Найти в Дзене
Generalissimus

Ранняя биография Салах ад-Дина. Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке О детстве и юности Салах ад-Дина сохранилось немного достоверной информации. Многие факты его биографии, выдаваемые его биографами за действительные, нуждаются в уточнении, дополнении и проверке. Биографические «пробелы» жизнеописания Саладина начинаются буквально с первых строк, поскольку на сегодняшний день доподлинно неизвестна точная дата его рождения В большинстве источников появление на свет Саладина датируется 1137 годом. Однако в ближневосточных первоисточниках говорится о том, что в 532 году хиджры[1] Айюб ибн Шади, его брат Ширкух, их семьи, верные соратники, приверженцы, домочадцы и слуги покинули Тикрит из-за инцидента, о котором подробно рассказывалось в прошлой публикации. В тех же источниках[2] сообщается, что за день до поспешного отъезда из Тикрита у Надж ад-Дина Айюба ибн Шади родился третий сын, нареченный Юсуфом – будущий великий правитель средневекового Ближнего Востока, вошедший в миро
Оглавление

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке

О детстве и юности Салах ад-Дина сохранилось немного достоверной информации. Многие факты его биографии, выдаваемые его биографами за действительные, нуждаются в уточнении, дополнении и проверке. Биографические «пробелы» жизнеописания Саладина начинаются буквально с первых строк, поскольку на сегодняшний день доподлинно неизвестна точная дата его рождения

В большинстве источников появление на свет Саладина датируется 1137 годом. Однако в ближневосточных первоисточниках говорится о том, что в 532 году хиджры[1] Айюб ибн Шади, его брат Ширкух, их семьи, верные соратники, приверженцы, домочадцы и слуги покинули Тикрит из-за инцидента, о котором подробно рассказывалось в прошлой публикации.

В тех же источниках[2] сообщается, что за день до поспешного отъезда из Тикрита у Надж ад-Дина Айюба ибн Шади родился третий сын, нареченный Юсуфом – будущий великий правитель средневекового Ближнего Востока, вошедший в мировую историю под более привычным всем именем – Саладин.

Год 532-й по хиджре соответствует временному интервалу юлианского календаря, охватывающий двенадцатимесячный период с 19 сентября 1137 по 8 сентября 1138 гг. Поскольку в первоисточниках не указаны ни месяц, ни число рождения Саладина, то вполне резонно допустить, что он мог появиться на свет позже общепринятой даты – в 1138 году. С точки зрения основ теории вероятности, шансов родиться с 1 января по 8 сентября 1138 года у Салах ад-Дина было в два раза больше, чем появиться на свет в период с 19 сентября по 31 декабря 1137 года.

Помимо проблемы датировки рождения Саладина, в его ранней биографии имеется ещё один немаловажный «пробел». Ни первоисточники, ни дошедшие до наших дней записи, связанные с родословной Салах ад-Дина, не сохранили имени его матери, её этническую принадлежность и социальный статус.

О самом раннем детстве Юсуфа ибн Айюба почти ничего неизвестно, кроме нескольких преданий, дошедших до наших дней и исторических фактах, касавшихся в первую очередь отца Саладина. Средневековый устный арабский эпос, повествующий о жизни, деяниях и главных подвигах героев исламского мира, благодаря сказителям сохранил пару показательных полулегендарных эпизодов, связанных с именем Салах ад-Дина.

Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные и малознакомые изображения Саладина, как современные, так и более ранние. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные и малознакомые изображения Саладина, как современные, так и более ранние. Источник: https://yandex.ru/images/

Если верить преданиям, то однажды, ещё за пару месяцев до рождения Саладина, его бабке – матери Надж ад-Дина Айюба приснился знаковый сон устрашающего и мистического содержания. Явно и отчётливо увидела она в том сне, как огромный чёрного цвета змей подполз к её беременной невестке – матери Салах ад-Дина, которая во чреве своём тогда носила будущего величайшего ближневосточного правителя.

