Найти в Дзене
Generalissimus

Ранняя биография Салах ад-Дина. Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке В конце марта 1164 года сирийский «экспедиционный корпус», возглавляемый Ширкухом ибн Шади, выступил из Дамаска в направлении Синайского полуострова. По сведениям арабских авторов под началом Саладина и его дяди было две тысячи конных воинов. Асад ад-Дин Ширкух повёл своё войско не прямым и самым коротким путём, а обходным маршрутом, чтобы избежать крайне нежелательной встречи с крестоносцами. Задумка лучшего и наиболее опытного военачальника Махмуда Нур ад-Дина ибн Занги удалась в полной мере. Ширкуху удалось незаметно обойти все сторожевые заставы и конные разведывательные разъезды иерусалимского короля. Сирийская кавалерия совершила стремительный марш вдоль восточного берега реки Иордан, а затем, переправившись через её воды у Мертвого моря, миновали пустыню Негев. Далее простирались песчано-каменистые пустоши Синайского полуострова. Ширкух Асад ад-Дин вторгся в египетские владения близ современного изра
Оглавление

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке

В конце марта 1164 года сирийский «экспедиционный корпус», возглавляемый Ширкухом ибн Шади, выступил из Дамаска в направлении Синайского полуострова. По сведениям арабских авторов под началом Саладина и его дяди было две тысячи конных воинов. Асад ад-Дин Ширкух повёл своё войско не прямым и самым коротким путём, а обходным маршрутом, чтобы избежать крайне нежелательной встречи с крестоносцами.

Задумка лучшего и наиболее опытного военачальника Махмуда Нур ад-Дина ибн Занги удалась в полной мере. Ширкуху удалось незаметно обойти все сторожевые заставы и конные разведывательные разъезды иерусалимского короля. Сирийская кавалерия совершила стремительный марш вдоль восточного берега реки Иордан, а затем, переправившись через её воды у Мертвого моря, миновали пустыню Негев. Далее простирались песчано-каменистые пустоши Синайского полуострова. Ширкух Асад ад-Дин вторгся в египетские владения близ современного израильского города Эйлат (Айла).

Весь окружной путь от Дамаска до Синая занял шестнадцать дней (вместо пятидневного обычного кратчайшего маршрута), зато сирийское воинство сохранило свой главный козырь – фактор внезапности. Ничего не подозревавший великий визирь Дирхам (Дильгам) был застигнут врасплох, а потому не успел ни организовать оборону приграничных областей, ни собрать войско для отражения вторжения.

24 апреля 1164 года Салах ад-Дином, командуя передовым отрядом, внезапной и стремительной атакой захватил с налёта стратегически важный портовый город Бильбейс. Ширкух, довольный успехами своего племянника, назначил его комендантом взятого города, а сам с главными силами двинулся вперёд и 1 мая достиг предместий Каира.

В столице Фатимидского Египта возникла паника. У халифа и его военачальников вполне хватило бы наличных сил и для обороны Каира, и для того, чтобы дать генеральное сражение сирийцам на выгодных для себя условиях. Однако ни халиф Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф аль-Адид Лидиниллах, ни его приближенные даже не думали об оказании сопротивления.

Месторасположение города Бильбейс на современной карте Египта. Источник: https://yandex.ru/images
Месторасположение города Бильбейс на современной карте Египта. Источник: https://yandex.ru/images

Министры, военачальники и придворная камарилья в одночасье покинули Дирхама, переметнувшись в стан Шавара ибн Муджира ас-Сади. Всеми покинутый Дирхам, предпринял попытку бежать из Каира, но был настигнут и убит. Избитое и обезображенное тело его в знак презрения было выброшено в придорожную канаву на растерзание бродячим собакам.

Шавар вновь занял должность великого визиря, торжественно въехав в один из лучших дворцов, принадлежавших халифу. И тут произошло то, чего так опасался Нур ад-Дин Занги. Вчерашний изгнанник, всеми гонимый, порицаемый и презираемый, валявшийся в ногах сирийского правителя, унижено просивший его о помощи, заступничестве и покровительстве, нарушил свою клятву и все прежние обещания.

