Найти в Дзене
Generalissimus

Ранняя биография Салах ад-Дина. Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Эпиграфом к вступительной части сегодняшней публикации может послужить второе четверостишье известного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Что в имени тебе моем?»: «Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке». Почему именно эти строки вспомнились автору данной статьи? Дело в том, что полное имя главного героя нового цикла публикаций, посвященного предыстории Третьего крестового похода, согласно ближневосточной исторической традиции и лингвистических особенностей арабского языка произносится следующим образом: аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ва-д-Дин Абу́-ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б ибн Ша́ди аль-Курди́[1]. Даже для современного представителя западной цивилизации подобное сочетание, состоящее из десятка арабских имён собственных и связующих их частиц, на слух воспринимается как режущая ухо восточная какофония, лишенная логики и смысла. Что уж в таком случае говорить о европейцах эпохи Классического (Высокого) Средневековья!?
Оглавление

Эпиграфом к вступительной части сегодняшней публикации может послужить второе четверостишье известного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Что в имени тебе моем?»:

«Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке».

Почему именно эти строки вспомнились автору данной статьи? Дело в том, что полное имя главного героя нового цикла публикаций, посвященного предыстории Третьего крестового похода, согласно ближневосточной исторической традиции и лингвистических особенностей арабского языка произносится следующим образом: аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ва-д-Дин Абу́-ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б ибн Ша́ди аль-Курди́[1].

Даже для современного представителя западной цивилизации подобное сочетание, состоящее из десятка арабских имён собственных и связующих их частиц, на слух воспринимается как режущая ухо восточная какофония, лишенная логики и смысла. Что уж в таком случае говорить о европейцах эпохи Классического (Высокого) Средневековья!? Для них подобная многосоставная мешанина мусульманских имён воспринималась как полнейшая абракадабра, которую просто невозможно было запомнить и повторить.

Немудрено, что даже сокращенный вариант имени этого величайшего правителя и полководца, известный всему исламскому миру и мировой цивилизации – Салах ад-Дин, жители Средневековой Европы и Латинского Востока сократили, переиначили и «трансформировали» в наиболее приемлемый и пригодный для обиходного произношения вариант – Саладин.

На самом деле при рождении будущему герою средневекового Ближнего Востока имя было дано вполне понятное, чётко воспринимаемое на слух, доступное для запоминания и повторения – Юсуф ибн Айюб, что в переводе с арабского означает «Юсуф, сын Айюба». В некоторых мусульманских первоисточниках имена Юсуф и Айюб в зависимости от особенностей фонетической трансляции средневекового арабского диалекта и особенностей его перевода на различные языки письменно обозначаются как Йусуф и Аййуб (Айиуб)[2].

Доподлинно идентифицированных прижизненных портретов и изображений Салах ад-Дина, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Здесь и далее по тексту будут размещены наиболее известные и малознакомые изображения Саладина, как современные, так и более ранние. Источник: https://yandex.ru/images/
Доподлинно идентифицированных прижизненных портретов и изображений Салах ад-Дина, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Здесь и далее по тексту будут размещены наиболее известные и малознакомые изображения Саладина, как современные, так и более ранние. Источник: https://yandex.ru/images/

Наиболее привычное и распространённое имя главного героя данного цикла публикаций – Салах ад-Дин, в реальности именем собственным не является. Салах ад-Дин – это лакаб, то есть почётное прозвище, которое мусульмане достаточно часто присоединяли к имени собственному. Со временем это прозвище, чаще всего отражавшее почётный титул, социальное положение, военную или административную должность, духовный сан, характеристика личных качеств особенные черты внешности и т.д., становилось неотъемлемой частью имени собственного.

Чаще всего арабский лакаб «Салах ад-Дин» переводится на русский язык как «Благочестие веры»[3] или «Спаситель веры»[4]. С этими общепринятыми трактовками и особенностями перевода не согласен известный израильский русскоязычный историк и один из лучших современных биографов Саладина – Пётр Ефимович Люкимсон. По данному поводу он делает следующий комментарий: «Этот перевод неточен, особенно если учесть многозначность слова "Салах" в арабском языке. Думается, правильнее было бы переводить его как "Благо веры" или даже "Успех веры"»[5].