Чешуйчатый монстр своим гипнотическим немигающим взглядом уставился на беременную женщину, намереваясь напасть на неё. Зачарованная этим леденящим взором, мать Саладина напрочь лишилась возможности двигаться, сопротивляться или позвать на помощь. Перед самым броском гигантского змея неожиданно живот обреченной на погибель жертвы распахнулся, и из него вышел молодой, статный и отважный воин в сияющих доспехах. Он смело атаковал гигантского аспида, мощным ударом отрубив голову пресмыкающемуся чудовищу.

Бабушка Салах ад-Дина обратилась к авторитетным толкователям снов, и те, внимательно выслушав её рассказ, предсказали, что ребёнок, которому суждено вскоре родиться, станет не просто великим воином, а прославленным полководцем и правителем. Именно он в будущем исполнит священную миссию, низвергнув владычество франков (крестоносцев) над палестинскими и сирийскими территориями, захваченными ими в ходе Первого крестового похода и после его завершения.

Неизвестно, как этому пророчеству отнёсся Надж ад-Дин Айюб ибн Шади. Однако когда несколько лет спустя бабушка увидела, как маленький Юсуф, ловко и отважно убил большую и агрессивную змею, проникшую во внутренний двор их дома, все былые сомнения её отпали окончательно. Теперь бабушка была абсолютно уверена, что её малолетний внук, размозживший одним ловким ударом камня голову ядовитой гадине, имевшей внушительные и устрашающие размеры, действительно рождён для великих дел и свершений.

Скорее всего, вся эта «змеиная тема» всего лишь удачная фольклорная мистифицированная выдумка, которую апологеты Салах ад-Дина использовали для ещё большего возвеличивания его и без того почти легендарной личности. Впрочем, в средневековых городах Ближнего Востока змеи самых разных видов, размеров и окрасок часто заползают в тенистые внутренние дворики жилых кварталов, спасаясь от жары, ища спасительную тень и прохладу.

Довольно часто мальчики самых разных возрастов расправлялись с ползучими непрошеными гостями при помощи подручных средств, демонстрируя сверстникам свою удаль и отвагу. Вполне возможно, что и Саладин, будучи ребёнком, принимал участие в подобных опасных мальчишеских уличных приключениях.

Кстати, детство Юсуфа прошло в городе Баальбек[3]. Осенью 1139 года атабек Мосула и Алеппо – Имад ад-Дин Занги после длительной и упорной осады захватил Баальбек. Местные градоначальники и комендант признавали над собой верховную власть эмира Дамаска. Уцелевшие защитники города по приказу Занги были распяты, а с командира гарнизона живьём содрали кожу.

Расположение города Баальбек на карте современного Ливана. Источник: https://dzen.ru/a/Zf0RmVY9XFKOm61j
Расположение города Баальбек на карте современного Ливана. Источник: https://dzen.ru/a/Zf0RmVY9XFKOm61j
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Баальбек
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Баальбек

В знак своего особого расположения и благоволения к Айюбу ибн Шади жестокий атабек Мосула назначил отца Саладина на должность нового коменданта Баальбека. Когда Надж ад-Дин Айюб окончательно вместе с семьёй перебрался в Баальбек, прочно обосновавшись в нём, Юсуфу – будущему Салах ад-Дину исполнилось два года. Ряд авторов считают, что пребывание в Баальбеке наложило свой особый отпечаток на дальнейшую судьбу Саладина, а также на формирование его мировоззрения, религиозных и философских взглядов.

Баальбек – один из древнейших городов Ближнего Востока был основан приблизительно в XIV веке до н. э., в период правления египетского фараона Эхнатона. На протяжении семи веков – вплоть до заселения территории Древнего Леванта финикийцами египетские правители возводили в Баальбеке храмы и святилища, посвященные своим главным богам.

Финикийцы на смену египетским божествам принесли с собой культ своего верховного бога Ваала (Баала), с именем которого и связывают название города – Баальбек. В эпоху эллинизма Птолемей I Сотер – знаменитый правитель Египетского царства, соратник и сподвижник Александра Македонского переименовал город, назвав его Гелиополь в честь Гелиоса (Гелиоса) – греческого бога Солнца.