Вернув себе бразды правления Египтом, неблагодарный и вероломный Шавар ибн Муджир не только отказался от уплаты обещанной трети годового дохода государственной казны, но также не впустил в Каир своих благодетелей и союзников – Ширкуха ибн Шади и Саладина. Более того, предерзостный визирь прямо и недвусмысленно намекнул, что сирийскому воинству следует как можно скорее покинуть пределы Фатимидского халифата.

Одураченный и разозленный до крайности Асад ад-Дин Ширкух категорично заявил, что его воины и он сам не сдвинутся с места, пока наглый Шавар не расплатится полностью по всем своим долгам и счетам. В предыдущих публикациях содержались краткие сведения о вехах жизненного пути Ширкуха. Думается, что в свете вышеизложенных событий читателю будет небезынтересно ознакомиться с характеристикой, которую ему дал ему один из современных арабских историков-медиевистов:

«…дядя Саладина являл собой военачальника низкого роста, тучного и кривого на один глаз. Его лицо было всегда багровым от пьянства и переедания. Будучи взбешён, он орал как ненормальный и мог совершенно выйти из себя и даже убить своего оппонента. Но его отвратительный характер ужасал далеко не всех. Солдаты обожали этого человека, постоянно жившего вместе с ними, делившего с ними солдатские харчи и терпевшего их насмешки. В многочисленных сражениях в Сирии с его участием, Ширкух показал себя как руководитель с огромной физической энергией; египетская кампания позволила ему проявить свои замечательные стратегические способности»[1].

Помня о недавнем скоротечном низложении Дирхама, а также о позорном и бесславном конце его земной жизни, не доверяя своим полководцам, подчиненным и приближенным, великий визирь египетский спешно направил посольство в Иерусалим. Беспринципный и изворотливый Шавар предложил военно-политический союз королю Амори I, направленный против Нур ад-Дина Занги и Ширкуха.

Прося скорейшей военной помощи, визирь египетский обещал иерусалимскому монарху 27 000 золотых динаров. Шавар ибн Муджир предлагал присоединиться к походу против «сирийских сарацин» рыцарей-госпитальеров (иоаннитов), обещая им ценные подарки, а также полностью возместить стоимость фуража, провианта и павших в пути лошадей.

Здесь и далее по тексту размещены предполагаемые изображения аль-Малика аль-Мансура Асада ад-Дин Абу-л-Хариса Ширкуха ибн Шади. Представленные изображения созданы нейросетью, либо предложены искусственным интелектом в ответ на запрос о  предполагаемом внешнем облике дяди Саладина. Источник: https://yandex.ru/images
Здесь и далее по тексту размещены предполагаемые изображения аль-Малика аль-Мансура Асада ад-Дин Абу-л-Хариса Ширкуха ибн Шади. Представленные изображения созданы нейросетью, либо предложены искусственным интелектом в ответ на запрос о предполагаемом внешнем облике дяди Саладина. Источник: https://yandex.ru/images

Амори I с тревогой следил за успехами Асад ад-Дина Ширкуха и его племянника. Правитель «Святого города» отлично понимал, что если Махмуд Занги прочно утвердится в Египте, то Иерусалимское королевство окажется между двух огней, точнее – между молотом и наковальней. Амори I всегда помнил о том, что Нур ад Дин Занги ждал удобного момента, чтобы возобновить джихад, начатый им против латинских государств Утремера[2]. В случае начала масштабных боевых действий одновременного удара с двух плацдармов – Синайского полуострова и из-под окрестностей Дамаска держава Иерусалимская могла не выдержать.

В июле 1164 года иерусалимская рать во главе со своим королём, совершив несколько быстрых переходов, достигла юго-восточной части дельты Нила. У города Факус короля встретили Шавар и его войско. Союзники направились к предместьям Каира, но вовремя извещенный Ширкух успел отвести свою конницу к Бильбейсу.

Следует отдать должное Салах ад-Дину, который не сидел, сложа руки, а все предыдущие четыре месяца ежедневно руководил работами, направленными на повышение обороноспособности вверенного ему города. Бесценные уроки фортификации, которые Айюб ибн Шади преподал своему младшему сыну 16 лет назад во время подготовки Дамаска к длительной осаде, не пропали даром.