Личный духовный наставник Саладина, его верный советник, сподвижник и биограф – Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим дословно переводит лакаб «Салах ад-Дин» как «благодать этого мира и веры»[6]. Первые две составляющие имени – аль-Малик ан-Насир в переводе с арабского означают «Царь и Защитник». Вполне допустим и иной вариант перевода – «Правитель-защитник».

Словосочетание Абу-ль-Музаффар в литературной обработке можно перевести с арабского, тюркского и персидского языков как «Отец-победитель», «Отец Победы» или «Триумфатор». Само имя собственное – Юсуф в переводе с арабского языка означает «Бог преумножит», а в более широком исламском толковании «Аллах преумножит благочестие».

Имя Юсуф носил один из почитаемых исламских пророков, наделенный даром толкования снов. Согласно преданиям, он обладал очень красивой внешностью, но главное – был настоящим праведником-мусульманином – добрым, честным, справедливым и благочестивым. Давая своему новорожденному сыну имя Юсуф, родители надеются и верят, что их мальчик, когда вырастет, будет непременно обладать всеми качествами упомянутого пророка. На современном этапе развития истории мировой религии исламского пророка Юсуфа традиционно отождествляют с библейским иудейским пророком Иосифом[7].

Концовка имени Саладина – ибн Айюб ибн Шади (иначе Шадхи) – это «насаб», то есть указание имён собственных отца и деда. Дословно в переводе с арабского получается «Юсуф, сын Айюба, внук Шади». Наконец, последний «именной компонент» – аль-Курди («курд» или «уроженец Курдистана») указывает на национальность (этническое происхождение) обладателя имени собственного.

Таким образом, после обобщения и литературной обработки всех составных частей «многоступенчатого» имени Саладина в переводе с арабского оно будет звучать приблизительно следующим образом: Юсуф, сын Айюба, внук Шади, Спаситель и Защитник Веры, Правитель-триумфатор, уроженец Курдистана. Разумеется, все высокопарные эпитеты Салах ад-Дин приобрёл далеко не сразу, а уже в зрелые (по меркам Восточного Средневековья) годы. Свои почётные лакабы он собирал воедино постепенно, по мере свершения выдающих поступков, после очередных громогласных, резонансных и эпохальных военно-политических побед.

Что касается родословной Саладина, то на сегодняшний день доподлинно известны наиболее яркие и судьбоносные факты биографии двух предшествующих поколений знаменитого султана – его деда, отца и дяди. Досточтимый дед Салах ад-Дина известный под именем Шади (Шадхи или Шази) был предводителем влиятельного курдского племени равадия, обосновавшегося в селении Аджданакан, расположенного близ старинного армянского города Двин[8].

Расположение города Двин (Востан Двин) на политической карте современной Армении. Бывшая столица средневекового Армянского царства обозначена красной звездой. Источник: https://yandex.ru/images/
Расположение города Двин (Востан Двин) на политической карте современной Армении. Бывшая столица средневекового Армянского царства обозначена красной звездой. Источник: https://yandex.ru/images/
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Двин
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Двин

Предприимчивый Шади вовремя сообразил, что гораздо прибыльнее и почётнее профессионально заниматься военным ремеслом, чем скотоводством в суровых климатических высокогорных условиях. Объединив под своим началом наиболее отчаянных и воинственных соплеменников, предводитель равадиев отправился прямиком в Багдад, чтобы поступить на службу к местному халифу – Абу Мансуру аль-Мустаршиду.

Курды имели заслуженную репутацию отважных, мужественных, решительных, достаточно свирепых по отношению к врагам воинов – отличных наездников, профессиональных бойцов, мастерски владевших всеми видами восточного оружия. Стенли Эдвард Лейн-Пул – известный британский историк, специалист по истории ислама, профессор арабистики и авторитетный востоковед дал соотечественникам Салах ад-Дина следующую характеристику:

«С незапамятных времен курды вели пастушеский образ жизни в горных областях, расположенных между Персией и Малой Азией. Их клановость и склонность пользоваться тем, что плохо лежит, и в то же время присущие им рыцарское представление о чести и гостеприимстве и безусловная отвага роднили их с арабами "Дней невежества" еще до утверждения ислама... Курды были доблестным и воинственным народом, невосприимчивым, как правило, к цивилизации, не привыкшим подчиняться чужой воле и обладавшим многими достоинствами»[9].