В период правления императора Октавиана Августа процветавший Гелиополь стал одной из восточных жемчужин Римской империи. В самом городе и его округе римляне возвели храмы, посвященные своим главным богам – Юпитеру, Марсу, Венере, Вакху и Меркурию. Во второй половине VII века Гелиополь завоевали арабы, вернув ему первоначальное имя – Баальбек. Теперь рядом с античными языческими храмами появились мечети. Наибольшее их количество было построено в период, когда Баальбек находился под властью династии Великих Сельджуков.

Пётр Ефимович Люкимсон – наиболее известный современный биограф Саладина на страницах своего увлекательного повествования подробно рассказывает о том, что с ранних лет Юсуф ибн Айюб много времени проводил среди уцелевших и полуразрушенных языческих храмов и святилищ, выстроенных сотни лет назад египтянами, финикийцами, греками, римлянами, местными арабами до принятия ими ислама.

Играя близ храмовых монументальных комплексов и внутри их, гуляя среди античных святилищ и древнейших капищ, совершая длительные прогулки и экскурсии среди объектов религиозного и культурного наследия былых цивилизаций, большинство из которых исчезли навсегда, Саладин невольно проникся уважением к создателям этих архитектурных шедевров.

В завершении данной темы биограф высказывает следующее смелое, но вполне обоснованное и аргументированное предположение: «Кто знает – не здесь ли, в развалинах баальбекских храмов, берут свое начало столь выделявшие Салах ад-Дина из других его современников по обе стороны фронта религиозная толерантность, умение отдавать дань уважения культуре и обычаям христиан и евреев, признание (до определенного предела, разумеется) их права жить по своей традиции?»[4]

Античные достопримечательности и памятники архитектуры, сохранившиеся в Балльбеке до наших дней. Источник: https://wikiway.com/livan/baalbek/baalbeck/photo/
Античные достопримечательности и памятники архитектуры, сохранившиеся в Балльбеке до наших дней. Источник: https://wikiway.com/livan/baalbek/baalbeck/photo/
-6
-7
-8
-9
-10
-11

Согласно общепринятой средневековой традиции, до пяти-шести лет мальчики проживали и воспитывались на женской половине дома, а затем навсегда переселялись на мужскую «территорию», вступая во взрослую жизнь. Юсуф ибн Айюб, обосновавшись на мужской половине отчего дома, мечтал и надеялся, что отец воспитает из него настоящего воина – доблестного, отважного и непобедимого.

Однако Надж ад-Дин Айюб избрал для своего младшего сына иной путь воспитания. В эпоху Средневековья наследники и преемники знатного восточного феодала – старшие сыновья обучались, образно говоря, по программе подготовки будущих военачальников и администраторов. Младшие сыновья имели немного шансов даже в отдаленном будущем стать доверенными и приближенными лицами атабеков и эмиров, поскольку эти почётные, престижные и доходные должности предназначались их старшим братьям.

Младшие сыновья ближневосточных мусульманских вельмож чаще всего становились богословами, юристами, врачами, имамами, воспитателями и наставниками детей высокопоставленных особ. Именно по этим причинам, Айюб ибн Шади, глубоко понимавший всю значимость и ценность разностороннего образования, не скупясь, нанимал для своих младших сыновей самых опытных и авторитетных учителей по богословию, религиозным и светским дисциплинам, а также гуманитарным, точным и естественным наукам.

Первые годы обучения Юсуф, его младшие родные и двоюродные братья, а также сверстники из числа малолетних отпрысков курдской и сирийской знати основной упор делали на изучение Корана. Юным ученикам приходилось наизусть заучивать суры, хадисы[5] и сюжеты жизнеописания пророка Мухаммеда. В начальный курс обучения обязательно входило углубленное изучение арабского языка – устной и письменной речи, канонов ислама, основ шариата – мусульманского права, арифметики, риторики, основ этикета.

