бартини (BARTINi) [14]. Исследователи биографии авиаконструктора еще спорят над истинностью данной гипотезы. Но даже если это вымысел, то можно на основе других фактов уверенно утверждать, что Бартини в своей инженерной ипостаси всю жизнь посвятил цели: «красные самолеты должны летать быстрее черных (немецких)». Даже в мирное время он считал задачу повышения скорости передвижения людей и грузов ключевой, связывая ее с общим прогрессом человечества.

Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини
Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини

За годы своей карьеры авиаконструктора Роберт Бартини спроектировал шестьдесят летательных аппаратов, из которых было построено пять, а в серийное производство пошел …лишь один. Причиной тому – неготовность отечественной промышленности к реализации столь уникальных разработок, опередивших свое время как минимум на полвека, часто - субъективная позиция ряда руководителей авиационных КБ, не готовых признать приоритет и перспективность идей Роберта Бартини, а также стремящиеся сохранить свои пусть менее значительные конструкторские достижения. Но им – более практичным деятелям той поры удавалось добиваться заказов и средств и результатов, в противовес деятельности Бартини, которая была направлена в основном в будущее.

Объективно следует признать, что и сам Роберт Бартини не всегда стремился к полной разработке конструкции нового самолета. Его зачастую удовлетворяла «доведенная до ума» та или иная инновация, а не весь самолет. Один представитель Министерства авиационной промышленности СССР вспоминал: «Бартини был просто большим ребенком. Каждая новая идея завораживала его, он пытался делать много дел сразу, но получалось плохо – летели планы, сроки, премии… Доводить изделие до серии он не умел» [3].

И все же недооценивать практическую деятельность конструктора нельзя. Его самолет «Сталь-7» в 30-е годы показал прекрасные для своего времени характеристики по дальности и скорости полета в беспосадочном перелете по маршруту Москва-Свердловск-Севастополь-Москва длиной 5068 км, где средняя скорость составила 405 км/ч. Позже на основе этого самолета был сконструирован бомбардировщик Ер-2, который в 1941 г., в самом начале Великой Отечественной Войны летал на 5500 км бомбить Берлин. Эти результаты имели практическое и идеологическое значение для авиации ничуть не меньшее, чем перелет Валерия Чкалова через Северный полюс.

Еще один авиаконструкторский результат Роберта Бартини, доведенные до железа, - вертикально взлетающий самолет-амфибия ВВА-14. В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Один из самолетов-амфибий Бартини марки ВВА-14, прозванный за свой необычный вид то «Змеем Горынычем», то «Фантомасом», то «Птеродактилем», был изготовлен в Таганроге, прошел испытания. Но он так и не был поставлен на поток. Многих отпугивала экзотика конструкции, ничего подобной которой не было в авиации того времени. Но она существовала, и не только в воображении конструктора.

Остатки самолета ВВА-14
Остатки самолета ВВА-14

«Эволюция машины – действующая модель эволюции живой природы, - утверждал Роберт Бартини, – техносфера повторяет тот же путь, но ускоренно» [3]. И поэтому конструктор больше занимался не компонентами и авиационными материалами, а идеями летательных аппаратов, которые он видел в живой природе и воспринимал своим внутренним «зрением». В частности, в природе практически не бывает бипланных конструкций, которые использовались в то время в авиации. И наблюдая это, Роберт Людвигович при проектировании первых отечественных планеров еще в 20-е годы перешел на монопланы, что позволило снизить вес летного устройства. Занимаясь гидропланами, Бартини активно использовал в своих конструкциях реальную форму крыла «обратная чайка», используемую птицами при посадке на воду. Это позволяло отдалить двигатель самолета от возможного столкновения с водной поверхностью.

Еще один интересный пример инженерного творчества Бартини – стреловидное крыло, при создании которого он в качестве аналога использовал тропическую лиану с планирующими семенами. В СибНИА (Новосибирск) в 1952–1957 годах по инициативе и под руководством Роберта Людвиговича был разработан новый тип сверхзвукового крыла с переменной по размаху стреловидностью, имеющего при той же поверхности меньшее в сравнении с треугольным крылом как волновое, так и индуктивное сопротивление. В дальнейшем оно получило название "крыло Бартини" и было применено на ряде советских и зарубежных самолетов, в том числе гражданских - "Конкорд", Ту-144 и военных - В-70 "Валькирия" и Т-4 ОКБ П.О. Сухого. А еще для сверхзвукового Ту-144 Бартини придумал конструкцию носовой части, когда на взлёте и перед посадкой «клюв» самолёта опускался и пилоты получали отличный обзор вперёд и вниз [15].