Правитель Аббасидского (Багдадского) халифата охотно принял на военную службу Шади и его курдскую ватагу. Подробности военных заслуг деда Саладина, к сожалению, не известны. Однако он, безусловно, обладал и административными, и полководческим талантами, пользуясь доверием и расположением аль-Мустаршида. В противном случае халиф не назначил бы Шади на должность начальника гарнизона (коменданта) крепости Тикрит.

Этот небольшой на тот момент город, динамично развивавшийся и процветавший, расположенный на берегу реки Тигр, имел важное стратегическое и торговое значение, возраставшее год от года. Наместником Тикрита, правившим от имени халифа, был Мужахид ад-Дин Бихруз. Он подружился с курдским военачальником, став его другом и покровителем.

Экипировка и вооружение курдского воина (середина XII века). Современная реконструкция. Источник: https://yandex.ru/images/
Экипировка и вооружение курдского воина (середина XII века). Современная реконструкция. Источник: https://yandex.ru/images/

В 1132 году Шади умер. Перед смертью он передал свои полномочия коменданта Тикрита старшему сыну – Айюбу. Бихруз не возражал против подобной семейной преемственности. Уже упоминавшийся в сегодняшней публикации Пётр Люкимсон, перечисляя главные черты характера отца Саладина, делает главный акцент на следующих обстоятельствах:

«Если бы у него был выбор, Айюб ибн Шади вместо карьеры профессионального воина, вероятно, избрал бы профессию ученого-богослова, библиотекаря или переводчика античных текстов. Война и связанные с ней кровь и жестокость были ему глубоко чужды, и он предпочитал проводить дни, склонившись над книгами… Приверженность Айюба к суфизму[10] говорит о том, что в личной жизни он был, вероятно, скромным, глубоко порядочным и чрезвычайно требовательным к себе человеком»[11].

Стоит также отметить, что в зрелые годы Айюб ибн Шади получил почётную и весьма красноречивую приставку (лакаб) к своему имени – Надж (Неджм) ад-Дин («Спаситель Веры»).

В том же – 1132 году в жизни Айюба ибн Шади произошло судьбоносное событие. Имад ад-Дин Занги – влиятельный атабек (верховный наместник) Мосула и Алеппо преждевременно, весьма рискованно и самонадеянно бросил вызов багдадскому халифу, посягнув на его юго-западные владения. В первой же масштабной битве армия Абу Мансура аль-Мустаршида нанесла тяжёлое поражение войску Занги. С небольшим отрядом атабек Мосула и Алеппо направился вниз по течению Тигра, стремясь уйти от погони.

Конница халифа неустанно следовала по пятам за беглецами. Прижатые к восточному берегу полноводного Тигра, отчаявшийся Занги и горстка его воинов едва не угодили в плен. Однако неожиданно на выручку атабеку пришёл Айюб ибн Шади. Он не только помог Имад ад-Дину Занги переправиться на западный берег реки, но снабдил беглецов свежими лошадьми, запасом еды и оружием, указав тайные тропы, по которым атабек и его люди оторвались от смертельной погони.

Сложно сказать, почему Надж ад-Дин Айюб ибн Шади проникся сочувствием, состраданием и готовностью оказать помощь заклятому врагу своего верховного господина – багдадского халифа. Однако крайне рискованное решение, принятое комендантом Тикрита, в конечном итоге оказалось верным. Айюб ибн Шади не только избежал гнева и расправы со стороны Абу Мансура аль-Мустаршида, но и приобрёл в лице спасенного им Занги влиятельного и могущественного покровителя, умевшего по достоинству ценить преданность, непременно воздавая за бесценные услуги, оказанные ему кем-либо.

Пять или шесть лет спустя – осенью 1137 года, а возможно и весной 1138 года, младший брат Айюба – Ширкух ибн Шади, получивший почётный лакаб – Асад ад-Дин («Лев Веры»), вступился за честь униженной местной знатной женщины. Он убил во время поединка знатного сельджукского вельможу, который вопреки канонам ислама нанёс своими словами и прикосновениями тяжкое оскорбление чужой жене. Подробности этого инцидента, к сожалению, не отражены в первоисточниках.