Саладин превратил Бильбейс в мощную и надёжную крепость, готовую выдержать и штурмы, и изнурительную осаду. Заранее заготовленные запасы продовольствия и фуража позволили сирийскому конному войску без какого-либо существенного ущерба выдержать два месяца осады. Несколько раз за это время иерусалимские и египетские воины пытались приступом взять Бильбейс, но все атаки эти осажденные успешно отразили.

Нур ад-Дин Занги регулярно получал при помощи голубиной почты все последние известия из Египта. Сирийский правитель понимал, что Ширкух оказался в очень сложном положении и ему необходимо срочно оказать помощь. Эмир Дамаска и Алеппо разработал эффективную и действенную многоходовую комбинацию. Собрав под свои знамёна большое и грозное войско, Махмуд Занги выступил в поход.

Правители Утремера были уверены, что армия «сирийских сарацин» направится на выручку осажденного гарнизона Бильбейса. Однако Нур ад-Дин Занги неожиданно объявился в двух дневных переходах от крепости Харим[3] – главного восточного форпоста Антиохийского княжества. Сирийский эмир рассчитывал, что наместник Харима – барон Рейно де Сен-Валери призовёт на помощь иерусалимского короля, своего сюзерена. В свою очередь, Амори I, как это случалось не однажды, поспешит выручать из беды своего вассала-союзника, покинув пределы Египта.

-4

Однако Рейно де Сен-Валери поступил иначе. Зная о том, что король Иерусалима находится у берегов Нила, наместник осажденной крепости отправил гонцов к ближайшим своим соседям – Раймунду III, графу Триполи, и Боэмунду III, князю Антиохийскому. Неожиданно для Занги на этот раз, позабыв о своих распрях и разногласиях, правители Утремера выступили против него дружным и единым фронтом.

Более того, оказать посильную помощь осажденному Хариму вызвались два знатных французских феодала – Гуго́ VIII Старый[4], сеньор де Лузиньян и граф де Ла Марш, а также барон Жоффруа Мартелл. Оба они совершали паломничество на Святую Землю, задержавшись в Утремере. В сентябре предыдущего – 1163 года Гуго VIII де Лузиньян и Жоффруа Мартелл помогли Раймунду III Триполийскому и Боэмунду III Антиохийскому снять осаду с крепости Крак-де-Шевалье, которую осадило воинство Нур ад-Дина Занги.

К объединенному католическому войску присоединились и два влиятельных правителя Малой Азии, исповедовавших православие. Желание сразиться против мусульманских захватчиков выразили Торос II Великий – правитель Киликийского армянского царства и Константин Коломан – византийский наместник провинции Киликия.

Общая численность христианской армии достигала 10 000 человек, а главной ударной силой её была тяжёлая рыцарская конница, состоявшая из 600 отборных всадников[5]. На протяжении многих десятилетий правители Антиохии и Триполи не собирали самостоятельно (без учёта войска иерусалимского монарха) столь внушительные силы.

Раймунд III и Боэмунд III явно переоценивали собственные возможности, крайне пренебрежительно и уничижительно отзываясь о полководческих дарованиях Нур ад-Дина Занги. Правители Антиохии и Триполи, ничуть не сомневаясь в своей победе, стремились как можно скорее навязать врагу решающий бой. Противоборствующие стороны сошлись 10 (по другим сведениям – 24) августа 1164 года на равнине близ городка Артах. В арабских источниках в качестве географического топонима, идентифицирующего место сражения, фигурирует крепость Харим.

Перед самым началом сражения встревоженный Торос II обратил внимание своих союзников на то, что сарацины значительно превосходят христиан по общей численности и количеству всадников. Следует отметить, что в составе объединенной мусульманской армии, помимо собственного войска Махмуд Занги, были отряды его многочисленных вассалов – сирийских атабеков и эмиров. На помощь брату из Мосула свою конницу привёл Сейфеддин Гази I бен Занги[6]. Против византийцев, армян и антиохийцев пришли сражаться сельджукские эмиры и беи, чьи владения находились на территории современной Юго-Восточной Турции.