Самолет ТУ-144 (автор идеи – Р.Бартини)
Самолет ТУ-144 (автор идеи – Р.Бартини)

В 70-х годах Бартини разработал «Теорию межконтинентального транспорта земли», в которой обосновал ряд новейших высокоскоростных и мощных грузоподъемных конструкций будущей авиации. Сегодня российскими учеными (Ю.А.Плакиткин [2]) показано, что стратегическим направлением новой техники на транспорте является именно качественное (в разы) увеличение скорости передвижения и перемещения грузов, в т.ч. за счет увеличения плотности используемых источников энергии. Бартини реализовывал эту стратегию всю жизнь. Венцом его творений мог бы стать авианосец – экраноплан А-2500, развивающий немыслимую по тем временам скорость до 700 км в час, что позволило бы самолетам садиться на палубу авианосца, не снижая скорости. А сам авианосец при этом мог бы стать мобильным доставщиком военных и гражданских грузов в любые точки мира. Но… представители авиационной промышленности считали такой экраноплан предметом деятельности судостроительной промышленности, а судостроители… не видели заинтересованности в такой уникальной конструкции. В результате очередной шедевр Бартини А-2500 так и остался в чертежах на бумаге, хранящихся в СибНИА.

Экраноплан А-2500
Экраноплан А-2500

В 1974 году в статье "Транспорт будущего" Бартини предсказывал: «Я верю, что пройдет не так уж много времени – и быстрые экранолеты, экраноходы, экрановозы, экранопланы войдут в жизнь так же прочно, как вошли в нее реактивные самолеты и суда на подводных крыльях». Прошло 50 лет. В новостных лентах все чаще появляется информация об использовании экранопланов на практике. Так, недавно стало известно, что сингапурская компания ST Engineering поставит турецкой компании Eurasia Mobility Solutions новаторский вид транспорта - экраноплан AirFish Wing-in-Ground. Глава турецкой компании уверен: "В качестве альтернативного вида транспорта AirFish 8 предлагает безопасное, устойчивое и быстрое решение, позволяющее удобно добраться до мест без порта или взлетно-посадочной полосы. Эта новая технология, быстрее, чем существующие варианты авиаперевозок и морских перевозок, изменит правила морских сообщений и создаст новые тенденции в Турции" [17].

Многие высказывания современников свидетельствуют о том, что инженерные творения («твари») Бартини оказали большое влияние на авиационную науку и инженерию. Авиаконструктор О.К. Антонов так оценивал работы Бартини: «Эти идеи намного опережали свое время, и поэтому лишь часть из них воплотилась в металл, в самолеты. Но и то, что не воплотилось в металл, сыграло положительную роль катализатора прогресса нашей авиационной техники» [3]. Другой авиаконструктор и историк авиации В.Б. Шавров так говорил: «Он разбирался как в самолетах сегодняшнего дня, так и предвидел будущие их формы. Некоторые проектные схемы самолетов, предложенные им, несомненно еще будут реализованы в дальнейшем» [18].

Естественно, возникает вопрос о наличии особого метода конструирования у Бартини. Об этом много дискутировали практики ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). А.В. Кудрявцев - один из тризовцев -, разбираясь с данным вопросом, интервьюировал Иосифа Берлина, который долгое время был заместителем Роберта Людвиговича. По его мнению, у Бартини был свой метод решения конструкторских задач, он только не был зафиксирован письменно. Этот метод базировался на связке диалектики и математики. В частности, Бартини использовался аппарат противоречий, однако не в выявлении пары улучшающихся и ухудшающихся признаков, а соединением довольно больших групп факторов, разнородно влияющих на важные потребительские характеристики проектируемой машины [19]. По словам биографа авиаконструктора Игоря Чутко Бартини осознавал, что «решение задачи надо искать в логической композиции тождества противоположностей "И – И"». Кроме того, конструктор владел базовым понятием тризовцев – «идеальная машина»; это подтверждают такие его слова: «лучший агрегат самолета — это тот, который остается в ангаре во время полета - не занимает места, ничего не весит, не может испортиться, а функцию свою выполняет» [13]. Получается, что Бартини самостоятельно разработал и использовал некоторые методы ТРИЗ задолго до их появления в формате полноценной теории.

Необходимо подчеркнуть еще одну особую характеристику метода Бартини – видение будущей конструкции в цельности, а не в деталях. Его коллега, авиаконструктор М.А. Гурьянов так описывал эту особенность: «Бартини не был конструктором в общепринятом смысле. Он даже простейший узел не мог рассчитать. Говорил, что закончил политехнический институт в Милане – и не умел чертить! Зато он был знаком с невероятным множеством вещей за пределами специальности – литература, архитектура, история, - играл на рояле, занимался живописью, владел множеством языков … Его машины рассчитывали и чертили другие люди. Бартини - видел. Сядет, глаза закроет - проходит час, другой - потом берёт карандаш и рисует. Рисовал он превосходно!» [20]

Это говорит о развитом воображении Роберта Людвиговича, так необходимом для проникновения в зону еще неизвестного, в т.ч. в инженерном деле. Советский философ Эвальд Ильенков объяснял в своих работах, что развитое эстетическое чувство с его принципом красоты позволяет верно схватывать образ «целого», до того, как будут «проверены алгеброй» все частности и детали этого «целого», до того, как это конкретное живое целое будет воспроизведено в мышлении в форме строго логически развитой системы абстракции [21]. Кстати говоря, Бартини неоднократно демонстрировал чувство прекрасного в работе, он говорил своим коллегам: «Что не красиво — не полетит» [22]. Однако, его понимание прекрасного имели марксистский фундамент, красивым и совершенным он считал гармоничное соединением формы с направленным содержанием вещей [23]. И это совершенство, эта техническая эстетика в созидании нового определяется не столько полетом фантазии, сколько поиском идеального соответствия мыслимого предмета передовым знаниям в области физики, формированию логики его математического представления.