Средневековое изображение курдского конного воина. Источник: https://yandex.ru/images/
Средневековое изображение курдского конного воина. Источник: https://yandex.ru/images/

Однако тот факт, что в конечном итоге, Ширкуху ибн Шади не были вынесены обвинительный приговор и наказание, говорит исключительно в пользу его правоты. Асад ад-Дин поступил строго в рамках шариатских законов и местных обычаев. Впрочем, есть отдельные авторы, которые считают, что Ширкух убил знатного сельджука в порыве неконтролируемой ярости, выхватив ятаган у городского стражника[12].

Убийство представителя сельджукской знати грозило всем его участникам – прямым или косвенным большими неприятностями. На тот момент на карте Средневекового Востока уже не существовало некогда могущественного и единого Государства Сельджуков, нередко именуемого историками Сельджукской империей.

Однако султаны-сельджуки по-прежнему держали под своей властью и контролем значительную часть территорий Ближнего Востока, Закавказья и Малой Азии. Многие тогдашние ближневосточные государи, правители и наместники – халифы, эмиры, атабеки, вали целиком и полностью зависели от воли, личных пристрастий и политического курса представителей династии Великих Сельджуков.

Даже всесильный багдадский правитель – халиф Абу Мансур аль-Мустаршид, хоть и именовал себя великим и независимым государем, внушая всем окружающим мысль о том, что он управляет обширными землями Месопотамии исключительно по воле Аллаха, на самом деле де-факто был ставленником близлежащих сельджукских султанов. Принимая решения в вопросах внешней политики, и в делах внутриполитических багдадский халиф вынужден был перманентно учитывать интересы и позицию сельджукских султанов.

Бихруз (Бируз) – наместник Тикрита, по-прежнему правивший в городе от имени халифа, был близким другом Айюба ибн Шади и его родственников. Несмотря на давние товарищеские отношения, Бихруз, поступил вполне прагматично. Он, одновременно опасаясь и возмездия со стороны сельджуков, и наказания от аль-Мустаршида, посоветовал Надж ад-Дину и его брату вместе с семьями поскорее покинуть Тикрит.

Расположение города Тикрит на современной карте Ирака. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тикрит
Расположение города Тикрит на современной карте Ирака. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тикрит
Источник: https://sanatoriikavkaza.ru/puteshestviya/irak-na-karte
Источник: https://sanatoriikavkaza.ru/puteshestviya/irak-na-karte

Наместник не сомневался, что очень скоро сельджукский султан Рукнеддин (Рукн ал-Дин) Месуд I или багдадский правитель обязательно потребуют от него выдачи сыновей покойного Шади для предания их суду и последующей неминуемой жестокой расправе. Айюб и Ширкух последовали совету градоначальника, поспешно покинув Тикрит, забрав с собой жён, детей, верных соратников, слуг и самое ценное имущество, какое только смогли унести.

Братья покидали город, ставший им второй родиной, под покровом темноты, тревожно озираясь по сторонам, направляя своих коней в ночной мрак полный опасностей и всевозможных неприятных неожиданностей. Для Надж ад-Дина Айюба и без того тяжёлое положение осложнялось тем, что буквально накануне – всего сутки назад его супруга родила третьего сына, которого нарекли Юсуфом в честь известного исламского пророка.

Родители не могли знать, что мальчику этому уготовано великое и славное будущее. В тот час, когда Айюб и его жена навсегда покидали Тикрит, они вполне обосновано опасались, что тяготы дальнего пути, возможная погоня, непременные лишения и грядущие невзгоды могут погубить новорожденного или пагубно отразиться на его здоровье.

Однако Всевышний смилостивился над младенцем, которого в будущем средневековый мир узнает под именем Салах ад-Дина. Юсуф не заболел во время скитаний своей семьи по каменистым пустошам нынешней Сирии. А вскоре неожиданная радость обнадёжила и приободрила братьев-беглецов. Сам Имад ад-Дин Занги, узнав о бедственном положении своего спасителя, в знак признательности и благодарности пригласил к себе на службу обоих скитальцев – Айюба и Ширкуха.