Единственное сохранившееся до наших дней достоверное изображение Раймунда III, графа Триполи, запечатлённое на средневековой миниатюре. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раймунд_III_(граф_Триполи)#/media/Файл:RaymondIIIofTripoli.jpg
Единственное сохранившееся до наших дней достоверное изображение Раймунда III, графа Триполи, запечатлённое на средневековой миниатюре. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раймунд_III_(граф_Триполи)#/media/Файл:RaymondIIIofTripoli.jpg

Армянский правитель настоятельно просил, чтобы предводители контингентов Утремера не подавались на типичные провокации мусульман и ни в коем случае не покидали удобные для круговой обороны позиции, удачно занятые на небольшой возвышенности. Князь Антиохийский и граф Триполийский, посчитав киликийского царя старым и малодушным брюзгой, поступили с точностью наоборот.

Нур ад-Дин Занги одурачил своих противников при помощи древнейшего восточного приёма, о котором хорошо знали даже самые молодые и неопытные воины, которые хотя бы раз сталкивались на поле боя с сарацинами. Сирийский властитель использовал тактику ложного отступления, которая и принесла ему очередную триумфальную и безоговорочную победу.

Партию свою Нур ад-Дин Махмуд Занги разыграл быстро, убедительно и безупречно. Первой в атаку на боевые порядки христиан устремилась лёгкая сельджукская и туркменская кавалерия. Как водится, азиатские всадники осыпав европейцев тучей стрел, стихийно врезались в передние ряды пеших франков, византийцев и армян, получив достойный отпор.

Правдоподобно изобразив смятение и нерешительность, тюрки начали неумело перегруппировываться, всем своим видом и поступками призывая противника к контратаке. Раймунд III и Боэмунд III приказали своей тяжёлой кавалерии опрокинуть и рассеять сарацин. Как только рыцари, их оруженосцы и жандармы устремились в атаку, сельджуки и туркмены в панике устремились прочь.

Антиохийцы и триполийцы пустились в погоню, быстро расстроив свои ряды, разделившись на отдельные группы, изрядно утомив коней. Как только тяжеловооруженные эскадроны основательно удалились от своих главных сил, Нур ад-Дин Занги бросил против них свою гвардию – отборную сирийскую кавалерию. Одновременно с этим несколько тысяч месопотамских всадников и конных лучников обрушились на вражескую пехоту, оставшуюся без поддержки рыцарей.

Локализация места сражения при Артахе (Хариме), состоявшегося 10 (24) августа 1164 года. Сиреневым цветом обозначены владения Византийской империи, оранжевым – Армянского киликийского царства, синим – княжества Антиохия, тёмно-красным – графства Триполи, белым – Иерусалимского королевства, светло-зелёным (Dinastia Zengida) – владения Имад ад-Дина Махмуда Занги. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Map_Crusader_states_1165-pt.svg
Локализация места сражения при Артахе (Хариме), состоявшегося 10 (24) августа 1164 года. Сиреневым цветом обозначены владения Византийской империи, оранжевым – Армянского киликийского царства, синим – княжества Антиохия, тёмно-красным – графства Триполи, белым – Иерусалимского королевства, светло-зелёным (Dinastia Zengida) – владения Имад ад-Дина Махмуда Занги. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Map_Crusader_states_1165-pt.svg

Разгром объединенного христианского войска, окруженного со всех сторон мусульманской кавалерией, был скоротечным и сокрушительным. Один из выживших католических воинов в последствие оставил письменные воспоминания о том, как завершилась эта неудачная битва: «…франки, разбитые мечами противника приняли позорную смерть, как жертвы перед алтарём. Все, невзирая на высокие титулы, поспешно бросили оружие и стали молить о пощаде. Торос и брат его Млех бежали с поля боя, чтобы спасти свои жизни ценой позора. Знатных пленников сарацины заковали в цепи, словно рабов, и с позором привели в Алеппо, где бросили в тюрьму, сделав игрушками неверных»[7].

В плену оказались десятки знатных рыцарей, феодалов и сеньоров Утремера, в том числе князь Антиохийский, граф Триполи, Гуго VIII де Лузиньян, Жоффруа Мартелл и Константин Коломан. Общее количество погибших христиан достигло 2000 человек[8]. Подобного тяжелейшего поражения правители Антиохии и Триполи не терпели со времён достопамятной битвы на Кровавом поле, произошедшей 45 лет назад – 28 июня 1119 года.