Этот выход в воображаемое пространство еще не воплощенной, но потенциальной реальности создавал в личности Бартини уникальные способности по предвидению и конструированию вещей будущего. Не зря авиаконструктор С.В. Ильюшин призывал изучать судьбу Бартини, чтобы «сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта» [3]. Нам, из XXI века видно, что выращивание и развитие у инженеров-конструкторов таких способностей становится все более актуальной задачей, ведь во времена «пришествия» искусственного интеллекта умение воображать, видеть конструируемую вещь в целостности, оценивать ее по меркам красоты становится важным условием для дальнейшего торжества человеческого разума.

Курировавший атомный и первоначально космический проект грозный Народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия шутил, не шутя: «Отберите у этого Бартини карандаш, а то он еще чего-нибудь нарисует» [24]. Инженерные «твари» Бартини для многих современников были таинственными артефактами из будущего, что вызывало подспудные опасения за сохранность привычной реальности. А для специалистов сегодняшнего дня они должны стать образцом смелости и оригинальности инженерной мысли, стимулом для освоения и развития конструкторского подхода Роберта Бартини, соединившего в себе передовые инженерные методы, оригинальные научные представления и философию. О последних ингредиентах этого рецепта «гениальности» поговорим во второй части эссе.

Источники информации

1. Холкин, Д.В. Овладевший объективной размерностью Мира // https://dkholkin.wordpress.com/2018/01/23/201801231/

2. На пути к космопланетарному миру (под ред. Бушуева В.В., Клепача А.Н.) – М.:2023

3. Маслов, А.Н. Мир Бартини. Сборник статей по физике и философии - М.: Саморазвитие, 2009 г.

4. Чернобров, В.А. Энциклопедия непознанного. – ФАИР, 1998.

5. Удивительная биография Роберто Бартини – гения из «шараги» и прототипа Воланда // https://vakin.livejournal.com/1654569.html

6. Бартини – гений, опередивший время // https://viam.ru/news/1455

7. Красный барон // https://www.yaplakal.com/forum7/topic1667904.html

8. Роберто Бартини // http://holonist.livejournal.com/869073.html

9. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким, Октябрь 2004 // https://www.rusf.ru/abs/int0073.htm

10. Роберто Бартини. Гений предвидения // https://tovievich.ru/news/7084-fantasticheskie-i-realnye-borty-barona-bartini.html

11. Роберт Бартини. Невероятные приключения барона в России // https://kg-rostov.ru/history/histori_cult_person/robert-bartini-neveroyatnye-priklyucheniya-barona-v-rossii/

12. Фортинов, Л.Г. Маэстро Бартини // https://taganrog-avia.ru/books/Fortinov/Maestro_Bartini.pdf

13. Чутко, И.Э. Красные самолеты – М: Политиздат, 1982.

14. Заславская, О. От Фиуме до «Красной речки»: по следам одного мифа - Тринадцатые чтения памяти Вениамина Иофе: 20-22 апреля 2015.

15. Бузиновская, О., Бузиновский С. РО (о загадочной судьбе Роберта Бартини) – 1994.

16. Марочкин, В. Другое будущее братьев Стругацких // https://argumenti.ru/culture/n521/430438

17. https://www.stengg.com/en/newsroom/news-releases/st-engineering-and-eurasia-mobility-solutions-enter-loi-for-order-of-10-airfish-wing-in-ground-craft/

18. Шавров, В.Б. Самолеты конструкции Р.Л.Бартини // https://testpilot.ru/biblioteka/publikatsii/samolety-bartini/

19. Кудрявцев, А. Роберт Бартини // https://www.metodolog.ru/00352/00352.html

20. Качалов, Т. Мир Бартини // https://21mm.ru/news/lichnost/mir_bartini/

21. Холкин, Д.В. Красота творит мир. Разбираемся с понятием красоты на материале текстов Эвальда Ильенкова // https://dkholkin.wordpress.com/2022/04/15/20220415/

22. Автобиография Побиска Кузнецова // https://cosmatica.org/articles/567-biografija-pobiska-georgievicha-kuznecova.html

23. Бартини, Р. Ускорение, транспорт, художественное конструирование. – Бюллетень «Техническая эстетика» №12, 1967 г.

24. https://tovievich.ru/citata-nedeli/10580-schaste-jeto-svoboda-v-ljubyh-ogranichenijah.html

(Продолжение следует)

Авторы: Дм.Холкин, В.Бушуев // 24 марта 2024 г.

Текст приводится в авторской редакции

Опубликовано в журнале "ЭНЕРГИЯ: ЭКОНОМИКА, ТЕХНИКА, ЭКОЛОГИЯ", №1 (481), 2025 г.