Каждый знатный правоверный мусульманин был обязан с ранних лет систематически практиковаться в стрельбе из лука, верховой езде, фехтовании и владении самыми разными видами оружия. Таким образом, многолетний процесс обучения Юсуфа ибн Айюба благодаря стараниям отца гармонично сочетал в себе приобретение знаний в самых различных областях и сферах жизни, духовное совершенствование, физическое развитие, закалку ума, характера, воспитание нравственных и морально-волевых качеств.

Забегая вперёд, следует особо подчеркнуть, что самые разные авторы – восточные и европейские неоднократно отмечали, что Саладин поражал своих собеседников глубоким и всесторонним знанием философских сочинений Платона и Аристотеля, научными изысканиями Евклида и Клавдия Птолемея. Будущий победитель крестоносцев отлично разбирался в сложных правилах алгебры и геометрии, а также обладал обширными астрономическими познаниями.

Но более всех прочих наук и специальных образовательных предметов Салах ад-Дин любил, уважал и почитал литературу, особенно мусульманскую поэзию. Он знал наизусть практически всю «Хамсу» – десятитомный сборник лучшей арабской поэзии, составленный в первой половине IX века выдающимся сирийским поэтом Абу Таммамом[6]. К сведению, упомянутая «Хамса» включала в себя десять увесистых фолиантов, содержащих тексты 884 стихотворных произведений – целых поэм или их наиболее важных отрывков.

-12

Безусловно, одним из самых ранних важных внешнеполитических событий, пришедшихся на период детства Саладина, стала наиболее яркая, достопамятная и резонансная победа Имад ад-Дина Занги – захват Эдессы[7], главного города одноименного Эдесского графства – первого из четырёх государств, основанных крестоносцами на Ближнем Востоке.

Войско Занги взяло штурмом Эдессу 24 декабря 1144 года (подробности этого события можно узнать, перейдя по этой ссылке). Успех атабека Мосула и Алеппо вызвал у мусульман Ближнего Востока давно невиданное воодушевление, всеобщую радость и ликование. Семилетний Юсуф ибн Айюб тоже искренне радовался триумфу высочайшего и могущественного покровителя своей семьи.

В Баальбеке по случаю падения Эдессы был устроен большой всенародный праздник, во время которого Юсуф ибн Айюб вместе со всеми прочими жителями искренне прославлял ратные и полководческие доблести Занги. Теперь могущественный атабек к своим многочисленным почётным титулам присоединил два лакаба (почётных прозвища, добавляемых к имени собственному) – Зайн аль-Ислам (Краса Ислама) и аль-Малик аль-Мансур (Царь-победитель).

Не прошло и двух лет, как в сентябре 1146 года Имад ад-Дин Занги был убит собственным слугой-евнухом. Эта нелепая гибель, недостойная великого правителя и полководца, в одночасье в корне изменила всю геополитическую ситуацию, сложившуюся на тот момент на территориях современной Северной Сирии и северо-западной части нынешнего Ирака.

Обширные владения почившего атабека между собой разделили его сыновья. Самый старший из отпрысков Занги – Сейфеддин Гази I[8] стал правителем Мосула. Второй сын – Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги[9] унаследовал должность верховного наместника Алеппо. Пока сыновья Имад ад-Дина Занги делили отцовское наследство, давний и непримиримый враг их семьи – Унар Муан ад-Дин, визирь, регент и фактический правитель Дамаска[10], умело воспользовался сложившейся ситуацией.

Таким в представлении современного ближневосточного художника мог выглядеть внешний облик Имад ад-Дина Занги. Источник: https://yandex.ru/images/
Таким в представлении современного ближневосточного художника мог выглядеть внешний облик Имад ад-Дина Занги. Источник: https://yandex.ru/images/

Собрав большое и сильное войско, Унар Муан ад-Дин[11] подступил к стенам Баальбека. Айюб бен Шади отлично понимал, что если он со своим гарнизоном, состоявшим из нескольких сотен воинов, затворится в осаду, то город рано или поздно всё равно падёт в результате штурма или гарнизон капитулирует, доведенный голодом и болезнями до крайней степени отчаяния.