На этом современном рисунке художник изобразил Аль-Малика аль-Афдаля Наджм ад-Дин Айюба ибн Шади ибн Маравана – отца Саладина с одним из своих шести сыновей. Вполне возможно, что этот малыш, тянущий руки к своему родителю и есть Юсуф ибн Айюб, который в зрелые годы станет известен всему исламскому миру под более привычным и звучным именем – Салах ад-Дин. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наджм_ад-Дин_Айюб_ибн_Шади#/media/Файл:مولد_صلاح_الدين.jpg
На этом современном рисунке художник изобразил Аль-Малика аль-Афдаля Наджм ад-Дин Айюба ибн Шади ибн Маравана – отца Саладина с одним из своих шести сыновей. Вполне возможно, что этот малыш, тянущий руки к своему родителю и есть Юсуф ибн Айюб, который в зрелые годы станет известен всему исламскому миру под более привычным и звучным именем – Салах ад-Дин. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наджм_ад-Дин_Айюб_ибн_Шади#/media/Файл:مولد_صلاح_الدين.jpg
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 5;

- The Encyclopaedia of Islam. New ed., prepared by a number of leading orientalists. Edited by an editorial commmittee consisting of H. A. R. Gibb [and others]. – Volume VIII: Ned-Sam. – Leiden, Brill, 1995. Р. 210.

[2] - Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.) / И. М. Фильштинский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. С. 241;

- Семёнова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1966. С. 19 (и далее по тексту);

- Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 5 (и далее по тексту).

[3] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 36;

- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 19;

- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 324.

[4] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 3;

- Саладин // 100 человек, которые изменили ход истории, 2009. – № 64. С. 6.

[5] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 16.

[6] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 5

[7] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 16.

[8] - город Двин (иначе Востан Двин) в период с V по IX вв. являлся столицей Сасанидской Армении – территорий бывшего Армянского царства, завоёванных правителями Персии. В 1236 году город был практически полностью разрушен монголами. Развалины Двина находятся в западной части современной Армении – в 35 км к югу от Еревана, близ нынешней армяно-грузинской границы.

[9] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 17-18.

[10] - суфизм – исламское эзотерическое учение, включающее в себя фундаментальные знания и многочисленные духовные практики. Основная цель суфийского учения – духовное воспитание мусульманина, а также оказание помощи в преодолении его собственных пороков и мирских соблазнов. В более широком смысле суфизм – это, прежде всего, учение об истинном пути приближения к Богу через собственное духовное самосовершенствование и углубленное самопознание. Суфизм способствовал развитию таких личностных качеств, как искренность, бескорыстие, а главное – стремление исполнять заповеди исключительно из любви к Богу, а не из страха наказания.

[11] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 20.

[12] - Рестон Д. Священное воинство / Пер. с англ. С. С. Луговского. – М.: ООО АСТ; Хранитель, 2008 // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/svyashchennoe-voinstvo-read-248054-5.html (дата обращения 01.04.2025).

-10
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Исаак Моисеевич Фильштинский (1918-2013) – известный советский и российский историк-востоковед, арабист, литературовед, филолог. Доктор исторических наук, профессор. Один из авторов «Советской исторической энциклопедии» и «Истории всемирной литературы». Исаак Моисеевич за свою долгую жизнь издал два десятка научных трудов, монографий и исторических исследований, посвященных средневековой истории арабо-мусульманских стан и восточной литературе. Он также перевёл с арабского языка более десяти фундаментальных исторических и литературных произведений.

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

Джеймс Рестон (младший) [1941-2023] – известный американский журналист, политический обозреватель, автор документальных фильмов и расследований, политической и исторической научно-популярной литературы. В США он известен как автор книг о войне во Вьетнаме, резне в Джонстауне, импичменте Ричарда Никсона и терактах 11 сентября 2001 года.

Любителям научной исторической литературы Джеймс Рестон-младший известен как автор интересных и добротных книг о войнах Средневековья, прежде всего, о Третьем крестовом походе (противостоянии Ричарда Львиное Сердце и Саладина). Кроме того, Рестон-младший автор биографий Карла V, Сулеймана Великолепного, Галилео Галилея и Христофора Колумба.

-11

ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска

Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют

Часть 8-я. Третий египетский поход

Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа

Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются

Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»

Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)