Константина Коломана – высокопоставленного вельможу могущественного византийского императора Мануила Комнина дальновидный Нур ад-Дин Занги быстро отпустил на свободу, получив за него выкуп равный стоимости 150 одеяний, сотканных из лучших сортов шёлка. Боэмунда III за 30 000 динаров выкупили его подданные в следующем – 1165 году.

Раймунд III оставался в плену вплоть до 1173 года. Сумма выкупа за него была объявлена огромная – 80 000 золотых динаров. С большим трудом родственники, друзья и подданные собрали 50 000 золотых монет. Граф Триполи выпущенный Нур ад-Дином Занги «под залог» и слово чести, обещал, что расплатится по догам полностью, но обещания своего, оказавшись на свободе, не сдержал.

«Старый» Гуго VIII де Лузиньян и вовсе скончался в неволе, так и не дождавшись, пока за него внесут объявленную сумму выкупа. Что касается Харима, то гарнизон этой крепости капитулировал в полном составе спустя три дня после поражения объединенного христианского войска…

Советники и союзники Нур ад-Дина Занги настаивали, чтобы он как можно скорее осадил Антиохию, оставшуюся фактически без защиты, если не считать малочисленный гарнизон. Однако сирийский правитель отказался от этой затеи. Осадных машин у него на тот момент не было, а без них взять антиохийскую цитадель не представлялось возможным. Кроме того, Махмуд Занги опасался, что на помощь осажденным с большой армией придёт византийский император.

Мануил Комнин мог легко превратить ослабленное недавним поражением Антиохийское княжество в одну из своих провинций, а этого он допустить никак не мог. «Я предпочитаю, чтобы и впредь моим западным соседом оставался Боэмунд, а не император греков!» – таков был окончательный ответ эмира Дамаска и Алеппо. Как верно заметил известный британский профессор истории Стивен Рансимен, в очередной раз Антиохия избежала разорения и завоевания лишь благодаря авторитету правителя Византийской империи[9].

На этой средневековой латинской миниатюре Нур ад-Дин Махмуд Занги изображён спасающимся бегством от преследующих его крестоносцев. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Nur_ad-Din_Zangi.jpg
На этой средневековой латинской миниатюре Нур ад-Дин Махмуд Занги изображён спасающимся бегством от преследующих его крестоносцев. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Nur_ad-Din_Zangi.jpg
-8

Тем временем, предприимчивый Нур ад-Дин решил извлечь из своей знаменательной победы максимальную выгоду, чтобы оказать действенную помощь Асад ад-Дину Ширкуху. Известный курдский средневековый историк Иззуддин Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, более известный под именем Ибн аль-Асир, рассказывает:

«Сразу после победы Нуреддин велел собрать знамена крестоносцев, а также снять белокурые шевелюры некоторых франков, убитых в бою. Потом, поместив все это в мешок, он отдал его одному из самых осмотрительных своих людей и сказал ему: "Ты без промедления отправишься в Бильбис, сделаешь все, чтобы проникнуть в город, и отдашь эти трофеи Ширкуху, сообщив ему, что Аллах даровал нам победу. Он выставит трофеи на стенах, и это представление посеет ужас среди неверных"»[10].

Задуманный Нур ад-Дином Занги устрашающий психологический трюк сработал. Доставленные в осажденный Бильбейс «трофеи» – отрубленные головы христиан, а также снятые с латинян скальпы, произвели ошеломляющее впечатление на иерусалимское воинство. Вскоре в стан Амори I пришли удручающие и горестные известия о разгроме объединенной христианской армии близ Харима.

В свете последних тревожных событий король иерусалимский принял единственно верное решение – как можно скорее вернуться в свои владения, чтобы иметь возможность лично руководить отражением весьма вероятной агрессии со стороны Нур ад-Дина Занги. Между Амори I и Ширкухом ибн Шади состоялось несколько встреч, в ходе которых противоборствующие стороны договорились о компромиссном варианте, который устроил всех.

Иерусалимской армии и сирийскому войску надлежало одновременно покинуть пределы Египта, проследовав в свои города. Подобная «боевая ничья» не ущемляла интересы обеих сторон. По итогам недавнего противостояния не оказывалось ни победителей, ни проигравших, а дальнейшая борьба за право обладания Египтом откладывалась до лучших времён.