На существенную помощь со стороны сыновей Занги, гарантирующую спасение и избавление от гибели в ходе осады, плена и последующей казни, рассчитывать не приходилось. Взвесив все факты и обстоятельства, прикинув вероятные сценарии дальнейшего развития событий, отец Саладина добровольно распахнул ворота Баальбека перед правителем Дамаска.

Согласно достигнутой предварительной договоренности Айюб Надж ад-Дин в обмен на бескровную сдачу Баальбека получил солидную сумму наличных денег серебром. Он также стал владельцем семи зажиточных поселений, расположенных близ Дамаска. Перейдя на службу к Унару Муан ад-Дину и принеся ему клятву верности, бывший комендант Баальбека получил почётное право приобрести в самом центре Дамаска роскошный дом.

Так, в самом конце 1146 года Надж ад-Дин Айюб ибн Шади вместе со своей семьёй перебрался в один из самых престижных, известных, богатых и процветающих мегаполисов средневекового Ближнего Востока. Девятилетний Юсуф ибн Айюб благодаря дипломатическим талантам отца из провинциала в одночасье превратился в привилегированного жителя Дамаска. В жизни Саладина начинался новый период его жизни, суливший отроку большие перемены и открывавший перед ним новые возможности.

Один из портретов Салах ад-Дина, созданный нейросетью. Источник: https://shedevrum.ai/en/post/8bfa4957c97e11eeb374aa2339796401
Один из портретов Салах ад-Дина, созданный нейросетью. Источник: https://shedevrum.ai/en/post/8bfa4957c97e11eeb374aa2339796401
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Хи́джра в дословном переводе с арабского означает «переселение». 24 сентября 622 года (по юлианскому календарю) мусульманская община, которую возглавлял Пророк Мухаммед, переселилась из Мекки в Медину. Это событие, получившее название хиджра, стало отправной точкой отсчёта нового летосчисления – первым годом исламского лунного календаря. Окончательный переход на летосчисление с хиджры мусульманские правители начали в 637 году – в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. За отправную точку новой эры (по велению халифа) был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1-е мухаррама – первый день первого месяца исламского лунного календаря. Эта каноническая дата – 1 мухаррама по хиджре соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

[2] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 8;

- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 19.

[3] - сегодня развалины древнего Баальбека находятся на территории Ливана – в 65 км к северо-востоку от Бейрута.

[4] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 17.

[5] - Хади́с в дословном переводе с арабского означает «предание». Хадисы – это письменные сведения о словах и деяниях Пророка Мухаммеда. Они составляют очень важную и неотъемлемую часть исламского богословия. По степени религиозной и духовной важности хадисы уступают только Корану.

[6] - полное имя его в арабской лингвистической средневековой традиции звучало как Абу Тамма́м Хаби́б ибн Аус ат-Та’и.

[7] - сегодня этот город, расположенный на юго-востоке современной Турции, называется Шанлыурфа.

[8] - полностью в арабском варианте произношения его имя звучало следующим образом – Абу-ль-Музаффар Атабек аль-Малик аль-Мансур Сейфеддин Гази I бен Занги.

[9] - полностью в арабском варианте произношения его имя звучало следующим образом – Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин Абу аль-Касим Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги.

[10] - официально на тот момент правителем Дамаска был 13-летний эмир Абак Муджир ад-Дин. Однако вся полнота военной, политической и судебной власти принадлежала Унару Муан ад-Дину, который на правах регента правил Дамасским эмиратом до наступления совершеннолетия Абака.

[11] - в ряде сирийских и тюркских первоисточников его имя транслируется как Муинеддин Унур. Полное имя дамасского визиря в средневековом арабском варианте произношения и написания звучит следующим образом – Муан ад-Дин Унур бен Абдулла аль-Атабеки.

-15
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

-16

ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска

Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют

Часть 8-я. Третий египетский поход

Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа

Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются

Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»

Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)