В самом конце октября 1164 года Амори I покинул Каир, направившись в Палестину. Спустя неделю – 6 ноября в обратный путь домой выступила кавалерия Ширкуха. Невозможность иерусалимского монарха и лучшего полководца Нур ад-Дина Занги продолжать вооруженное противостояние на данном этапе, безусловно, было выгодно Шавару ибн Муджиду. Он – единственный из всех участников египетских перипетий остался в абсолютном выигрыше.

Наверняка у многих читателей возникает вполне закономерный и логичный вопрос: какова была роль Салах ад-Дина в египетской экспедиции 1164 года, помимо успешного захвата Бильбейса и последующей столь же успешной его защиты во время осады, предпринятой Амори I и Шаваром? Наиболее значимый ответ на этот вопрос даёт Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим – духовный наставник Саладина и его персональный биограф:

«Он [Ширкух] не принял окончательного решения и не решил ни единого вопроса, не посоветовавшись предварительно с Салах ад-Дином. Такого высокого мнения он был об удачливости и везучести, которые, казалось, сопутствовали ему во всем, и так высоко он ценил здравый смысл своего племянника и успехи, которых он достигал во всех своих начинаниях»[11].

Что касается самого Асад ад-Дина Ширкуха, то первый египетский поход в корне изменил его дальнейшую жизнь, обозначив новый вектор приложения своей кипучей энергии, полководческих амбиций и алчности. Современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон по данному поводу делает следующий весьма точный и красноречивый комментарий: «Теперь, ближе познакомившись с огромными богатствами Египта, Ширкух точно знал, что хочет стать правителем этой страны. А заодно горел желанием наказать визиря Шавира за обман и предательство. Так что возвращение в Египет было неизбежным»[12].

По мнению одного из современных художников Салах ад-Дин во время своих египетских экспедиций мог выглядеть именно так. Источник: https://yandex.ru/images
По мнению одного из современных художников Салах ад-Дин во время своих египетских экспедиций мог выглядеть именно так. Источник: https://yandex.ru/images
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука. – М.: Латтес, 2006. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-73.html (дата обращения 08.04.2025).

[2] - термин Утремер (иначе – Отремер или Утреме) в дословном переводе с французского языка (Outre-mér) означает «Земля за морем». До эпохи Крестовых походов определение Утремер обозначало какую-либо далёкую заморскую территорию без указаний на конкретное море или страну. После завершения Первого крестового похода термин Утремер приобрёл конкретную географическую привязку. Именно этим определением – Утремер европейцы, говорившие на французском языке, называли во второй половине XII века государства, созданные крестоносцами на территории Сирии, Леванта и Палестины – Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, а также графство Триполи.

[3] - сегодня город Харим находится на территории Сирийской Арабской Республики. Он расположен в 55 км к западу от Алеппо, близ сирийско-турецкой границы.

[4] - на момент описываемых событий Гуго VIII де Лузиньяну было около 58 лет. Данный возраст даже для мужчин-аристократов по меркам эпохи Высокого (Классического) Средневековья, однозначно, расценивался как старость.

[5] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 254;

- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 376.

[6] - полностью в арабском варианте произношения его имя звучало следующим образом – Абу-ль-Музаффар Атабек аль-Малик аль-Мансур Сейфеддин Гази I бен Занги.

[7] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 255.

[8] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 41;

- Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука. – М.: Латтес, 2006. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-72.html (дата обращения 08.04.2025).

[9] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 376.

[10] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 34.

[11] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 46.

[12] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 42.

-10
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Амин Маалуф (род. 1949) – известный современный ближневосточный писатель ливанского происхождения, на данный момент проживающий во Франции. Обладатель нескольких престижнейших европейских литературных премий и наград, член Французской академии. Наиболее известные произведения Амина Малуфа, принёсшие ему мировую славу, посвящены античной и средневековой истории Ливана, Палестины и Ближнего Востока. Одним из лучших его исторических трудов по праву считается фундаментальное исследование, вышедшее в 1983 году под названием «Крестовые походы глазами арабов».

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

-11

ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска

Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют

Часть 8-я. Третий египетский поход

Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа

Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются

Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»

Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)